25 мая состоялась встреча представителей HR- и бизнес-направлений, организованная кадровым агентством ВИЗАВИ Консалт и НПФ «Открытие».
Большой интерес вызвала дискуссия Марка Розина и Сергея Филоновича. Эксперты поделились своими наблюдениями из практики и прокомментировали предварительные результаты исследования ЭКОПСИ Консалтинг, в котором приняли участие CEO и собственники российских компаний. Цель опроса – узнать, как частный крупный бизнес России пережил 2022 год.
Ответы топов десятков компаний оказались противоречивыми. Результаты бизнеса в прошедшем году интервьюируемые оценивают очень высоко: 2022 для многих стал годом возможностей.
Одновременно визуализация вопроса «2022 и вы» показывает мрачную картину: превалирует пасмурное настроение, люди находятся в яме или заблудились в тумане, падают в пропасть, где в конце их ждет батут, который будет подбрасывать их вновь и вновь – рисунки выявляют высокую тревожность и растерянность.
Бизнес действительно получил новые возможности для развития в 2022, но этот ресурс не безграничен, и возникает вопрос, который объясняет волнение топов: что будет дальше?
Кризис смыслов
Смыслы изменились. Ранее ставились глобальные и долгосрочные цели, например – построить крупную, стабильную компанию. Сейчас на первый план выходит задача сохранения команды. Смыслы стали более краткосрочными.
Это касается не только бизнеса и первых лиц компаний. Аналогичная тенденция характерна для всех сотрудников. В спокойное и стабильное время человек сохраняет баланс интереса между дальней и ближней перспективами. Когда возникает ситуация повышенной неопределённости, среда сильно меняется, происходит перераспределение оценок, и большинство людей концентрируются на «маленьких радостях» – промежуточных результатах и успехах: создать семью, построить дом, посадить дерево. Что, в свою очередь, дает психологическую разгрузку.
Другими словами, смена ценностей – это некий инструмент, который помогает справиться со сложной ситуацией.
Изменение смыслов обнажает новую сложность: необходимо пересматривать стратегии управления и искать решение, как объединять людей. Привычные культура успеха (достижение сверхцели) и культура возможностей (миссия, ценности) сегодня не работают: цели – неинтересны и циничны, в миссии и ценности не верят. Что делать?
Как быть и что делать HR? Выводы и рекомендации
- Никто не знает, что будет дальше, что делать, какими будут новые правила игры. Вы также не обязаны знать решения всех вопросов, можете быть в неопределенности и не винить себя за это.
-
Снизить тревожность и даже получить инсайт для решения волнующей ситуации поможет обычный разговор. Обсудите проблему со своим друзьями, родными, и через несколько раз она станет «мелкой», вам станет любопытно ее решить.
-
Эффективный руководитель сегодня сочетает в себе две парадоксальные компетенции: широкий кругозор (виденье и понимание смыслов) и умение принимать решения здесь и сейчас. Такой набор большая редкость.
- Сегодня лучше сосредоточиться на локальных смыслах, найти их для самого себя. Ответственность за поиск лежит на самом человеке.
-
Задача HR – инициировать разговор о смыслах с сотрудниками и руководством и поддержать их в поиске.
-
Период турбулентности только начинается. Нужно быть готовым ко всему и не останавливаться!