С 2012 года начнет действовать государственная программа финансовой поддержки талантливой молодежи. Более двух тысяч студентов смогут получить образование в лучших вузах мира при условии последующего возвращения на родину. На эти цели, сообщает РБК, Минэкономразвития выделит более $60 млн. Дмитрий Медведев давно намекал на необходимость такой программы, возможно, потому что она должна замедлить массовую эмиграцию отечественных специалистов.
Окажется ли этот проект эффективным? Эксперты и участники Сообщества комментируют тему дня.
Мурад Софизаде, соавтор программы: «Этот проект предусматривает определенный механизм обучения за рубежом. Отбор студентов будет осуществляться на основании результатов общего конкурса. Программа лишь убирает один важный барьер – финансовый. Изначально образование кредитуют иностранные банки. Наше государство полностью субсидирует эти расходы в течение трех лет, если выпускники по возвращении на Родину будут работать в госсекторе. Если в частном – погашена будет половина кредита в течение пяти лет. Те выпускники, которые решат не возвращаться в Россию, будут выплачивать кредит самостоятельно».
Дмитрий Кожевников, старший преподаватель НИУ ВШЭ: «Вряд ли такой проект сам по себе сможет притормозить «утечку мозгов». Эту проблему нужно решать комплексно, а не подобными инициативами. В России очень тяжело стартовать в любом виде бизнеса, а на Западе возможностей для начинающих специалистов, предпринимателей и ученых значительно больше. Мне пока не известны детали программы, но даже если наши студенты смогут получать образование за рубежом за счет государства, вряд ли их что-то потом удержит на родине. С другой стороны, эта программа позволит России интегрироваться в международное научное и бизнес-сообщество и, возможно, поможет изменить отношение европейцев к русским, которое сейчас достаточно опасливое и настороженное».
Светлана Макарова: «Я думаю, что эта программа будет очень эффективна, так как за рубежом студенты получают дополнительный международный опыт и знания. Конечно, многим из них часто хочется остаться там работать, так как условия труда там гораздо лучше, и совсем обезопасить себя от «утечки мозгов» государство не сможет. Что касается обязательного условия договора по возврату студентов на родину, то о вариантах контроля судить сложно. Ограничивать свободу человека (к примеру, контракт на три года трудовой деятельности в стране после учебы) – не слишком гуманно, гораздо эффективнее, на мой взгляд, было бы создавать какие-либо стимулы для работы молодежи. Ведь очень часто студенту с качественным университетским образованием крайне сложно найти хорошую работу в России. Нужно создать такие условия, когда молодой специалист понимал бы, что он нужен стране, что он востребован! Чтобы в своей стране стало жить проще, привычнее и интереснее. Государство, вкладывая средства в обучение студентов, могло бы получить реальные выгоды от таких инвестиций, направляя студентов учиться по тем направлениям, которые наиболее приоритетны для российской экономики, но в которых пока еще не хватает знаний и квалифицированных специалистов».
Фото: freeimages.com
Пускай вначале правительство восполнит недостаток собственных мозгов, а там гладишь и утечка прекратиться )
Ну и что будет дальше делать этот специалист?
Президент и правительство могут сказать, каковы стратегические планы развития народного хозяйства страны? Какие отрасли как должны выглядеть через 5-10-15-20-30-50 лет? Какие специалисты (сколько и какой квалификации) нам нужны будут для этого?
Вряд ли. Только и хватает сил на популизм за ''народные деньги'' (налоги, то есть).
Что толку получать инженерное образование, скажем, по системам запуска летательных аппаратов, чтобы потом либо сидеть в КБ/НИИ за зарплату курьера, либо сразу сделаться ''менеджером по продажам'' (или по маркЕтингу)?
Про медицину говорили уже - недавно такой же опрос был по поводу выступления Рошаля. Как может быть, чтобы в стране дипломированный врач получал зарплату на уровне прожиточного минимума?
Про образование... Оно, похоже, в фантом превратилось - преподаватели делают вид, что учат, а студенты - что учатся. Чтобы потом делать вид, что работают за зарплату, которую работодатели делают вид, что платят.
И зачем для этого тратить налоги, переводя их за границу?
Ничего нового в правительстве не предлагают уже несколько десятилетий. Очередную азиатскую бизнес-идею передрали с опозданием на 10 лет.
Выход есть:
1. Сделать регламент по передеранию законов с развитых экономик с интервалом не более 3-х месяцев, вот тогда у нас будет отставание от экономически развитых стран 1 год а не 20 лет.
2. Распустить гос думу и совет федерации (сегодня это предложил в твиторе Жириновский) в замен сделать концелярию по передеранию бизнес-идей и законов с прогрессивных стран.
Печаль(
2 Борис Зверев: Браво!
Очень хорошая новость. С одной стороны, абсолютно верная идея. Поскольку на мой взгляд, высшая школа у нас никуда не годная. Может быть это будет второй прорыв в образовании после ЕГЭ. Фурсенко – браво и памятник при жизни. С другой стороны, Петруша сумел обгадить все что можно, в том числе и подготовку специалистов зарубежом. Тем не менее, если будут ребята, которые сами, не по блату и не за родительские деньги выучатся, то важен будет сам факт их присутствия в нашей жизни. Повторяю, если удастся воплотить идею – ура Фурсенко! Образовательные кредиты в нашей стране так и не работают в том виде, в котором их презентовали 2 года назад. Даже документа полноценного до сих пор никакого не приняли (в отличие от автокредитов и автохлама, кстати).