Резюме: семь классических ошибок

В своей работе я, как консультант по карьерному развитию, часто вижу неправильно составленные резюме. Зачастую ошибки повторяются, поэтому я решила систематизировать их в семь блоков и показать на примерах, что можно сделать в том или ином случае. Итак, ваше резюме неудачное, если:

1. В нем слишком много информации.

Пример: в функциональных обязанностях скрупулезно описано все то, что соискатель делал на работе, включая непрофильную деятельность вроде «наполнение и поддержка сайта компании» (директор по продажам), «подбор персонала на позицию секретаря» (главный бухгалтер) и так далее.

Еще один вариант – копирование информации из своей должностной инструкции со всеми громоздкими формулировками и юридическими уточнениями. Бывает и так, что соискатель пишет текст сам, но включает в него много пунктов «общего» содержания. Например, «контроль работы подчиненных». Или «постоянная отчетность руководству». Очевидно, что любой менеджер, у которого есть подчиненные, контролирует их работу. И если у вас есть руководитель, вы периодически докладываете ему в той или иной форме о результатах своей деятельности.

Выводы: в функционале указывайте только то, что относится к вашей будущей работе, к тому, что требуется в описании вакансии и соответствует вашему статусу. Не копируйте должностную инструкцию – пишите обычным деловым языком, включайте в описание именно то, что вы делали в реальности и примеры чему можете привести. Старайтесь быть максимально конкретными и не загружайте резюме общими фразами.

2. Сложно увидеть контакты для связи.

Пример: в резюме контакты указаны в конце текста, мелким шрифтом, дан только номер мобильного телефона или – что еще хуже – только e-mail. Любой из этих вариантов может привести к тому, что с вами не свяжутся, а, значит, вы потеряете шанс получить работу своей мечты.

Контакты – как минимум электронная почта и мобильный телефон – должны стоять в шапке резюме, желательно на каждой странице, быть крупными и легко читаемыми. И не поленитесь лишний раз проверить правильность их написания! Одна неверная цифра или буква – и вы не получите ни одного ответа от работодателя.

3. Не указаны достижения.

Пример: соискатель описывает только процесс своей работы или обозначает область. Как говорится, «делал-делал, и не сделал». На самом деле в любой работе, даже предполагающей поддержание процесса, найдется место «подвигу», достижению.

Результаты труда следует выделять специальным блоком в рамках описания функционала; достижение должно быть по возможности максимально конкретным. Так, для менеджеров по продажам это будет количество сделок, имена клиентов, сумма, на которую заключены контракты. Для специалистов из бухгалтерии, где, казалось бы, важно четкое выполнение процесса, достижением может быть внедрение какой-либо программы, успешное прохождение аудита, количество юридических лиц, обслуживаемых без единой ошибки или жалобы в течение определенного периода (квартал, год).

4. Вы не указали в резюме специализацию компании.

Очень важно в скобках после названия организации, в которой вы работали, дать краткую характеристику ее деятельности и указать сайт. Пусть даже вам кажется, что компанию знают все, – подстраховаться лишним не бывает. Если же у предприятия нет сайта, тем более важно объяснить, чем же оно занимается. Информация о компании – лишний повод прорекламировать себя, ведь если вы напишете, что банк Y входит в ТОП-20 российских банков или организация Z является одним из лидеров на рынке оптовых поставок высокотехнологичного оборудования, потенциальный работодатель с гораздо большей вероятностью заинтересуется вашим резюме.

5. Должности сформулированы как в штатном расписании.

Пример: «Старший специалист отдела по работе с ключевыми клиентами департамента стратегического развития центрального управления холдинга X». Не секрет, что крупные корпоративные структуры содержат в себе бесчисленное множество отделов, подотделов, управлений, бизнес-единиц и других организационных компонентов. При этом название «специалист отдела» редко отражает суть работы. А затем рекрутеру после «преодоления» длинной формулировки приходится вчитываться в причудливый функционал (см. Ошибку № 1 про должностные инструкции).

