Уже не первое десятилетие в России актуальным остается вопрос построения и массового производства «своего» автомобиля, но успешных решений, как видится мне, не было. Сейчас снова можно наблюдать «обострение» на этом рынке, в том числе, легковых автомобилей для личного пользования, о них мне и хотелось бы поговорить.
Я не верю в инициативу «помочь автопрому» методом «пересадки госслужащих на отечественные машины» – чиновников недостаточно по требуемому количеству, и они изворотливы. А вот создание автомобиля, удобного для десятков миллионов конечных пользователей, с потенциалом для модификаций и трансформаций, позволило бы обеспечить большинство россиян средством передвижения и помощником для многих задач.
При этом я считаю, что отечественный автомобиль должен быть разработан именно с нуля, иметь автора или коллектив авторов для каждого узла и агрегата, с заложенными в него изначально возможностями для апгрейда в процессе эксплуатации. Параллельно надо создать сеть фирменных дилерских центров, станции технического обслуживания, онлайн-поддержку покупателей с базой знаний, магазины запчастей и аксессуаров.
Как мог бы выглядеть отечественный автомобиль
- Кузов – либо полурамный, либо усиленный для возможности буксировки прицепов.
- Посадочных мест – три или больше, и чтобы была возможность установить какую-то другую функциональную нагрузку вместо четвертого и пятого места.
- Силовая установка. Ни в коем случае не электромобиль. Как из-за особенностей климата (двигатель внутреннего сгорания – это источник, в том числе, тепла), так и из-за невозможности подзарядки на бездорожье и при стихийных бедствиях с нарушением электроснабжения.
- «Изюминкой» авто предлагаю сделать возможность выбора мощности от силового агрегата до половины от его номинальной мощности, тогда автовладелец получит возможность подключения к автомобилю «серьезного» генератора, насоса, бурильной установки – список можно продолжать.
- Трансмиссия. Необходимо эффективное решение, надежное и неприхотливое, со значительным межремонтным циклом. Колеса должны быть не менее 15 дюймов, дорожный просвет – в зависимости от модификации, но не менее 160 миллиметров.
- Освещение, электроника и прочий «обвес». Все должно быть понятным и ремонтопригодным – конечно же, только на отечественной или общедоступной элементной базе.
Если на первых этапах получится автомобиль, воплощающий в себе потенциал «буханки от УАЗа», то он будет иметь успех!
Еще желательно убрать бюрократические преграды и создавать автомобиль по тому же сценарию, что UNIX-приложения: с открытой конструкторской документацией и расчетами, результатами испытаний и накопленным опытом эксплуатации. Чтобы всесторонние испытания и сертификацию мог пройти любой автомобиль, имеющий проверенные узлы, компоновку, а потом пойти сначала в ограниченную, а далее в массовую серию. Все это должно происходить не на площадках АвтоВАЗа, и без участия китайских партнеров. Создание с нуля! Опыт – всегда «сын ошибок трудных».
Почему я верю в развитие отечественного автопрома?
Да хотя бы потому, что у нас, по сути, нет выбора. «Подсесть» на китайский автопром, который со временем еще больше будет заполнять наш авторынок и еще более агрессивно вести свою политику в части «неремонтопригодности» своих автомобилей, чтобы продавать новые автомобили взамен трехлетних, потому что чинить их будет невыгодно – это не выход. Да и другие производители не один раз уже доказывали, что даже при «сборке у нас» мы получаем нечто, проигрывающее оригиналу по всем параметрам спустя некоторое время.
«Российский автомобиль» должен стать национальной идеей, которую сначала надо сформировать в деталях, а потом и материализовать. К моему сожалению, по целому ряду причин даже получившие популярность УАЗы и «Нивы» практически «сходят на нет», хотя были близки к звездному успеху. Необъятные российские просторы требуют своих самолетов, чтобы преодолевать часовые пояса, и своих автомобилей, чтобы передвигаться по окрестностям и для помощи по хозяйству, охоты, рыбалки.
Фото в анонсе: freepik.com
Также читайте:
В статье описаны потребительские свойства. Но необходимо учитывать еще производственные и финансовые возможности, а они накладывают серьезнейшие ограничения на технические проекты. Целиком новый авто становиться финансово-неподьемным. Нужна унификация с имеющимися авто.
