Так ли выгодна отсрочка платежа: как посчитать потери поставщика

Отсрочка платежа – наиболее популярный способ улучшить условия оплаты поставок за счет поставщика. Договоренность с поставщиком об оплате, например, через 14 дней после поставки, в некоторых отраслях является непременным условием даже для первой сделки. Отсрочка должна быть обязательно прописана в договоре – если это не сделано, то в соответствии с законодательством, обязанность оплаты товара покупателем по умолчанию наступает непосредственно после получения товара.

В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Если вы продавец: сколько фактических денег вы отдаете клиенту, когда предоставляете ему отсрочку платежа? Если вы покупатель: сколько реальных денег в этом случае тратит на вас поставщик?
  • Что выгоднее – работать с поставщиком на условиях отсрочки или предоплаты?
  • Как определить более выгодное предложение среди поставщиков, сравнивая их разные цены и разные отсрочки платежа?

Формула расчета стоимости отсрочки

Не забывайте, что любая отсрочка платежа – это реальные финансовые затраты поставщика. В своей практике управления коммерческими отделами, я делал оценку стоимости отсрочки, когда подтверждал ее клиенту как 2% от суммы поставки за один месяц отсрочки платежа. Аналогичный подход, учитывающий стоимость денег и риски, применяли многие знакомые руководители.

Факторы, влияющие на стоимость отсрочки платежа для покупателя


Рисунок 1

Для расчета сэкономленных средств, которые покупатель получит, договорившись с поставщиком об отсрочке платежа, можно воспользоваться следующей формулой:

ОП = (КДО / 365) х (БП / 100%) x СК,

где ОП – стоимость отсрочки платежа, руб.;

КДО – количество дней отсрочки;

БП – банковский процент заемных средств, %;

СК – сумма контракта, договора, сделки, руб.

Рисунок 2

Эта формула с достаточной точностью дает понимание того, сколько денег вы экономите, пользуясь отсрочкой платежа поставщика. Логика этой формулы в том, что вы оцениваете, сколько бы вам потребовалось потратить денег для привлечения кредита в банке, чтобы рассчитаться с поставщиком по факту поставки.

Также вы можете рассматривать эту формулу как способ оценить, сколько денег тратит ваша компания, предоставляя отсрочку платежа своим клиентам. В этом случае предприниматели добавляют к полученному числу еще порядка 20%, учитывающих риск невозврата денег и затраты на получение просроченной задолженности.

Факторы, влияющие на стоимость отсрочки для поставщика


Рисунок 3

Пример расчета эффекта отсрочки

Рассмотрим пример того, как оценить экономический эффект отсрочки для покупателя. Предположим, вы покупаете канистры у поставщика на условиях оплаты по факту поставки. В ходе длительных и непростых переговоров вам удалось добиться от поставщика отсрочки платежа 21 день. Сумма вашего заказа составит 1 млн руб. Финансовый директор сообщил вам, что на сегодняшний момент заемные деньги банка ваша компания может привлечь под 22% годовых. Давайте оценим стоимость отсрочки платежа в этом случае:

ОП = (21 / 365) × (22 / 100) × 1 000 000 = 12 658 руб.

Можно считать, что 12 658 руб. вы сэкономили компании. Если бы отсрочка платежа не была получена, компания должна заплатить поставщику на 21 день раньше, а для этого потребовалось бы привлечь заемные средства в банке. 12 658 руб. – это деньги, которые пришлось бы потратить, чтобы компания пользовалась кредитом 1 млн руб. в течение 21 дня.

Рекомендации для расчетов

При оценке стоимости кредитных денег правильно учитывать не только процент годовых, но и всевозможные одноразовые платежи банку за открытие кредитной линии: различные комиссионные, расходы на оформление и страхование залога, другие расходы, которые возникают по ходу оформления и обслуживания кредита.

Некоторые бизнесмены считают при оценке стоимости отсрочки не банковский процент, а процент прибыльности альтернативного вложения средств (например, в акции или побочный бизнес), либо фиксированный процент, привязанный к рентабельности бизнеса.

Приведенная мной формула расчета будет также полезна, если вы покупаете товар у поставщика на условиях предоплаты, к тому же еще и с длительной доставкой. В этой ситуации можно считать, что вы поставщика кредитуете. Стоимость предоплаты может быть рассчитана по той же формуле, только вместо количества дней отсрочки подставьте в формулу количество дней с момента оплаты до момента поступления товара к вам.

В некоторых компаниях клиенту озвучивается цена, к которой, в зависимости от количества дней отсрочки, добавляется некий процент. Например, цена товара 200 руб., если хотите отсрочку на неделю – цена составит 202 руб., если на месяц – 210 руб. В этом случае первое, что должно быть сделано покупателем – это улучшены по максимуму цены, предлагаемые с отсрочкой платежа, а второе – произведен расчет выгодности такого предложения.

