В век информационной глобализации, доступности различного рода бизнес-инструментов и источников знаний, задачей школ бизнеса становится не только и не столько создание банка знаний и передача экспертного опыта преподавателей, сколько создание среды для формирования продуктивного бизнес-мышления у слушателей программ. Важнейшими компетенциями современных руководителей, как показала общемировая практика и, в том числе, кризисные ситуации, являются анализ и принятие верных решений, вариативность мышления и объемность видения.
В багаже у современных преподавателей бизнес-школ задействованы различные методики, формирующие практические навыки применения полученных на курсе технологий, а именно кейс-методы, ролевые и деловые игры и т.п. Все эти инструменты эффективны в отработке конкретных методов управления. Итак, какие же методики позволяют наиболее эффективно формировать глобальное видение и вариативность мышления современных управленцев? Рассмотрю на примере нашей бизнес-школы.
Одной из ключевых методик, которая включена в ряд наших программ и тренингов, является методика «формирование 3D модели управленческого видения». Ее цель – развитие мышления руководителей, основанного на многогранности точек зрения и сопоставления их в рамках одной метафорической конструкции.
Помощником в решении такой амбициозной задачи является технология Lego serious play, позволяющая при помощи кирпичиков и персонажей воссоздавать модели своего бизнеса, конструировать команды и проекты. В процессе анализа полученных моделей (выполняются слушателями MBA в командах и индивидуально), основанного на технологии задавания вопросов, каскадирования целей и определения взаимосвязей, у участников есть возможность перемещаться по всему периметру созданной конструкции, оценивать расстояние и взаимосвязь бизнес-процессов, возможные разрывы, объем и масштаб элементов, символизирующих направления бизнеса, его лидеров и сотрудников. Подобный анализ видения бизнеса позволяет выявить стереотипы и «перекосы» в мышлении руководителей, а также реальные сложности и проблемы в бизнес-процессах организации. На финальной стадии такой работы у участников есть возможность внести изменения в сконструированную модель, а затем транслировать это на реальный бизнес-процесс. Карьера руководителя зачастую требует отказа от всяческой «ручной» работы, так как с должностным ростом меняются функционал и сфера компетенций. Конструирование же, помимо формирования объемного видения, который описан выше, дает и дополнительный мощный эффект – это развитие моторики, которая активно взаимодействует с вниманием, воображением, координацией, наблюдательностью и памятью человека. Еще древние китайцы утверждали, что различные упражнения с участием рук объединяют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
Стоит отметить еще одну методику, формирующую гибкость и вариативность мышления руководителей в процессе обучения, — фасилитация (англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать). Именно процесс фасилитации позволяет участникам поэтапно нарабатывать и анализировать идеи, отказываясь от менее актуальных, и развивать систему согласованного группового видения. Это крайне важно, так как одна из главных целей фасилитации – вовлечение всех участников в процесс обсуждения, раскрытие потенциала и видения каждого, совместная выработка ключевых управленческих решений.
На сегодняшний день существует целый ряд методик, позволяющих эффективно организовать процесс фасилитации. Тут стоит отметить, например, метод Wordcafe (Brown, Isaacs), в котором участники поэтапно формируют банк точек зрения относительно обсуждаемой идеи, расположившись в помещении по принципу гостей за столиками кафе. Постепенно участники переходят от одного столика к другому, неся с собой идеи, наработанные ранее вместе с коллегами за предыдущим столиком. Пройдя несколько подобных этапов в непринужденной атмосфере, но под контролем ведущего, участники могут не только наработать глобальный список идей, но и сформировать необходимый перечень решений. Метод фасилитации становится наиболее эффективным, когда в его основе лежит не только процесс поэтапного обсуждения, но и существует метафора (как в примере с кафе) или участники задействованы в какой-либо истории и совершают определенные действия. Помощником для решения таких задач являются четырехгранные модели TFF (Trees For Facilitation)– деревья, позволяющиеформировать идеи на нескольких сторонах (гранях) модели, а затем, «обходя» дерево, дополнять и структурировать идеи, наработанные предыдущими участниками. Методы фасилитации требуют высокого уровня профессионализма ведущего, вариативности его собственного мышления и должны сопровождаться визуализацией процесса обсуждения, например, при помощи cкрайбинга (от английского «scribe» - набрасывать эскизы или рисунки). Это техника визуализации, по одной из версий, изобретенная британским художником Эндрю Парком. Процесс обсуждения в этом случае сопровождается рисунками маркером на белой доске или листе бумаги. Получается online эффект визуализации того, что обсуждает группа в данный момент.
Методики, формирующие вариативность и объемность мышления, не ограничены представленными примерами. Например, с целью командообразования мы используем «барабанный тренинг», способный в формате метафоры продемонстрировать участникам признаки командной работы, распределение ролей, развитие динамики группы. Использование подобных образовательных технологий является и гордостью, и конкурентным преимуществом, а самое главное, серьезно повышает эффект вовлеченности руководителей в образовательный процесс, трансформирует распространенные управленческие стереотипы и позволяет быть всегда на шаг впереди тех, кто использует традиционные методы.