Ориентироваться нужно на тех, кто не боится «перевернуть» свою жизнь в поисках идеального работодателя. Ведь если уж решились оставить прошлую жизнь (работу, намеченный карьерный путь, стабильность, старые связи) и поехать на обучение топовую зарубежную бизнес-школу, вряд ли захотите довольствоваться низким заработком и работой в непопулярной компании. Возможно, у вас даже появится желание на время или насовсем остаться жить и работать в другой стране. А наличие представительства в России – это возможность вернуться на родину в другом статусе (работа в известном бренде, высокий заработок, новая сфера деятельности). Executive.ru решил узнать у экспертов о карьерных ожиданиях слушателей и выпускников топовых бизнес-школ и о том, кого в качестве идеального работодателя они заносят в свой шорт-лист.
Анна Чащина, исполнительный директор MBA Consult: Традиционные карьерные ожидания слушателей MBA заключаются в том, что примерно 75% из них заинтересованы в новой работе после обучения. Порядка 85% слушателей заинтересованы в смене позиции или географии. При этом большинство (более 90%) слушателей находят работу в процессе учебы или летней практики (на мероприятиях, с помощью карьерного центра, по рекомендации выпускников или слушателей и т.д.). Чаще всего слушатели рассматривают трудоустройство в крупную международную компанию. Это могут быть банки (Morgan Stanley, Bank of America, Merrill Lynch, Goldman Sachs, Citi), консалтинговые компании (McKinsey, Boston Consulting Group – BCG, Bain & Co), крупные индустриальные компании (Nestle, Mercedes-Benz, Samsung, BP). Также многие слушатели MBA рассматривают предпринимательство как основной карьерный итог обучения. Набирают популярность среди выпускников интернет-компании (Google, Facebook, Amazon, Rocket Internet и др.). В плане работодателей выпускники стали смотреть на образовательные компании, так как e-learning – тренд последнего времени, где аналитики прогнозируют хороший рост в ближайшие 5-7 лет. Поэтому среди востребованных компаний в этом направлении оказалась English First. Среди последних тенденций – спад интереса к финансовой сфере в связи с глобальной экономической ситуацией и интерес к работе в корпоративном секторе (это отмечают как американские, так и европейские школы). Что касается географии, то Западная Европа и США сохраняют лидерство, однако заметен тренд в трудоустройстве в страны азиатско-тихоокеанского региона, а также в регион Северной Африки и Аравийского полуострова (особенно ОАЭ). Интересно, что готовы вернуться в свою стану для продолжения карьеры порядка 57% слушателей MBA. Что касается позиций, то интерес слушателей традиционно направлен в сторону управленческих позиций и консалтинга, далее идут маркетинг, логистика, продажи, развитие бизнеса. Приведенные мной статистические данные собраны из School Career Reports (отчеты о трудоустройстве выпускников) ведущих бизнес-школ (Stanford, Harvard, INSEAD, LBS).
Елена Трофимова, старший консультант Luxoft Personnel: В целом стоит отметить, что сейчас в России наметились положительные тенденции в отношении работодателей к кандидатам-выпускникам МВА, хотя еще недавно наблюдалось негативное отношение в силу завышенных зарплатных ожиданий и уровня амбиций кандидатов, порой не соответствующих реальному опыту, достижениям и личностным качествам. Что касается выпускников российских бизнес-школ, то большинство из них после получения диплома уходят в свой бизнес, а также в финансовую и консалтинговую сферу, банки, строительство. Выпускники западных бизнес школ предпочитают продолжать работу в западных компаниях (таких как McKinsey, Big 4, значительно меньше – в российских IT-компаниях) либо открывать собственный бизнеса. Они также пользуются шансом сменить место жительства, поскольку диплом MBA топового зарубежного вуза позволяет получить высокооплачиваемую должность в престижной компании в любой стране мира. Могу также сказать, что большинство моих кандидатов, которые получили диплом МВА, признаются, что одним из положительных моментов обучения было приобретение полезных связей и знакомств.
Марина Коноплева, руководитель группы консультантов «АНКОР Медицина и фармация» в Москве: На фармацевтическом рынке в России наличие степени MBA не является обязательным требованием со стороны работодателя. Хотя есть ряд лидирующих международных и отечественных фармацевтических компаний, где такое образование для кандидата будет дополнительным плюсом. Бум получения дополнительного образования в сфере управления и маркетинга начался несколько лет назад. В то время компании видели в таком кандидате высокопотенциального лидера и первопроходца. Однако сейчас это стало нормой жизни. Компании поняли, что МВА не является показателем успешности и гениальности кандидата и ценят, прежде всего, опыт и практические навыки. Несмотря на это МВА по-прежнему очень популярен как среди опытных сотрудников, так и среди тех, кто только начинает строить свою карьеру. Так, МВА в сфере управления важен для соискателей, претендующих на высокие руководящие позиции. Диплом МВА в маркетинге стремятся получить как опытные продакт-менеджеры, так и соискатели из других сфер, стремящиеся перейти в отдел маркетинга, например, из продаж.
