Инкубатор или реальность. Где растут новые кадры?

Многие студенты, выпускники и работодатели давно не верят эффективность российского высшего образования, также как и в то, что переход к новой образовательной системе хоть что-то изменит. Меняется оболочка, а содержание остается на прежнем уровне. Поэтому все больше студентов стремится найти иные варианты и уехать учиться за рубеж, а, если получится, то и остаться там работать. В июне 2011 года кадровый холдинг АНКОР провел исследование среди студентов и выпускников вузов с целью выявить взгляд молодых специалистов на меняющуюся систему образования, уровень подготовки в вузах и требования рынка, желание продолжать образование за границей. В исследовании приняли участие 2156 человек из 22 городов России, из них 38% респондентов проживает в Москве, 18% — в Санкт-Петербурге. Большинство опрошенных (73%) – девушки, которые заканчивают или недавно закончили вуз со степенью специалиста (80% всех опрошенных). 43% респондентов получают образование по экономическим специальностям, 22% специализируются в технических науках.

specializacia.jpg

Переход России на Болонскую систему

В настоящее время Россия активно интегрируется в мировой образовательный процесс и переходит на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат плюс магистратура). Однако данный процесс вызывает неоднозначные мнения. В результате проведенного исследования было выяснено, что 38% студентов считают, что им необходимо обучение в магистратуре, т.к. образование бакалавра является неполным, и его недостаточно для получения хорошей работы. Практически столько же кандидатов (37%) говорят о том, что получение степени магистра даст им возможность углубить свои знания или получить другую специализацию. Только 8% студентов-участников опроса связывают магистратуру с научной деятельностью.

stoit li prodolzhat.jpg

Отвечая на вопрос, правильным ли является переход к новой двухуровневой образовательной системе, 51% респондентов ответили, что не видят в ней смысла. 30% считают, что таким образом у студентов есть возможность делать выбор, исходя из своих целей. Идеологически поддерживают политику перехода России к Болонской системе только 13% опрошенных. Примечательно, что есть такие респонденты, которые не понимают, о каком переходе идет речь (6%).

perehod.jpg

«Безусловно, любые перемены вызывают сбои и торможение в системе, создают проблемы и для студентов, и для преподавателей, и для администрации, – говорит Светлана Хапаева, директор «Института открытого образования МГОУ». – Но сегодня мы понимаем, что работаем на важную цель – интеграция в европейское образовательное пространство, и можно было бы сказать, что наши усилия необходимы, а трудности временны, если бы реформы были глубоко осмыслены. Сроки обучения, уровни – это лишь внешние признаки европейского образования, вместо содержательных изменений, на мой взгляд, мы проводим формальные. Что сегодня в вузе зависит от студента? Какие у него возможности выбора? Пока это вопросы без ответа».

Отъезд за рубеж

Интеграция России в мировой образовательный процесс сделала кандидатов более мобильными. По мнению большинства специалистов издержки отъезда резко понизились – цена, которую нужно заплатить, чтобы жить и учиться в другой стране. В настоящее время существуют различные программы обмена, а также стажировки за границей с последующим трудоустройством. В связи с этим, перед респондентами был поставлен вопрос, хотели бы они уехать из России за границу для получения образования либо работы. Примечательно, что около половины (47%) считают, что отъезд — это хорошая возможность дополнить свое образование и найти лучшую работу за рубежом. Примерно треть опрошенных (35%) хотели бы получить профессиональные знания за границей с последующим применением их в России. 18% говорят о том, что и на родине можно получить достойное образование и сделать карьеру. Со своей стороны специалисты в области образования в один голос говорят, что в России необходимо создавать и прорабатывать подходящие условия для того, чтобы молодое и креативное поколение само хотело получать образование, жить и работать в своей стране. Иначе в будущем нас ждет деградация социальной среды.

hotyat-yehat.jpg

Уровень подготовки в вузах и требования рынка

В настоящее время большинство компаний озабочены поиском квалифицированных кадров, заявляя, что уровень подготовки в вузах существенно ниже того, который нужен ведущим работодателям. 69% опрошенных молодых специалистов ответили, что подготовка в их вузах соответствует требованиям рынка. Только треть (31%) студентов и выпускников считают, что их вуз не готовит специалистов должного уровня. Причинами несоответствия респонденты назвали отсутствие опыта применения знаний на практике, слишком низкий уровень подготовки, нет связи с производством и формальность производственной практики. Участник опроса: «Университет давно не дает полный спектр знаний по специальности, высшее образование просто расширяет кругозор на более высоком уровне (после школьных базовых навыков). Успех в жизни и в работе зависит исключительно от личностных качеств и умственных способностей кандидата».