Я вижу проблему в том что существующие требования к комфорту и скорости на существующих платформах невозможно обеспечить. То что было актуально в 70-80х не актуально сейчас. На платформе автомобиля НИВА невозможно разместить мощный мотор и комфортный салон, а сам концепт такого авто правильный.
То есть нам нужны те же авто что есть сейчас, но подросшие в ширину, длину и объеме салона надо пройти тот же путь повышения комфорта что сделал мировой автопром в конце 80х начале 90х годов. Нужна возможность поставить удобные сиденья в салон авто, сейчас этой возможности нет.
В области автомобилестроения весь 20 век мы хорошо заимствовали, и всегда у нас хорошо получался рецепт: "взять максимально технологичный и простой авто, усилить кузов, подвеску, коробку и выпускать".
Я довольно много перемещался на авто различных марок. Все наши авто дискомфортны для длительного вождения. В них просто тяжело ехать более 4 часов. Условно эргономичны (лада Веста на 4-, и лада Ларгус на 3+). Остальное изматывает.
Удивительно! По ссылке интервью В.И.Лысакова аж от 2010 года, моего большого друга. Это тот человек, который добился запрета снятия номеров, отменил "0 промилле", уставновил +20 км для камер видеонаблюдения, ввёл 50 процентную скидку пр оплате штрафа. Сколько денег он народу сэкономил!
Про автомобили. Дальний Восток давным-давно понял, какой автомобиль нам нужен. Там, где сплошные сопки, там, где морской воздух, там, где любое железо гинёт, там, где часто не бывает хорошего топлива, там - праворульный японец. Вынослив, неприхотлив, с огромным набором опций, двигателей, типов трансмиссий и кузовов. Конкурентов японцам внутреннего рынка нет и не будет. А сейчас у них самые популярные - полноприводные гибриды и полугибриды в самых разнообразных кузовах, с набором различных трансмиссий. В стандартном наборе то, что немцы делаю дополнительными опциями.
Но наша ниша - простой автомобиль. с минимальным набором удобных опций. "Буханка" здесь бех кокурентов, но она нуждается в основательном рестайлинге. Мы сейчас нашим ребятам ТУДА уже 10 штук отправили. Она хороша на все случаи жизни. 115 лс мотор хорош, но прожорлив.
Для городского жителя - так там нет особых требований - чисто, мягко, красиво, понотовато - выбор огромный, только плати. Поездил на Хавале 7 китайском - оч. крутой автомобиль! Но очень неудобные передаточные числа, просто из себя выводят. И чуть неловкая посадка водителя. А так очень крутой! При этом я убеждён, что джип в городе - это носенс, глупость, бахвальство. Все деньги уходят на прослушивание радио в пробках. Я бы запретил джипы в городе.
А как это можно сделать?
Как различить, что этот джип используется только в городе или на нем ездят за город, но выезжают из города, или он приехал в город из села?
Или на этом джипе ездят по городу, но заезжают в районы или на объекты, где нет нормальных дорог.
Алексей, как раз НЕ НУЖНА унификация, она уже не раз нас подводила....
Финансовая неподъёмность- это миф, если речь о национальном достоинстве...
Я также много перемещался... Что вы скажете о ГАЗ- 21? Я и прямо сейчас уже проехал на этой неделе тысячу километров на автомобиле российского производства, и ещё пару тысяч за следующие пять дней проеду.... но вот, к моему сожалению, автофрамос меня больше ничем не порадует...
Согласен- ниша наша есть, и она пуста....
Ну не лежит душа к "китайцам", у них и логика, и понятия другие - как и что должно быть!
Вот если у нас хорошо выйдет- они ЭТО быстро скопируют!
Грузовики запрещают. А уж джип.
Но это было немножко шуточное предложение. Никто их пока (!) не будет запрещать.
В Москве можете запретить. В Сибири зимой джип необходимость, даже в городе.
Напоминает трактор "Беларусь"
Форд маирлайн с фигуркой оленя на капоте очень показательный пример. Проектирование и разработка новых штампов и прочей оснастки очень финансово затратна. И когда денег нет имеет смысл закупить снятые с производства штампы сша по цене чуть выше металлолома и штамповать в СССР еще 12 лет морально устаревшую для развитых платежеспособных рынков модель.
То есть помимо наших добрых пожеланий есть еще рамки фин-модели. И рассматривать тех решения имеет смысл только с оглядкой на финансовую часть.