Как это часто бывает у каждого, кто получил какой-то диплом, обязательно наступает тот день и час, когда появляется кто-то с вопросом: «А стоит ли идти учиться на эту программу / курс? А что это тебе дало?». И мы часто встречаем сторонников той или иной теории на этот счет, как очно, так и в различных соцсетях.
Я не случайно хочу затронуть тему о дипломе MBA. Дело в том, что как раз именно по этой программе мне самому задали вопрос. А недавно на глаза попалась дискуссия по поводу выбора и общей целесообразности бизнес-образования. И вот что интересно во всех этих вопросах, обсуждениях и многих статьях... Тот, кто спрашивает или пытается разобраться, часто пытается говорить в терминах результата. Что я получу после программы MBA? Как изменится мой уровень зарплаты? Получится ли поменять работу? Смогу ли открыть бизнес?
Однако, что является результатом обучения, если уж полноценно говорить об этом самом результате, причем относительно конкретной личности? Чтобы ответить на этот вопрос и на многие другие, для начала переформулирую тот, который был в самом начале: а стоит ли мне идти учиться на программу MBA? Думаю, что разницу вы сразу уловили.
Как можно ответить за кого-то? Кто и откуда знает, стоит ли кому-то что-то делать? Стоит ли мне сегодня завтракать? А может быть, мне прочитать вот эту статью? Я не знаю, это зависит от вас.
Чтобы еще больше углубиться в тему измеримых итогов обучения, стоит обратить внимание на длительность программы MBA – сейчас это полтора года и более. Я учился немногим больше двух лет, на программе Executive MBA. Так вот, если брать в расчет длительность программы, то главным является не мгновенный результат, который вы получаете, как будто проснувшись через два года, неожиданно с утра встав с постели и увидев на собственной стене табличку со званием. Главным является процесс трансформации вас, как человека, как личности. Да, именно так. Я встречал много «консультантов», которые, никогда сами не учившиеся на подобных программах, кричат об их бесполезности. Такие крики можно сразу отправлять в урну – не может ничего о море сказать тот, кто его не видел. Но вот спроецировать на себя свое мнение о море, конечно, может.
Кто-то занимается йогой. Скажите, это меняет человека? Кто-то занимается живописью. Скажите, а это меняет? Кто-то занимается музыкой или вокалом. Скажите, а это меняет? И процесс трансформации, которым является обучение и последующая защита диссертации – он тоже меняет.
Да, есть те, кто после двух лет занятий вокалом пытаются петь – но не получается. Однако обратите внимание – они набрались смелости и начали. И у них обязательно получится. Потому что главное – начать двигаться в выбранном направлении.
И вот что еще важно, если отвечать на вопросы, часто задаваемые о целесообразности обучения на программе MBA. Далеко не у всех повышается зарплата после того, как был получен диплом. Да и до диплома не все доходят: причины у всех разные. Далеко не все меняют работу или создают свои бизнесы. Далеко не всем становятся полезными связи, которыми обзавелись в институте... Но все это про оценку результатов учебы «в моменте», без оценки влияния полученных знаний на будущее человека. И без оценки того, что сам человек стал другим.
Лично для меня период учебы на программе MBA стал одной большой программой изменений. Справедливости ради отмечу, что начало было положено чуть раньше – еще в РУДН, на программе mini-MBA, после которой последовало новое обучение. На текущий момент прошло почти два года после защиты диплома. Так что же можно сказать?
1) Лучше разбираюсь в носителях информации. Не все «теоретики» пусты – есть великолепные учителя. Как и не все «практики» заслуживают внимания.
2) Понимаю, что за не всегда умелой подачей информации скрываются очень ценные зерна. И это больше относится к практикам. Умению слушать – тоже можно научиться, при желании.
3) Знаю, что есть книги «одной мысли», а есть те, которые перечитываю много раз, и каждый из них нахожу много и много нового. Для понимания этого прочитал достаточно много книг, и продолжаю читать постоянно.
4) Знаю, чем отличается имидж бурной деятельности и действительно заинтересованная работа. Поэтому хороших сотрудников умею отличить от тех, кто еще не определился со своим будущим.
5) Часто слышу «между строк». Когда кто-то кого-то хвалит или кого-то ругает – за этим иногда скрывается желание выслужиться. А как определить на собеседовании руководителя, с которым никогда никаких перспектив не будет – знаете?