sootvetstvie runky.jpg

«Если оценивать уровень кандидата с позиции его конкурентоспособности, то для работодателей в первую очередь имеет значение наличие профессионального опыта, а не диплома какого-то престижного вуза, более того, с большей готовностью примут человека из глубинки, с меньшими амбициями и способностью работать с полной отдачей, - говорит Галина Дмитриева, директор по маркетингу компании Ventra Employment. - Конечно, оканчиваемый вуз имеет значение как фундамент для формирования личности и умения концентрироваться на целях, не разбрасываться, быстро обучаться и др. В совокупности смотрят и на вуз, но хочу сказать, что у меня были отказы от очень приличных кандидатов, которые закончили МГИМО – предполагалось, что эти выпускники не способны к простой рутиной работе, допустим, персонального ассистента».

К сожалению, приходится ставить под сомнение объективность ответов респондентов на вопрос о соответствии подготовки вуза требованиям рынка. Видимо, большинство ответивших не в достаточной мере осведомлено, каковы они, эти требования рынка. Оно и понятно – откуда им это знать, если вузы не дают достаточной связи с производством. Конкурсы и олимпиады весьма поверхностны, а производственная практика носит формальный характер. Вот и получается, что студент взращивается в неведении того, что творится в мире бизнеса, словно в инкубаторе, не зная ни реальной оценки своих возможностей, ни востребованности своих профессиональных качеств. Зато амбиции в этом возрасте просто зашкаливают. И выходит, что на выходе из вуза большинство молодых специалистов ждет глубокое разочарование, болезненное падение и серый взгляд на жизнь взамен разбившимся розовым очкам. И, конечно же, их недооцененные головы начинают поворачиваться на Запад.

Получение опыта работы

Есть ли у респондентов опыт работы к окончанию вуз? Большинство опрошенных (69%) уже работали. При этом в 37% случаев речь идет об опыте более двух лет. 26% имеют опыт работы от года до двух лет. 20% – от полугода до одного года. Менее полугода работали к окончанию вуза 17% кандидатов. Кроме того, среди тех, кто уже имеет опыт работы, 48% работали/работают по специальности, 52% – нет. Причем40% опрошенных проходили производственную практику, однако честно признались, что она была формальной.

prohodili-praktiky.jpg

«На рынке ощущается колоссальный недостаток профессионалов высокого класса, - считает Евгения Титова, старший консультант Morgan Hunt. - И это касается практически всех отраслей. Зачастую специалисту, получившему высшее образование, на выходе требуется узкоспециализированная практика. Эта задача ложится на плечи работодателя, которому приходится самостоятельно выращивать необходимые кадры. Сегодня для подготовки специалистов организации проводят обучение в корпоративных университетах, берут студентов на практику».

Подведение итогов

«Результаты исследования выявили несколько проблемных зон, которые влияют на положение молодых специалистов на рынке труда. Как показывают данные опроса, большинство студентов не знакомы с возможностями и перспективами новой системы образования и опасаются заканчивать свое обучение на степени бакалавра, - говорит Лора Буромская, директор департамента рекрутмента кадрового холдинга АНКОР в Москве. - Низкая информированность молодых специалистов привела к тому, что они рассматривают магистратуру не как шаг к научной степени, а только как необходимый атрибут для дальнейшего трудоустройства.

Все это, а также тот факт, что, в разрез общему мнению бизнеса, более половины респондентов уверены в высоком качестве полученного образования, приводит к перекосу на рынке труда. Низкая информированность студентов о требованиях бизнеса, вузов – о долгосрочных потребностях компаний в персонале, абитуриентов – о востребованных специальностях — ведут к расхождению спроса и предложения на рынке труда молодых специалистов и продолжительному поиску работы после окончания вуза». Проблема большого разрыва между производственной практикой и вузом, к сожалению, пока не решена, а это значит, что несоответствие запросов работодателей и знаний и навыков молодых кадров продолжит существовать, а последние будут все больше рваться за рубеж в поисках лучшей жизни.

Благодарим компанию АНКОР за предоставленную информацию и текст исследования.

Также смотрите:

Статья Отбор кандидата на должность в Энциклопедии менеджера

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.