Другой вариант: название должности не соответствует сути работы, а на всем остальном рынке такой сотрудник носит совсем другое «имя». Например, в вашей компании по штатному расписанию экономистом называют человека, который собирает, систематизирует и анализирует информацию. Для рекрутеров гораздо привычнее в этом контексте звучит должность «аналитик», и на ваше резюме они реагировать не будут. Что же делать? Постарайтесь максимально четко и в распространенных терминах назвать свою должность. Возможность рассказать об организационной структуре вашей компании еще появится на собеседовании, но до него сперва нужно добраться! Обозначая желаемую позицию, можете перечислить несколько вариантов названий такой должности через запятую.

6. Вы допустили в резюме орфографические и пунктуационные ошибки.

Несмотря на многочисленные автоматические справочники в Word и почтовых программах, кандидаты продолжают делать нелепые ошибки, смешные опечатки в своем резюме, а также ставить запятые в ненужных местах (чаще, чем не ставить!). Поэтому, во-первых, прислушайтесь ко всем рекомендациям вашей программы-редактора и при необходимости уточните правильность написания тех или иных слов по словарю, а расстановку запятых – по справочнику Розенталя. Во-вторых, найдите друга или знакомого с редакторским, литературным или просто хорошим гуманитарным образованием и попросите проверить CV. Такой человек не только исправить все погрешности, но и найдет лексические нестыковки, неправильно употребленные слова или нелогично составленные предложения.

Поверьте, первое впечатление, произведенное на грамотного работодателя, стоит всех этих усилий!

7. Вы указали в резюме компании без связки друг с другом.

Пример: ваша организация несколько раз за свою историю меняла название. Или вы работали в большом холдинге, перемещаясь между его юрлицами и структурами.

Во всех этих случаях работодателю важно понимать, что вы не «скакали» с одного места на другое, а развивались в одной и той же компании. Это существенный пункт вашего резюме, поэтому задача номер один – письменно объяснить связь между организациями рекрутеру. Задача номер два – сделать это коротко и емко.

Вот вариант решения первой ситуации (смена нескольких юрлиц): указываете название последнего юрлица, в котором вы сейчас числитесь. Все. Мало кто из работодателей (помимо финансового сектора и госучреждений) листает на собеседовании вашу трудовую книжку. Если проверка происходит или же факт вашей причастности к «разным» организациям всплывает на этапе оформления на работу, спокойным и уверенным голосом объясните: «Моя компания несколько раз меняла юридическое лицо, и каждый раз меня, соответственно, оформляли в новое». Если вы знаете причину этих смен, можете вкратце назвать. Главное – не вдаваться в подробности и не включаться эмоционально: это может вызвать либо подозрения, либо раздражение.

Решение второй ситуации (перемещение между разными юрлицами в рамках холдинга): сначала указываете дату начала и окончания работы в этом холдинге, название холдинга и специфику его деятельности (см. Ошибку №4). Далее в обратном хронологическом порядке располагаете даты работы на той или иной должности с указанием функционала и тому подобное. Если структуры принципиально отличаются друг от друга, например, сначала вы работали юристом в производстве, а затем вас перевели в банк – стоит отметить это в скобках после названия должности, с указанием параметров деятельности компании.

Пример:

«10.2005 – настоящее время – корпорация «Закрытие» (одна из крупнейших финансовых структур в России)

Функционал

06.2008 – настоящее время – Ведущий юрист (банк «Закрытие», входит в ТОП-20 российских банков)

Функционал

10.2005 – 06.2008 – Юрист (предприятие «Закрытие-профи», лидер на рынке производства ликероводочной продукции уровня премиум)

Функционал».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Дамы и господа, да никто вам помогать не собирается!
Девушка (в смысле г-жа Дробышева) поступила блестяще: написала текст в тиле 2 + 2 = 4, вызвала отклики на него; если еще развернется дискуссия – это все очки в ее копилку. Эйчары ведь тоже хотят продвигаться по службе и зарабатывать баллы. Я сейчас этим сообщением тоже на нее работаю. Ну что тут сказать – молодец!

Адм. директор, Москва

Прекрасный ответ. Творите, господа, сами свою жизнь. Творческий подход не отменял капитал. Признательна, Финансист, рук. творч.гостиной ''КиКомпания'', автор ''Манускрипта жизни'' Елена(Анна Фам)

Директор по рекламе, Москва

Никогда не пользовался резюме. Визитки с контактами достаточно. На все остальные вопросы ответит Яндекс.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.