Зачем нужно бизнес-образование? Главным образом, оно позволяет развивать в себе сильные лидерские качества, нивелировать недостатки, определять собственные потребности, а также то, чем человек хочет и сможет успешно заниматься в будущем. Помимо прочего общение с успешными и умными людьми, необходимость решать новые задачи, взаимодействие с представителями разных культур дают возможность выйти на новый уровень развития. В современном мире, где границы коммуникаций стираются, а бизнес становится все более мультинациональным, очень важно уметь общаться на едином профессиональном языке. В этом смысле наиболее значимым будет опыт, полученный в ходе обучения в IESE Business School в Испании, занимающей лидирующие позиции в международных рейтингах Financial Times, Business Week, Economist Intelligence Unit и Forbes. Доля иностранных студентов составляет там 70-80% и насчитывает представителей 55 стран. Помимо этого школа участвует в развитии бизнес-школ в Китае, Африке и Южной Америке. Общий менеджмент и предпринимательство – вот две основных дисциплины, которые считаются «коньком» барселонской школы IESE. Об основных преимуществах бизнес-школы Executive беседует с Александером Уолкером, заместителем директора IESE Business School.
Executive: Многие считают испанские школы провинциальными, а ее экономику – не слишком развитой по сравнению с другими капиталистическими странами. Как IESE планируете хранить свое лидерство на рынке бизнес-образования?
Александер Маркос Уолкер: Я бы не стал классифицировать IESE только как испанскую бизнес-школу. Мы были основаны в 1954 году в Барселоне, но с тех пор мы прочно зарекомендовали себя не только в Испании, но в Германии и Нью-Йорке. Мы также участвуем в развитии бизнес-школ в Китае, Африке и Южной Америке. Многие слушатели рассматривают стажировки как отличный способ посмотреть мир и изучить культуру других стран. Согласно рейтингу мы в числе первых в мире, как в области открытых программ, так и MBA (в Европе за 2010 год), и гордимся интернациональностью наших слушателей. Доля иностранных студентов составляет 70-80% и насчитывает представителей 55 стран. Разве может школа считаться провинциальной, когда в нее едут учиться люди со всего мира?
Executive: В каком количестве обычно присутствуют в наборе российские студенты? Для чего соблюдается высокая интернациональность в группах?
А.М.: Российских студентов у нас не так много, как хотелось бы иметь. Однако российский рынок активно развивается, и, надеюсь, в будущем будет больший приток слушателей. Мир меняется быстрее, чем когда-либо, а вместе с этим меняются потребности в обучении у руководителей: компании становятся все более глобальными, и от руководителей высшего звена постоянно требуются новые наборы компетенций и навыков. IESE в коротких целевых программах отвечает не только этим новым потребностям в обучении, но и предоставляет платформу для обогащения сетей и бизнеса. Мы видели, как участники из России пользуются нашей международной «сценой», и надеемся, что помогаем им в установлении новых деловых связей и сотрудничества.
Executive: Ощущает ли на себе школа последствия экономической нестабильности в мире? Возникают ли проблемы с набором слушателей?
А.М.: Думаю, нам очень повезло, так как пока мы не видели падения статистики по набору слушателей, но мы понимаем, что не можем сидеть сложа руки и надеяться только на наш прошлый успех. В любом случае в качестве базы для будущего благополучия необходимо разработать антикризисный план. Однако хочу отметить, что всем хорошо известен факт, что отрасль бизнес-образования имеет анти-цикличный характер: когда возникает замедление экономики, многие склонны рассматривать это как возможность развиваться и расти.
Executive: Что может дать испанская школа российскому рынку? Можно ли построить бизнес или карьеру в России на знаниях и навыках, полученных в Испании, ведь по статистике около половины выпускников возвращается на родину.
А.М.: У нас существует растущая сеть выпускников в России, и я думаю, что наши выпускники могут найти работу в той стране, где они хотят. IESE обладает репутацией как школа, обеспечивающая хорошую подготовку в сфере общего менеджмента. Школу хорошо знают в финансовом секторе, и около трети выпускников идет работать в инвестмент-банкинг. Я хотел бы подчеркнуть, что образовательная база дает огромные возможности для развития глобального международного бизнеса. Одна из наших основных целей – подготовить студентов к работе в командах с разнообразным интернациональным составом.
Executive: Образование почти целиком построено на бизнес-кейсах. А как насчет теории?
А.М.: В IESE существует разумный баланс между научной работой и личным общением со слушателями. Все профессоры должны отводить 1/3 часть своего времени на научно-исследовательскую работу, 1/3 – на ее реализацию и 1/3 на работу в коммерческих структурах в качестве консультантов или экспертов. Это дает школе возможность «держать руку на пульсе», получать информацию о том, что происходит в том или ином бизнесе из первых рук, в свою очередь, обогащая этими знаниями студентов и деловое сообщество. По многочисленным проведенным исследования мы выявили, что кейсовый метод обучения – один из наиболее эффективных, но также используем и теорию, основанную на лекциях, ролевых играх, моделировании ситуаций, работе в команде и т.д.
Executive: Помимо MBA, в вашей бизнес-школе есть также короткие программы. По каким причинам слушатели разных стран делают выбор в их пользу?
А.М.: Наши короткие программы (Short Focus Program) ориентированы на освещение специфических потребностей рынка. Топ-менеджеры приходят к нам учиться по трем основным причинам. Они должны быть в курсе всех последних тенденций рынка и иметь инструментарий необходимых навыков, они нуждаются в продукте высокого качества и в подготовке, которая вписывается по времени в их напряженный график.
Executive: Зачем компании тратить деньги на короткие программы для своих сотрудников?
А.М.: Я думаю, что бизнес действительно хочет знать, может ли бизнес-образование реально увеличить его эффективность. В идеале мы хотели бы быть в состоянии измерять рентабельность инвестиций в обучение, которые мы вкладываем, но реальность такова, что это достаточно сложно сделать. Однако в сегодняшней сложной деловой среде, когда важно максимизировать результаты при минимизации затрачиваемых ресурсов, компаниям как никогда важно инвестировать в сотрудников, особенно в их обучение. Организации, способные мыслить стратегически и действующие в этом направлении, получают, в конечном счете, возврат инвестиций – как в виде улучшения бизнес-показателей, так и в виде повышения лояльности и мотивации сотрудников.
Executive: На кого рассчитаны ваши краткосрочные программы?
А.М.: Прежде всего, наши курсы созданы для руководителей, то есть менеджеров с многолетним профессиональным опытом, - из всех отраслей промышленности. Это ключ для высокого уровня networking’а и эффективного сотрудничества в ходе обучения.
Executive: Какие темы в обучении имеют особое значение в наши дни?
А.М.: У нас есть вековая тема лидерства, особенно в глобальном мире бизнеса, который постоянно меняется. Мы знаем, что должны быть инновационными и реагировать на потребности клиентов. Вот почему мы постоянно пересматриваем свое портфолио, куда, к примеру, недавно были добавлены курсы по кросс-культурному управлению («Managing People Across Cultures»), созданию эффективных виртуальных команд («Create Effective Virtual Teams») и использованию социальных медиа для достижения новых высот («Revolutionize your Business with Social Media»).
Также смотрите:
Джо Понс: «Я знаю, что я хороший учитель, но плохой менеджер»
Корпоративные и открытые программы: различий все меньше
Один день из жизни студента MBA