Пять идеальных работодателей для слушателей MBA
В опросе американской консалтинговой компании Universum Communication о самых популярных работодателях среди слушателей МВА, проведенном в период декабрь 2012 – март 2013 года, участвовало 1622 женщины и 2097 мужчин, являющихся слушателями программы MBA в 135 бизнес-школах. Слушателям было предложено выбрать пять из списка более чем 175 компаний, в которых они больше всего хотели бы работать. Они также могли указать компанию, не внесенную в список. Компании-участницы рейтинга – крупнейшие мировые бренды, узнаваемые во всем мире. Многие из них присутствуют и на российском рынке. Итоговый рейтинг идеальных работодателей для слушателей MBA был составлен на основании того, сколько раз компания была выбрана респондентом в качестве одной из пяти наиболее желаемых.
Уже седьмой год подряд список самых привлекательных работодателей для слушателей MBA возглавляет компания Google. 23,4% от числа опрошенных определяют эту компанию в пятерку приоритетных для себя фирм. В Google выпускники MBA работают в самых разнообразных сферах, от управления производством и продаж до финансов и маркетинга. Достаточно удивительно выглядит тот факт, что McKinsey, которая ежегодно вербует наибольшее число выпускников MBA, по популярности среди слушателей оказалась лишь на втором месте. 16,6% респондентов размещают эту консалтинговую фирму в ТОП-5 своих потенциальных работодателей. Завершают пятерку лидеров Apple, Amazon и BCG.
ТОП-100 лучших работодателей в 2013 году для слушателей MBA
По сравнению с 2012 годом, значительно улучшили свои позиции такие компании, как Amazon , Nike, Walt Disney , Deloitte , Microsoft, Starbucks , IBM, LVMH , 3M, и Госдепартамент США (см. таблицу), а ухудшили Bain & Co, Goldman Sachs, Facebook, JP Morgan , Johnson & Johnson, Blackstone Group и General Electric. Все эти компании в исследовании 2013 года оказались в ТОП-25 списке лучших работодателей для слушателей MBA.
В 2013 году некоторые известные компании вышли из числа ТОП-100 лучших работодателей для слушателей MBA: UBS, Harrah’s Entertainment, Groupon, Zynga, HSBC, Hewlett-Packard, Monitor Group, Daimler/Mercedes-Benz, Colgate-Palmolive, National Security Agency, Oracle. Зато в список вошли Nordstrom, Estee Lauder, H&M, GlaxoSmithKline, MGM Resorts , Northrop Grumman, General Motors, Intuit , Novartis, Merck и E&J Gallo.
Самый большой скачок в направлении лидеров в 2013 году совершила компания Hilton Hotels. Ей удалось переместиться в списке на 34 позиции вверх по сравнению с 2012 годом и занять 44-е место. Среди других компаний, сместившихся по аналогии вверх, можно назвать eBay (переместилась на 24 позиции), Genentech и Pfizer (переместились на 21 позицию), Abbot Laboratories (переместилась на 20 позиций). Самым большим лузером в 2013 году оказалась компания Credit Suisse, оказавшаяся на 71 месте и потерявшая аж 37 позиций по сравнению с 2012 годом. Также в числе работодателей-лузеров, теряющих свою популярность среди слушателей MBA, оказались компании: Deutsche Bank (на 32 позиции вниз), Siemens (на 29 позиций вниз), Barclays (на 24 позиции вниз), KraftFoods Group (на 22 позиции вниз), KPMG (на 22 позиции вниз) и Wells Fargo (на 20 позиции вниз).
