В далекие 1990-е годы мне попался хороший учебник по педагогике, который оказал влияние на мою дальнейшую карьеру как руководителя, как специалиста, общающегося с заказчиком, и, естественно, как тренера.
Вся наша жизнь состоит из общения – мы находимся в постоянных коммуникациях с миром. Умение слушать, правильно говорить, аргументированно убеждать, не срываясь при этом на крик и оскорбления – искусство, которое обычно приходит с годами. Почему обычно? Я в своей практике сталкиваюсь с людьми разного возраста: от школьников и до пенсионеров. И вижу, что некоторые вещи, очевидные уже подростку, совсем не очевидны крутому специалисту с сединой на висках. Странно, но факт: количество лет не всегда переходит в качество… И вот, когда я был сотрудником колледжа, я для себя и для своих коллег разработал 10 правил эффективного общения с учениками.
Став руководителем и консультантом, готовя тренинги, в том числе по коммуникациям, я несколько перерабатывал правила и снова раздавал коллегам и слушателям. Видимо, нет разницы с кем ты общаешься: со школьником или коллегой, заказчиком или бизнес-партнером. Ведь ты говоришь для того, чтобы чего-то добиться, что-то рассказать – убедить. А для этого есть определенные правила, если хотите, разговорного этикета.
Присмотритесь к 13 правилам этикета общения. Все они являются, что называется, банальными и прописными истинами, но, как я писал выше, не все взрослые люди ими пользуются. Кстати, если есть свои правила, то можно добавить в комментарии.
1. Умение вести беседу неспроста называют талантом
Уметь разговаривать – прежде всего, значит уважать своего собеседника. Задавайте другому вопросы, на которые, вы знаете, он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не докучайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами. Не следует, как предостерегал Цицерон, завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого. Всегда будьте хорошим слушателем, старайтесь внимательно слушать и воодушевлять людей на разговор. Дайте почувствовать собеседнику, что в чем-то он превосходит вас, более значителен. Быть умнее собеседника вы можете, но не старайтесь этого подчеркивать, а тем более говорить. Худшее начало при работе с новым специалистом при внедрении – демонстрация собственного превосходства. Вспоминаем правила Глеба Жеглова:
2. Желая убедить человека, старайтесь возбудить в нем стремление делать это
Один из простых способов завоевать симпатию человека – запомнить его имя и дать ему почувствовать, что он достоин уважения. Внимание – это лучший комплимент. В ход можно пускать все возможные способы коммуникаций: личное общение, телефон, электронная почта. Тот человек, которого не интересует судьба других людей, не только причиняет боль другим, но и сам испытывает огромные трудности в жизни.
3. Умение рассматривать вопрос с точки зрения другого человека
Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зрения другого человека. Это очень ценное качество – умение моделировать ситуацию со стороны, ставя себя на место собеседника. Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас. Делайте добро, и оно добром вернется.
4. Люди предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как мы хвалимся
Путем одобрения и поощрения старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждать в человеке все то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевленным поощрениями, он выполнит задание лучше, чем сделал бы, зная, что его будут «разбирать». Смотрим видео:
5. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес
Еще раз принцип Жеглова. Привлечь людей можно, прежде всего, доброжелательным, уважительным отношением к ним, одинаково ровным и справедливым ко всем, умением помочь им в работе. Одобрение, душевное слово — наиболее действенное средство мобилизации усилий человека, поддержания его творческого настроения. Ровное обращение со всеми членами коллектива — одно из условий его сплочения.
6. Недоразумение нельзя устранить спором
Это можно сделать лишь с помощью такта, стремления к примирению, искреннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость и гнев.
7. Элементарная тактичность
Заслужив знаниями и способностями расположение людей, человек иногда теряет все это из-за несоблюдения элементарной тактичности. Такт — одно из тех качеств, отсутствие которых отрицательно сказывается даже на человеческих талантах.
8. Уважайте мнение других людей
Если вы хотите, чтобы люди соглашались с вашей точкой зрения, не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Говорите о том, где мнения совпадают. Чем больше ответов «да» в начале беседы, тем вероятнее «да» в заключение беседы, при рассмотрении ваших предложений. Смотрим видео:
9. Прежде чем возражать кому-либо, внимательно выслушайте его
Постарайтесь понять чужой взгляд на вещи. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, а тем более в начале беседы, что он не прав. Лучше сказать: «Я не согласен с вами, но я могу ошибаться, давайте разберемся в фактах — если я не прав, я хочу, чтобы вы меня поправили». Главное внимание уделяется существу аргументов и краткости их изложения. Много говорить — еще не значит спорить. Порою спор мы подменяем упорным навязыванием своей позиции, вовсе не интересуясь существом возражений.
10. Несогласие никогда не должно порождать неуважительность
Опровергая мнение своего оппонента, следите за тем, чтобы не обидеть его самого. Также в опровержении важно не скатиться на «личность» собеседника, ибо обидеть просто, извиниться труднее, а получить искреннее прощение – еще труднее.
11. В споре не забывайте о самоконтроле
Следите за своим поведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте слова мягкие, только аргументы приводите твердые. Не повышайте голоса; не забывайте, что спор нередко ведет к охлаждению отношений. Можно в споре победить, но потерять товарища. Не ищите спокойной тишины — результат приносит только активная жизнь.
12. Громкий спор не убедительнее спокойного
Заметив, что ваш оппонент горячится или, тем более, горячиться начали вы сами, прекратите спор. Что не удается доказать в спокойном тоне, того не доказать и криком. Чаще употребляйте: «прошу принять во внимание», «на мой взгляд», «общепринято такое мнение», «если не возражаете, я повторю…» и т.п. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам.
13. Немного уступчивости
Будучи твердым и неуступчивым в принципиальных делах, проявляйте известную уступчивость, когда дело идет о людских слабостях. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а укрепляли доброжелательные взаимоотношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умение правильно делать замечания, с болью переживать ошибки коллег по работе и правильно воспринимать критику в свой адрес — признак человечности.
А какие у вас правила?
Статья впервые опубликована в блоге Александра Новичкова. Блог Александра на Яндекс.Дзен.
На Executive.ru статья впервые была опубликована 20 февраля 2012 года в рубрике «Творчество без купюр»
Как для автора статьи стал открытием учебник педагогики, так для меня недавним открытием стал учебник риторики :) Очень понравилось одно простое правило - прежде чем открыть рот и начать что-то говорить, , проверь, какое у тебя намерение. Что именно ты несешь в мир своей речью - добро или зло?. И если почувствуешь зло, рот не открывай - ничего хорошего из этого не получится... :)
Как-то несправедливо получается, что Глеба Жиглова вспоминаем, а Дейла Карнеги забыли.
Он богаче на правила и к тому же был пораньше.
В прежние времена было издано немало хороших, добротных книг. Например:
В.И. Слуцкий. Элементарная педагогика. - (уж не её ли Вы имели в виду, Александр?)
А.Н. Васильева. Оновы культуры речи.
А.Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
А.Ю. Панасюк. Управленческое общение.
Этот список можно продолжать и продолжать. Авторы умели раскрывать и доходчиво передавать суть предмета читателю, заинтересовать его в познании предмета книги.