Сергей Филонович: В современном мире жизнь ускоряется, поэтому специальная подготовка, которая позволяла человеку быть конкурентоспособным в прошлом, перестает быть актуальной. Человек нуждается в расширении кругозора, поэтому сегодня в образовательном процессе должны затрагиваться вещи, которые раньше считались очень далекими от бизнес-образования. Во время своего общения с преподавателями я рассказывал об искусстве, архитектуре, эмоциях, которые человек должен научиться испытывать и управлять для формирования эмоционального интеллекта. Логика и умение проводить анализ, безусловно, нужны бизнесменам, но они нацелены на выявление ограничений. Одна из основных задач бизнес-образования – развитие интуиции, так как анализ никогда не сможет быть креативным. Также важно научить слушателей составлению своей когнитивной карты (схема, которая представляет вопросы, важные для понимания предмета или явления, а также гипотезы относительно возможных ответов).
В ближайшем будущем люди будут учиться из восприятия художественных произведений, например живописи, делать серьезные выводы об изменении социальных структур, как в бизнесе, так и в обществе. Главная идея – чтобы к художественной литературе, искусству, музыке человечество относилось не как к развлечениям по выходным и неизбежному злу (без которого вас не будут считать образованным интеллигентным человеком), а как к источнику новых идей и эмоций, средству развития интуиции и навыка создания трудновоспроизводимых конкурентных преимуществ. Ведь, мысль, рожденная в рамках логики, очень быстро может быть воспроизведена другими людьми. А интуиция базируется на личном опыте человека, который индивидуален и неповторим. Мне в жизни повезло: отец – военно-морской инженер, мама – искусствовед, сам я управлял бизнесом и веду его сегодня, - и считаю себя носителем всех трех культур. Я приводил пример в своем выступлении, когда весьма циничные топ-менеджеры приехали в Милан на прослушивание оперы. Это было частью их обучающей программы. Уехали они с пониманием того, что, чтобы постигнуть этот мощнейший источник эмоций, нужно учиться работать над собой. Ведь нельзя идти в оперу, не подготовившись (важно знать, кто композитор, историю создания произведения, исполнителей, на какой литературе основано и т.д.). А если вы пришли без выполнения «домашнего задания», сидите и ничего не понимаете, то у вас возникает защитная реакция – цинизм, ерничество, дурацкие шуточки.
С точки зрения коммуникации в инновационной области программ бизнес-образования можно назвать использование фрагментов киноискусства. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», говорит пословица. Кино надо уметь анализировать. Иногда надо в покадровом режиме показать, как актер или режиссер решает определенную задачу. Я работаю над книгой, где фактически все темы курса организационного поведения будут проиллюстрированы фрагментами из фильмов. Например, в N.. фильме такие-то сцены нужно посмотреть, на такие-то вопросы постараться ответить. Дальше, после просмотра и самостоятельного решения, люди смогут обратиться ко второй части книги, где будет изложена и моя точка зрения.
Есть ли цифровая пропасть между студентами и преподавателями бизнес-школ? Есть. Имеем новое поколение студентов, с новой мотивацией к обучению:
- технические навыки, привычка к социальным сетям и неограниченному доступу в Интернет;
- интерактивность, диалог 24 часа 7 дней в неделю;
- запрос на видео и аудио материалы.
Получается, что в бизнес-школе нужны web-based технологии приема, web-based информационные каналы и информация, web-based телеконференции, дискуссии и обмен опытом, web-based технологии коллективной работы, web-based оценка качества и аттестации, т.д. А также нужен web-base преподаватель. Или модератор, преодолевший цифровую пропасть между студентами и преподавателями. Школы, реализующие программы, основанные на технологиях, формируют и соответствующих преподавателей.
Насколько востребован функционал соцсетей в учебном процессе? С появлением возможности привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (Web 2.0) его размещения на любых устройствах, роль соцсетей растет. Они позволяют создавать информацию для других участников и формировать группы для решения различных общих задач в образовании. При этом используются как социальные сети, так и социальные ресурсы и социальное программное обеспечение.
Актуальны ли облачные технологии для учебного процесса в бизнес-школах? Как и в любых других областях, бизнес-школы, как потребители облачных вычислений, могут значительно уменьшить расходы на инфраструктуру информационных технологий (в краткосрочном и среднесрочном планах) и гибко реагировать на изменения в потребностей на информационные технологии.
Какие именно технологии / приложения наиболее актуальны для бизнес-образования? Среди традиционных это: электронная почта, учебные материалы, системы и средства поддержки групповой работы – общие документы, проекты, деловые игры.
Среди инновационных: электронная библиотека, web-сайты (порталы) образовательных организации, подразделений, программы, студентов; системы управления учебными курсами и контентом (LMS\LCMS) - Moodle, Sakai, D2L, WebCT, Blackboard, Courselnfo, Angel, LLMS, …); системы записи и редактирования лекций (Echo 360, Accordant, Tegrity, …); средства просмотра лекций (lecture capture); средства синхронных коммуникаций (WebEx, Eliuminate, Horizon Wimba, …) - видеоконференции, текстовые чаты, аудио-видео чаты; средства асинхронных коммуникаций и организации групповой работы в виртуальной среде (Wiki, Mind mappers, …) – форумы, блоги; виртуальные среды, виртуальные предприятия.
Сергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП):
Было бы правильно определить основные роли, которые должен играть преподаватель, вовлеченный в процесс развития управленцев-практиков. И выделить следующие из них: преподаватель, исследователь, консультант, тренер, фасилитатор, технический эксперт, дизайнер программы, стратегический партнер, представитель организации, лидер, командный игрок, агент изменений, администратор... Разумеется, что в различных группах приоритетные роли и их содержание будут существенно различными. Так, к примеру, «исследователь» в вузе должен глубоко изучить, проанализировать и обобщить явления, происходящие в отечественной управленческой практике. В консалтинговой компании от преподавателя требуется изучить ту же управленческую практику, в первую очередь, с целью ее практического применения в других аналогичных фирмах. А в хорошей бизнес-школе от преподавателя жестко требуется исследовать все современные новинки, публикуемые коллегами в мире с целью адаптации своих учебных программ к постоянно меняющимся требованиям бизнеса. То есть речь идет больше о «кабинетных» исследованиях, находках коллег, коих в мире не один десяток тысяч. «Вы должны не писать, а, в первую очередь, читать. Не публиковать ваши статьи, а активно знакомиться со всеми достойными новинками, опубликованными вашими коллегами во всем мире»,- это призыв к преподавателям одного моего хорошего знакомого, руководителя успешной независимой зарубежной бизнес-школы. Я с ним согласен. В ИМИСП одно из непременных требований к преподавателю – хорошее знание английского. Ведь именно на этом языке можно прочесть актуальные новинки в области менеджмента, не дожидаясь их перевода на русский.
Исходя из выше изложенного, каждый из преподавателей-андрогогов, работающий в различных условиях с практическими управленцами, должен отвечать основным базовым требованиям:
- Иметь глубокие и актуализированные знания преподаваемой дисциплины и понимать ее место в структуре бизнес-дисциплин.
- Хорошо знать возможности практического применения этих знаний в реальном бизнесе, в котором трудятся слушатели с учетом их управленческой позиции и специфики отрасли.
- На основе хорошего знания дисциплины и вариантов ее практического применения уметь создавать новое знание, предназначенное для конкретной аудитории слушателей.
- Уметь донести это знание до слушателей, мотивировать их на успешное усвоение и дальнейшее использование в практической деятельности.
Вот как работает схема роста от просто «способного человека» до «хорошего преподавателя» бизнес-дисциплины в ИМИСП:
- Хорошее базовое образование (экономика, менеджмент, финансы) в хорошем вузе (к 21-23 годам);
- Практическая работа в бизнесе (5-7) лет, желательно, на различных позициях в разных отраслях (до 26-30 лет);
- Обучение на хорошей очной программе МВА в хорошей (LBS, IMD, INSEAD, SDA BOCCONI, HBS...) школе бизнеса (к 32-33 годам);
- Работа в качестве ассистента (не менее 1 года) под руководством опытного преподавателя (с 32-35 лет);
- Разработка нового учебного курса (к 33-37 годам);
- Возможная работа над кандидатской диссертацией (с 35-37 лет).
Понятно, что любая схема – всего лишь схема, и ни одна из них не гарантирует 100% результата. Но каждый руководитель соответствующей структуры должен иметь представление, какой именно преподаватель ему нужен и для достижения каких именно целей. При этом представляется, что мы должны освободиться от оков догматизма и ложной политкорректности.
Наталья Евтихиева, генеральный директор РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования), директор Международной школы бизнеса Финансового университета: В составлении плана выступающих мы ориентировались на тех «звезд», которые есть у нас в Ассоциации, и кто может принести максимальную пользу для участников, передав им свой опыт и свои знания. Темы охватывали и мастерство лидера, и преподавательское мастерство, и умение использовать коучинг-технологии и IT, и управление персоналом, и маркетинг и т.д. В зале среди слушателей присутствовали как преподаватели, так и руководители и администраторы школ бизнеса. Мы сделали этот семинар бесплатным для региональных членов РАБО. Мы видим разницу не в том, что Москва и Санкт-Петербург далеко «впереди планеты всей» по сравнению с регионами, а в том, что региональные члены РАБО гораздо выше по своей подготовке, понятиям и уровню компетенции, чем не члены РАБО из тех же регионов. Потому что членство, участие в подобных мероприятиях и общение с признанными лидерами в бизнес-образовании дает большой профессиональный рост и возможность развиваться.
Мы растем, и нам пора выходить на международный уровень. Поэтому Ирина Сенникова и Сергей Мясоедов рассказывали про преподавание в международных координатах. Ирина – представитель европейского русскоговорящего сообщества, член CEEMAN Board и председатель Совета по качеству Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) в 2012 году. И она прекрасно видит изнутри все, что происходит с развитием бизнес-образования в Европе, очень многое знает о международных аккредитациях. Своими знаниями она делилась с нашей аудиторией, ведь российские школы бизнеса все больше и больше претендуют на международное признание (уже 12 российских бизнес-школ имеют аккредитацию AMBA, и их число растет).
Игорь Гурков, член редакционных советов Journal for East European Management Studies, действительный член Academy of International Business, рассказал о том, как преподаватели должны двигаться в сторону публикаций в международных научно-исследовательских изданиях категорий «A» и «B». Это необходимо для глобализации признания программ бизнес-школ в мире. На сегодняшний день эта составляющая в РФ близка к «нулю».
Фото: freeimages.com