Самые популярные работодатели 2013 года среди слушателей МВА (ТОП-100)
Рейтинг 2013 |
Название компании |
Рейтинг 2012 |
% слушателей MBA, назвавших компанию в своем ТОП-5 листе |
1 |
|
1 |
23.4% |
2 |
McKinsey |
2 |
16.6% |
3 |
Apple |
3 |
14.8% |
4 |
Amazon |
6 |
14.1% |
5 |
BCG |
5 |
12.2% |
6 |
Bain & Co |
4 |
11.6% |
7 |
Nike |
9 |
10.7% |
8 |
Walt Disney |
12 |
10.5% |
9 |
Deloitte |
11 |
9.8% |
10 |
Goldman Sachs |
7 |
8.5% |
11 |
|
8 |
7.9% |
12 |
J.P. Morgan |
10 |
7.5% |
13 |
IDEO |
13 |
7.5% |
14 |
Microsoft |
17 |
7.4% |
15 |
Starbucks |
20 |
6.1% |
16 |
Johnson & Johnson |
15 |
6.0% |
17 |
Blackstone Group |
14 |
5.9% |
18 |
Procter & Gamble |
18 |
5.1% |
19 |
IBM |
22 |
5.0% |
20 |
General Electric |
16 |
4.9% |
21 |
Coca-Cola |
21 |
4.5% |
22 |
LVMH |
24 |
4.4% |
23 |
BMW Group |
23 |
4.2% |
24 |
3M |
37 |
3.9% |
25 |
U.S. Dept. of State |
30 |
3.8% |
26 |
American Express |
25 |
3.8% |
27 |
PwC |
29 |
3.8% |
28 |
Unilever |
31 |
3.6% |
29 |
Accenture |
32 |
3.6% |
30 |
Nordstrom |
- |
3.6% |
31 |
Morgan Stanley |
19 |
3.5% |
32 |
Nestle USA |
28 |
3.3% |
33 |
Ernst & Young |
35 |
3.2% |
34 |
Exxon Mobil |
33 |
3.2% |
35 |
Target |
38 |
3.2% |
36 |
L’Oreal |
42 |
3.2% |
37 |
eBay |
61 |
3.0% |
38 |
Starwood Hotels |
41 |
3.0% |
39 |
Citi |
43 |
2.9% |
40 |
PepsiCo |
27 |
2.9% |
41 |
Southwest Airlines |
36 |
2.9% |
42 |
Genentech |
63 |
2.9% |
43 |
Bank of America |
40 |
2.7% |
44 |
Hilton Hotels |
78 |
2.6% |
45 |
FBI |
59 |
2.5% |
46 |
Booz & Co. |
44 |
2.5% |
47 |
Intel |
28 |
2.5% |
48 |
Gap |
62 |
2.5% |
49 |
CIA |
45 |
2.5% |
50 |
Boeing |
48 |
2.4% |
51 |
Anheuser-Busch |
55 |
2.4% |
52 |
Chevron |
53 |
2.3% |
53 |
Shell Oil |
58 |
2.3% |
54 |
Estee Lauder |
- |
2.3% |
55 |
Sony |
49 |
2.1% |
56 |
MillerCoors |
69 |
2.0% |
57 |
Diageo |
52 |
2.0% |
58 |
Salesforce.com |
54 |
2.0% |
59 |
Booz Allen |
51 |
2.0% |
60 |
Marriott |
65 |
2.0% |
61 |
Mayo Clinic |
66 |
2.0% |
62 |
General Mills |
50 |
2.0% |
63 |
Barclays |
39 |
1.9% |
64 |
A.T. Kearney |
64 |
1.9% |
65 |
Pfizer |
86 |
1.9% |
66 |
H&M |
- |
1.8% |
67 |
Cisco Systems |
68 |
1.8% |
68 |
Kraft Foods Group |
46 |
1.8% |
69 |
GlaxoSmithKline |
- |
1.7% |
70 |
Medtronic |
76 |
1.7% |
71 |
Credit Suisse |
34 |
1.7% |
72 |
Fidelity Investments |
57 |
1.7% |
73 |
Bloomberg |
87 |
1.7% |
74 |
Mattel |
72 |
1.7% |
75 |
Teach for America |
92 |
1.6% |
76 |
Time Warner |
75 |
1.6% |
77 |
Abbott Labs |
97 |
1.6% |
78 |
Dept. of Energy |
71 |
1.6% |
79 |
Deutsche Bank |
47 |
1.6% |
80 |
Yahoo! |
95 |
1.5% |
81 |
BP |
81 |
1.5% |
82 |
KPMG |
60 |
1.5% |
83 |
Lockheed Martin |
70 |
1.4% |
84 |
Mars |
90 |
1.4% |
85 |
Siemens |
56 |
1.4% |
86 |
MGM Resorts |
- |
1.3% |
87 |
Wells Fargo |
67 |
1.3% |
88 |
Cargill |
74 |
1.3% |
89 |
United Airlines |
84 |
1.3% |
90 |
Toyota |
80 |
1.2% |
91 |
AT&T |
93 |
1.2% |
92 |
Northrop Grumman |
- |
1.2% |
93 |
Dell |
96 |
1.2% |
94 |
General Motors |
- |
1.2% |
95 |
Intuit |
- |
1.2% |
96 |
Vanguard Group |
79 |
1.2% |
97 |
Novartis |
- |
1.1% |
98 |
Merck |
- |
1.1% |
99 |
E&J Gallo |
- |
1.1% |
100 |
Wal-Mart |
83 |
1.1% |
В подготовке статьи использованы материалы с портала poetsandquants.com.
Источник фото: Freeimages.com