6) Знаю, как собрать и сплотить коллектив. Понимаю, что некоторым «звездам» место на небе, а не в моей организации.
7) Всегда наступает момент, когда необходимо отпустить. И это тоже развивает, а не останавливает.
8) Вижу свои прошлые ошибки в построении карьеры и бизнеса. О будущих, конечно, могу только догадываться.
9) И еще много-много из разных областей знания о себе и об окружающем мире.
10) И еще много-много из разных профессиональных областей: экономики, маркетинга, менеджмента, права, проектной деятельности... Все это применил на практике: менял структуру, систему мотивации, перестраивал продажи, изменял бизнес-процессы и управленческие процессы. В итоге – лучшая эффективность и результативность.
В общем и целом – бизнес-школа поставила меня поставил на другую лыжню. И она мне нравится определенно больше, чем прежняя. Кому-то да, действительно, хватает одной книги из серии «MBA за ночь» – вечером прочитал и утром уже обновленный. Однако это не мой случай.
Поэтому учиться или нет – это личный выбор каждого. И оценка результатов строго индивидуальна. Наверняка не открою страшной тайны, когда скажу – чтобы стать большим начальником, иногда достаточно просто родиться в семье «правильных» родителей или удачно выйти замуж/жениться. Ну, или быть близким другом/родственником/одноклассником кому-то, кто родился... (Этот список условий можно продолжать долго).
Повторюсь: результат, в первую очередь, не в должности. Результат – внутри. Поэтому желаю каждому выбрать свою программу MBA!
Пятый день маячит статья. 2856 просмотров. 0 откликов. Значит, сама программа МВА еще вызывает интерес. А мнение консультанта о ней – вряд ли.
Да-да. Если бы МВА-образование было частью образования тех, кто успешно занимается реальным делом, то кто бы сомневался в его пользе. Но, к сожалению, МВА стало, скорее, частью образования только консультантов («школа-ВУЗ-МВА»). Что и порождает скепсис.
Но, не всё так просто.
100 лет назад, с деятельности Генри Форда, началась настоящая промышленная революция. Её характерной особенностью стало производство материальных полуфабрикатов. Оно стало возможным благодаря чертежам и технологической документации к ним. Соответственно последним, появилось много новых инженерных специальностей. …
В нынешние времена, похоже, начинает развиваться производство нематериальных полуфабрикатов. Для их сбыта нужен персонал. Его, к сожалению, называют тоже «консультантами». В результате, происходит путаница. Смешиваются понятие «консультант», в смысле двухтомника М.Кубра «Управленческое консультирование»; и консультант, в смысле «продавец нематериальных полуфабрикатов» (продавец «передовых практик»). …
1. Поскольку в статье насчитал целых четыре раза когда прямо называется одно и то же учебное заведение, то статью следует рассматривать как рекламу в стиле Про́дакт-пле́йсмент .
2. А вот коммент В.З. заслуживает внимания -
Владимир Иванович, а кто именно занимается "реальным делом", на кого намекаете?
Владимир Фёдорович, могу и без намёков сказать: "Вы - единственный, из посетителей Е-хе-портала, занимаетесь реальным делом. Надеюсь, что этот мой прямой ответ не потребует дополнительных уточняющих вопросов с Вашей стороны. Ибо, несомненно, Вы лучше всех знаете, чем Вы занимаетесь.
1. Насколько я понял, Владимир Иванович, первый тезис Вы отзываете. Не вопрос.
Двинемся дальше.
2. Не важно что продают - товары или услуги. Не вижу проблем называть таких продавцов консультантами или менеджерами по продажам, и то и другое соответствует реальности. Более того, продавцы оказывают услуги (занимаются производством услуг в сфере торговли).
Что касается консультантов по управлению - то они занимаются производством других услуг (далее по Кубру, возражений нет).
И никакой путаницы и смешения не вижу. В чем они?
Кстати, на заводе рабочий тоже оказывает услуги, внутренние, в результате получаются осязаемые товары (авто и пр.)
Господа, спасибо за комментарии.
Видимо редакторы учли замечание о четырех упоминаниях института, и на сегодняшний день оно осталось лишь в названии. Справедливо, это ж не реклама.
В остальном, как я понял, вопросов нет. И это радует.