Гамлет в бизнесе, или Как стать эффективным оратором

Презентация – это жанр современного искусства, доступного каждому. Создавать истории, делать хороший дизайн, наконец, просто быть на сцене... Все могут этому научиться, и совсем не обязательно быть профессиональным актером – достаточно быть самим собой. О том, как заинтересовывать и убеждать людей во время своего выступления, на встрече Дискуссионного клуба Executive.ru в Москве рассказал Андрей Скворцов, директор и со-основатель компании «Меркатор», эксперт в области корпоративных фильмов и видеоинфографики, академик Академии российского телевидения.

Многому вы можете научиться, глядя на хорошие выступления. Анализируя хорошие презентации, мы можем заметить у них много общего. Сложнейшая идея или продукт в них объясняются предельно просто, на языке, доступном школьникам. Широко используются анекдоты, истории из жизни, да и сами презентации построены как истории: с героем, проблемой, оппонентами и моралью. Более того, сам выступающий ведет себя на сцене как герой: герой перформанса, моноспектакля.

Для тех, кто не смог приехать в клуб, мы публикуем ролик с фрагментом выступления Андрея Скворцова.

Как быть интересным докладчиком и сделать свое выступление запоминающимся? Вот 12 советов, которые Андрей Скворцов сформулировал на основе свой многолетней практики:

1. Приходите рано

Придя рано, можно успеть пообщаться с гостями, установить какие–то личные отношения. Личные контакты помогают общаться с аудиторией. Лучшие докладчики всегда знают несколько людей в зале, и одно–два персональных обращения к ним очень оживляют процесс. Как минимум, стоит придти раньше, чтобы не опоздать — вот уж чего нет хуже.

2. Оставляйте что-то на память

Лучше всего — конспект доклада, или диск с презентацией. Тут есть несколько плюсов. Во–первых, у гостей остается доказательство ваших слов, а это всегда повышает доверие. Во–вторых, уходя не с пустыми руками, люди воспринимают информацию уже как что-то свое. А DVD–диск и вовсе всегда хранят и даже смотрят дома.

3. Никогда не извиняйтесь

В англосаксонском праве извинение равносильно признанию вины. Так оно и выглядит. «Извиняется, значит — виноват, а виноват — значит заслуживает наказания». Как может слушатель наказать докладчика? Да просто перестать слушать. Поэтому извиняться не надо. Ни за зависший компьютер, ни за незнание ответа на вопрос. Извинения особо опасны, когда аудитория должна голосовать. Очень трудно добиться нужного исхода голосования, если пару раз за доклад извиниться.

4. Всю технику проверьте заранее

Когда ставки высоки, лучше использовать свою технику, а не полагаться на то, что есть в зале. Например, в Америке многие устройства читают только формат NTSC, и DVD–диск, записанный в России в PAL, может не запуститься. Всего не предугадаешь, хотя и надо стараться.

5. Будьте готовы к неожиданностям

И реагируйте спокойно. «Я был свидетелем случая, когда доклад в самом начале был прерван пожарной тревогой, - говорит Андрей Скворцов, - всех (человек 500) выгнали на улицу, продержали там минут 20, а потом пустили обратно. Докладчик спокойно продолжил доклад, пошутив, что теперь «на свежую голову» и рассказывать, и слушать приятнее. А тревога оказалась учебной».

6. Тщательно готовьте информацию исходя из того, кто слушатель

Создание презентации — это, прежде всего, драматургия информации. Презентация должна быть не «О Предмете», а «Для слушателя». Замечали, как иногда бывает скучно, когда докладчик рассказывает о своей компании? Темпы роста, региональная сеть... Это потому, что он рассказывает о себе, а Вы тут вовсе ни при чем.

7. Используйте вещественные доказательства

По-английски звучит как «best evidence rule», и на юридическом языке означает, что доказательством может служить только реальный предмет, участвовавший в событиях. Если вы говорите про что–то и можете это «что–то» принести в зал и показать — обязательно приносите. Так поступают лучшие преподаватели, лучшие адвокаты, и лучшие докладчики. Эффект превосходит ожидания.

8. Используйте визуальные образы

Они (а часто только они) запоминаются на всю жизнь. Картинка может сказать больше, чем несколько страниц текста. Удивительно, насколько они эффективны.

9. Не экономьте на оформлении и технологиях

Классик убеждающей коммуникации Карл Ховланд выделял три этапа убеждения — Внимание, Понимание, Принятие. Качественное оформление и грамотно использованные технологии отвечают за первые две из трех составляющих успешного убеждения. Плюс к этому, они показывают уважение к аудитории, серьезное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на ваш личный имидж.

10. Если вам что-то нравится или не нравится — так и скажите

Личное отношение докладчика к презентуемому материалу — очень важный фактор убеждения, но часто недооцениваемый. Фразы «Мне очень нравится этот пример», «Я не доверяю этой информации» привлекают внимание и вызывают интерес. Безразличие докладчика, напротив, порождает безразличие и у слушателей: «Ему все равно, а мне и подавно».

11. Создавайте «события»

Термин «событийность» придуман психологами. Смысл его таков, что людей привлекают только события. А событие — это все, что выделяется на фоне монотонности. Даниил Хармс как-то считал секунды и отмечал, что за истекшую секунду ничего не произошло. Набрав ряд из ста наблюдений (ста секунд), он заключил, что в жизни вообще ничего не происходит. Так же и на презентациях. Изменение тембра голоса, темпа музыки, стилистики, формата подачи материала, переход со сцены в зал, эффектная анимация — все это события, которые означают, что в презентации все же что–то происходит, а значит, есть смысл сохранять к ней интерес.

12. Будьте кратки


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.