Оценка выгодности сделки с отсрочкой

Оценку выгодности цены товара с отсрочкой по сравнению с ценой товара без отсрочки можно сделать с помощью неравенства:

НЗО / (100% - НЗО) х (365 / КДО) х 100% ≤ БП,

где НЗО – надбавка за отсрочку, % (размер упущенной скидки, если сделка будет с отсрочкой платежа);

КДО – количество дней отсрочки;

БП – банковский процент заемных средств, %.


Рисунок 4

Если неравенство выполняется – значит пользоваться деньгами поставщика выгоднее, чем кредитными деньгами, поэтому отсрочка в этом случае принесет компании дополнительную прибыль. Если не выполняется, и левая часть неравенства больше правой – отсрочка невыгодна.

Например, вы покупаете канистры у поставщика на условиях оплаты по факту поставки. Цена за канистру – 200 руб. В ходе переговоров об изменении условий поставки, вы остановились на том, что при интересующей вас отсрочке платежа 21 день стоимость канистры составит 206 руб. Финансовый директор сообщил вам, что на сегодняшний момент заемные деньги ваша компания может привлечь под 22% годовых. Надбавка за отсрочку составляет (206 ‒ 200) = 6 руб. или 3%. Давайте оценим выгоду работы с отсрочкой платежа в этом случае:

3 / (100 - 3) × (365 / 21) × 100% = 53,75 ? 22

53,75% > 22%

Левая часть получилась больше правой. Неравенство показывает, что при таких условиях работать с поставщиком с отсрочкой платежа невыгодно. Нужно заново садиться за стол переговоров, либо принимать управленческое решение: согласиться продолжить работу с оплатой по факту поставки канистр, или предпочти более дорогую, чем кредитные деньги, отсрочку платежа. В приведенном выше примере выгодно работать с отсрочкой в 21 день, если цена при этом увеличится не более, чем на 1,25%.

Многие иностранные производственные компании, с которыми я сотрудничаю, не работают с российскими поставщиками на условиях отсрочки платежа. Их задача – получить вместо отсрочки максимально низкую цену и комплекс условий. Стоимость европейских денег при кредитной ставке в среднем 3% годовых получается в шесть-десять раз дешевле российских. Поэтому для европейской компании работать с российскими поставщиками на условиях отсрочки часто равносильно неэффективному и дорогому кредитованию.

Сравнение условий двух поставщиков

Если возникает необходимость сравнить двух поставщиков с одинаковым товаром, но с разной ценой и отсрочкой платежа (при прочих равных условиях), можно воспользоваться «условной закупочной ценой» – оценкой стоимости закупки с учетом отсрочки:

УслЗак = ЗАК х (1 – (БП / 100%) x (КДО / 365)),

где УслЗак – условная закупочная цена с учетом предоставления поставщиком отсрочки, руб.;

ЗАК – закупочная цена, руб.;

БП – банковский процент заемных средств, %;

КДО – количество дней отсрочки.

Рисунок 5

Например, мы имеем два предложения от поставщиков «Альфа» и «Бета» на канистры. Канистры абсолютно одинаковые и при прочих равных условиях у поставщиков отличаются только цена и отсрочка. Поставщик «Альфа» предлагает цену за канистру 200 руб. и не дает отсрочку платежа. Поставщик «Бета» предоставляет цену 205 руб. и дает 30 дней отсрочки платежа. Предположим, что заемные деньги ваша компания может привлечь под 22% годовых. Какое предложение выгоднее? Рассчитаем условную закупочную цену для двух поставщиков:

«Альфа»: УслЗак = 200 × (1 – (22 / 100) × (0 / 365)) = 200 руб.

«Бета»: УслЗак = 205 × (1 – (22 / 100) × (30 / 365)) = 201,3 руб.

Таким образом, несмотря на то, что поставщик «Альфа» не предоставляет отсрочку платежа, его предложение, с учетом стоимости отсрочки, будет более выгодным, чем у поставщика «Бета». Можно рассчитать, что предложение поставщика «Бета» становится выгоднее, чем «Альфа» при условии отсрочки платежа более 41 дня.

Как вести переговоры об отсрочке

Отсрочка платежа – важнейшее условие договора с поставщиком. Рекомендую покупателям переходить к обсуждению размера отсрочки после того, как будут достигнуты определенные договоренности по цене – если начинать переговоры с отсрочки, ее включат в стоимость.

Если поставщик сам предлагает отсрочку, задача закупщика добиться минимально возможной цены при максимальной отсрочке, а затем получить цену при условии предоплаты. После этого посчитать выгодность отсрочки по приведенной выше формуле.

Если вы сейчас работаете с отсрочкой платежа, получите более низкую цену на условиях предоплаты и оцените эффективность двух этих цен по вышеприведенной формуле. Проведите несколько сделок без отсрочки платежа, после чего предпринимайте попытки получить отсрочку при сохранении недавно полученной предоплатной цены.

Если вы продавец, не забывайте, что каждый день предоставленной отсрочки стоит вашей компании каких-либо денег, и обязательно «продавайте» отсрочку – это фактически дополнительная скидка, которую получает ваш клиент. Не забывайте также, что отсрочка платежа может быть не только 14, 30, 60 дней, но и 11, 26, 47 дней.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

а стоимость рисков, почему-то не закладывается?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Меньшиков пишет:
а стоимость рисков, почему-то не закладывается?

