В идеальном мире вы и ваш босс вместе идете к одной цели, свободно обмениваетесь идеями и получаете продвижение, но только когда компания находится на подъеме и процветает. Если смотреть правде в лицо, это довольно редкая ситуация. Чаще бывает наоборот: вы нехотя делаете работу, на которую вас наняли, а ваш босс лезет из кожи вон, чтобы достигнуть нереальные показатели в нереальные сроки, которые установило его руководство.
Все это было типично для работников в предыдущие несколько лет, когда компании активно нанимали новых сотрудников. Но что делать, когда вектор изменяется? В 2015 году eBay сообщил о планах сократить 7% сотрудников. Нефтяная компания Baker Hughes, которая пострадала от снижения цен, собирается уволить 7000 человек. DreamWorks Animation сократит до 15% своих специалистов, говорится в ее отчете.
Финансовая ситуация не может быть единственной причиной, почему компания может захотеть вас уволить. Проще говоря, вы можете не нравиться своему начальнику или начальнику вашего начальника, или у вас может возникнуть конфликт с кем-то из руководства. Или ваша работа может не соответствовать чьим-то ожиданиям. Помните, что знание – сила. Знание о том, что вам вскоре могут указать на дверь – прекрасная возможность начать действовать, «так что после этого вам решать – уходить или оставаться», - говорит Аманда Огастин, специалист по развитию карьеры и автор сайта по поиску работы The Ladders.
Держите в уме эти пять верных признаков, если вы опасаетесь предстоящего увольнения или предполагаете, что начальник не доволен вашей работой.
1. Вас отослали на периферию
Лиза Кваст, специалист по развитию карьеры из Сиэтла, штат Вашингтон, рассказывает о своей клиентке, которая беспокоилась из-за того, что ее начальница перестала давать ей руководящие функции в проектах. Прежде у них были хорошие отношения, и клиентка не могла понять, почему ее начальница отдалилась. При обсуждении ситуации с Кваст она припомнила, что однажды накричала на начальницу в присутствии других коллег, и на следующий же день отправилась в длительный отпуск. «Я поняла, - пишет Кваст, - что начальница просто ждала подходящего момента. И когда сотрудница вернулась из отпуска, события начали стремительно развиваться».
Как только вы замечаете, что руководитель вдруг начал выбирать других исполнителей для заданий, в первую очередь подумайте, чем вы могли его оскорбить. Возможно, вы сдали отчет позже, у него были из-за этого проблемы, или он видел, как вы ходите по магазинам вместо работы. Возможно, вы ошибочно послали ему письмо по электронной почте, которое ему не предназначалось. Может быть много причин. Если у вас возникла перепалка с начальником, пойдите и извинитесь. Если извинения приняты, возможно, ситуация улажена. Если она продолжает ухудшаться, что ж, вы, по крайней мере, знаете, в чем дело.
2. Вам отказывают в обратной связи
Во время рецессии нет ничего необычного в том, что компании откладывают или забывают оценивать персональные показатели сотрудников. Когда все беспокоятся за будущее компании, у большинства менеджеров нет времени на то, чтобы думать о вашем профессиональном развитии. Но все меняется, когда компании нанимают сотрудников, чтобы нарастить обороты, и конкуренция за таланты возрастает.
Если у вас не было индивидуальных встреч с руководителем в течение года, обязательно нужно попросить об этом. «Для вас лучше регулярно получать обратную связь, - считает Огастин. - Особенно если вы просите об этом, но вашу просьбу игнорируют». С другой стороны, если вы регулярно получаете обратную связь, но всегда при этом присутствуют другие люди или это происходит с помощью электронной почты, пора начинать рассылку резюме. Возможно, таким образом руководитель собирает материал против вас, чтобы иметь достаточно оснований для увольнения.
3. Вы среди аутсайдеров
Вы постоянно видите это. Компания решает, что часть ее бизнеса неэффективна, в то время как другая имеет ресурсы для роста. В такой ситуации большинство предпринимателей перестают инвестировать в убытки и вкладывают деньги в развитие потенциала. Согласно недавним отчетам, AOL, например, поступает таким же образом, вкладывая больше денег в online направление, в то время как другие подразделения компании ожидают сокращения.
Даже изменения внутри отделов могут обернуться безработицей, если вы член не той команды. Это повод держать ухо востро. Побеседуйте невзначай с сотрудниками других отделов. Кто знает, если ваш отдел «схлопнется», возможно, вы будете полезны в другом подразделении компании.
4. Новая метла по-новому метет
Новый генеральный директор при вступлении в должность часто прибегает к сокращению штата. Некоторые делают это, чтобы сосредоточиться на моментах, которые их предшественник упускал из виду. Вскоре после назначения на должность в феврале 2014 года новый руководитель Microsoft Сатья Наделла объявил о самом масштабном сокращении сотрудников за всю историю компании как части новой глобальной стратегии: компания решила развивать направление «интернет вещей».
«Появление нового начальника – это всегда повод напрячься», - считает Огастин. Она советует попытаться понять, с чем связана смена руководства. Это произошло потому, что изменилось глобальное видение того, как будет развиваться компания? Пострадает ли ваш отдел от этого нового видения? Насколько близки вы были к старому руководству? Чем ближе вы были к предыдущему начальнику, тем осторожнее следует вам быть. В этом случае вам следует договориться о беседе с новым менеджером. Попытайтесь понять его. Почувствовать, как он видит вашу роль в меняющейся компании. Если он невнимателен к деталям или вы чувствуете, что в вашей помощи не заинтересованы, тогда ищите новую работу.
5. Ваши функции пересекаются с обязанностями коллег
Иногда ваша работа оказывается под угрозой по не зависящим от вас причинам, например, если компания подвергается слиянию или поглощению. «Ожидается, что после завершения сделки штат будущей компании проредят», - говорит Кваст.
Эксперт считает, что подразделения вроде отдела кадров или маркетинга больше всего страдают от таких трансформаций, потому что присоединяемые компании имеют такие же отделы в своей структуре. Если вы работаете с внешними клиентами или покупателями, ваши шансы на выживание выше, по крайней мере, на первый взгляд. Но в такой ситуации ваш руководитель тоже может обдумывать планы об увольнении. Кваст советует искать защиты, общаясь со своими контрагентами. В таком случае вы можете найти новую работу, не дожидаясь, пока вашу участь решат «наверху».
Перевела с английского Ирина Силачева
По материалам: fortune.com
Источник изображений: Фотобанк Фотодженика