Её можно просчитать только если есть страховая компания готовая эти риски взять на себя

Консультант по корп. финансам

С банковским процентом-то понятно.
А вот как вместо него реальную стоимость денег для своего бизнеса рассчитать - это вопрос.

Управляющий директор, Израиль

Автором предлагается чудовищная примитивизация процесса оценки эффективности товарного кредита:

  • в общем случае финансовые затраты считаются не от банковского процента, а от opportunity costs;
  • для поставщика и покупателя банковский процент легко может быть разным, т.е. даже в примитивной модели, основанной на банковском проценте, выгода покупателя ("сэкономленные средства") не равна расходам поставщика;
  • как уже верно подмечено, в модели не учтены риски неоплаты;

Любого из этих трех факторов достаточно, чтобы данная модель привела к грубым ошибкам при принятии решений.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Смирнов пишет:
Автором предлагается чудовищная примитивизация процесса оценки эффективности товарного кредита:
  • в общем случае финансовые затраты считаются не от банковского процента, а от opportunity costs;
  • для поставщика и покупателя банковский процент легко может быть разным, т.е. даже в примитивной модели, основанной на банковском проценте, выгода покупателя ("сэкономленные средства") не равна расходам поставщика;
  • как уже верно подмечено, в модели не учтены риски неоплаты;
Любого из этих трех факторов достаточно, чтобы данная модель привела к грубым ошибкам при принятии решений.

очень чётко сформулировано, респект

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Автору может показаться, что его «побивают камнями критики» ради уничтожения и публикации и его самого. И он был бы прав, если бы предметом статьи были бы именно открытые им формулы. Но, формулы-то – общеизвестны. Есть большущие книжищи (по «управлению финансами», по «управленческой экономике», по «управлению проектами»), в которых много и таких формул-расчетов и посложнее. Но, в тех книжищах расчеты обязательно дополняются анализом-учетом «существенных факторов»; в том числе и тех, что упомянуты в сообщении Сергея Смирнова (от 19 июня 2017, 03:00).

Так что, автор неправ в том, что излагая применение известных формул-расчетов для принятия управленческих решений, он не сделал оговорки о недостаточности одних только финрасчетов; не указал на необходимость анализа-учета «существенных факторов».

Президент, председатель правления, Санкт-Петербург
Сергей Смирнов пишет:
Автором предлагается чудовищная примитивизация процесса оценки эффективности товарного кредита:
  • в общем случае финансовые затраты считаются не от банковского процента, а от opportunity costs;
  • для поставщика и покупателя банковский процент легко может быть разным, т.е. даже в примитивной модели, основанной на банковском проценте, выгода покупателя ("сэкономленные средства") не равна расходам поставщика;
  • как уже верно подмечено, в модели не учтены риски неоплаты;
Любого из этих трех факторов достаточно, чтобы данная модель привела к грубым ошибкам при принятии решений.
Александр Меньшиков пишет:

а стоимость рисков, почему-то не закладывается?

Владимир Зонзов пишет:
Автору может показаться, что его «побивают камнями критики» ради уничтожения и публикации и его самого. И он был бы прав, если бы предметом статьи были бы именно открытые им формулы. Но, формулы-то – общеизвестны. Есть большущие книжищи (по «управлению финансами», по «управленческой экономике», по «управлению проектами»), в которых много и таких формул-расчетов и посложнее. Но, в тех книжищах расчеты обязательно дополняются анализом-учетом «существенных факторов»; в том числе и тех, что упомянуты в сообщении Сергея Смирнова (от 19 июня 2017, 03:00).
Так что, автор неправ в том, что излагая применение известных формул-расчетов для принятия управленческих решений, он не сделал оговорки о недостаточности одних только финрасчетов; не указал на необходимость анализа-учета «существенных факторов».

Коллеги, благодарю за Ваши комментарии.

Если вы ещё раз внимательно прочтете материал, то наверняка увидите, что он написан с точки зрения покупателя (в частности обращаю внимание Сергея Смирнова и Александра Меньшикова, что нарисовал даже большую схему, где крупно написано РИСКИ), а не продавца.

Касаемо opportunity costs - Сергей, прав, говоря о том, что в общем случае финансовые затраты считаются именно через них. Огорчу вас Сергей, примеров в моей большой практике работы с компаниями разного уровня, с четким показателем этих самых opportunity costs единицы (наверное, В работает в прогрессивной компании - поделитесь сколько процентов он у вас).


И на всякий случай ещё раз цитирую материал: "Также вы можете рассматривать эту формулу как способ оценить, сколько денег тратит ваша компания, предоставляя отсрочку платежа своим клиентам. В этом случае предприниматели добавляют к полученному числу еще порядка 20%, учитывающих риск невозврата денег и затраты на получение просроченной задолженности."

https://www.e-xecutive.ru/uploads/image/src/1215/For-seller.jpg


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.