Партнерство в бизнесе: заманчивые выгоды или опасные риски?

«Если хочешь идти быстро – иди один, если собираешься идти долго – иди с друзьями». В этой мудрости сконцентрирована практически вся суть выбора –  нужен тебе партнер или нет. Хочешь быстро достичь результата, не тратя время на общения и взаимодействия с командой – действуй без оглядки на дальнейшее, надейся только на себя. А если понимаешь, что цель масштабна, путь предстоит долгий, и будет все: как подъемы, так и спады – значит, понадобится поддержка словом и делом, энергия и возможности партнера, да и радость успеха будет с кем разделить.

Бизнес-отношения во многом похожи на отношения в паре: кого-то устраивают случайные связи, а кто-то все свои действия выкладывает с расчетом на будущее.

Обратимся к мировой практике. Многие успешные компании – этот результат отлично слаженного партнерства: Хьюлетт и Паккард, Проктер и Гэмбл, Харли и Дэвидсон… Эти имена настолько слились воедино, что стали брендами, и по отдельности упоминаются нечасто. Идем дальше. Джобс и Возняк – яркий визионер и классический технарь, что не помешало им сделать отличный тандем. Более того, может секрет успеха таится именно в дополнении талантов друг друга?

В пользу этого предположения – пример сотрудничества Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича, которые открыли нам «Яндекс».

Вряд ли идеальными партнерами рождаются. Значит, ими можно стать.

Преимущества и выгоды партнерства

1. Каждый партнер может заниматься тем, в чем он мастер. 

Производство или продажи? Технологии или управление брендом? Закупки или внешние связи Каждый сосредотачивается на том, в чем он профессионален, доверив другие сферы деятельности своим партнерам.

2. Повышение узнаваемости бренда и усиление репутации.

Каждая компания и каждый человек имеют свою репутацию, что при объединении дает значительную синергию. Не говоря уже об увеличении общей суммы инвестиций в рекламу.

3. Выход на новые технологии.

Производственные, информационные, управленческие – в партнерстве, что естественно, объединяется все самое лучшее и полезное.

4. Объединение ресурсов.

Как результат – более сильная команда с эффективными управленческими технологиями. Да и про взаимное дополнение компетенций партнеров тоже не будем забывать.

5. Общая клиентская база и совместные каналы продаж.

Кроме того, в каждом из этих пунктов можно предполагать не только рост эффективности, но и снижение затрат, т. к. многие дублирующие функции (найм персонала, офисные издержки и пр.) будет реально сократить.

Что нельзя делать 

Есть мнение, что партнерство – это настоящее испытание и для бизнеса, и для человека, потому что оно обнажает все проблемные вопросы и узкие места. И если неправильно к нему подойти, то это, действительно, может иметь негативные последствия, вплоть до потери бизнеса.

Согласно исследованию профессора Harvard Business School и автора книги «Дилеммы основателя» Ноама Вассермана 65% компаний распадаются по причине конфликта сооснователей. Вовремя нерешенные проблемы становятся миной замедленного действия. 

Что обычно становится краеугольным камнем? Решение наиболее значимых вопросов:

  • Масштабировать бизнес, или «проедать» прибыль?
  • Развиваться, или осторожно довольствоваться тем, что есть, а если развиваться – то в каком направлении?
  • Как делить прибыль? Или совсем неоптимистичный вариант – как распределять убытки?

Особенно остро эти вопросы встают при наиболее и наименее удачном сценарии, когда все развивается стремительно быстро или, наоборот, все рушится. В последнем случае встает вопрос и о том, как покрывать непредвиденные расходы, а также – когда пора прекращать нести убытки и закрывать бизнес, ведь даже ужасный конец лучше, чем ужас без конца.   

С чем могут столкнуться партнеры 

Совместное ведение бизнеса таит в себе целый ряд рисков:

  • Что делать если партнер начинает активно ставить своих людей на ключевые позиции?
  • Как поступать, если прежние договоренности перестали выполняться, и партнер ведет свою игру, перетягивая одеяло на себя?
  • Как распределять несанкционированные расходы: на того, кто их инициировал или другим способом?
  • Что делать, если партнер хочет получить финансовый результат «здесь и сейчас» без прицела игры вдолгую?
  • И как вести себя, если партнер вдруг стал «звездить», не считаясь с мнением остальных?

Через какие кризисы проходят партнеры

Привлекая партнера, нужно быть готовым к кризисам. Практика показывает, что редко кому удается избежать этих ситуаций. Но вот сделать их конструктивными и убрать эмоциональные перегибы – это в силах каждого.

Основных кризисов – три:  

1. Кризис управления: «Кто главный?», или «Как принимать важные решения?».

Выход: как можно раньше и четче принять алгоритм принятия решений, и определиться со степенью ответственности каждого, основываясь на его доле в компании или других договоренностях. Возможно, до принятия краеугольных решений надо протестировать умение договариваться, и следовать принятым решениям на более простых ситуациях.

2. Кризис компетенций. Готовы ли партнеры развиваться, обучаться и… мириться с несовершенствами друг друга? Соответствует ли скорость развития каждого желаемым темпам роста компании?

Выход: уметь понимать интересы и потребности другого и договариваться.

3. Кризис доверия. С ростом бизнеса и увеличением объема информации каждый партнер, как правило, может досконально знать ситуацию только в своей зоне ответственности, т. е. уже не все аспекты бизнеса будут прозрачны для всех.

Выход: Пока тот уровень доверия, с которого все начиналось, не  исчерпал себя, надо найти способ сделать бизнес прозрачным для каждого партнера, для этого – CRM, системный управленческий учет и т. п. Более того, считать нормальным, что каждый партнер может задать другому интересующие его вопросы, на которые должен получить ответ.

Что надо предусмотреть, чтобы партнерство работало

Чтобы отношения с партнерами складывались не только легко и гладко, но и были основой взаимной поддержки и желания продолжать развивать бизнес вместе, обратите внимание на эти  рекомендации:

  • Сделайте рабочие отношения с партнером предсказуемыми – заранее договоритесь, как и с какой периодичностью вы будете решать бизнес-вопросы.
  • Создайте комфортную среду общения. Это особенно важно, учитывая, что общаться вам придется много. И если сделать это процесс позитивным, то вы будете воспринимать его не как разборки, а как совместный увлекательный мозговой штурм для поиска новых решений и возможностей.
  • Не забывайте, что каждый человек по-разному проявляется в стрессовых ситуациях. Учитывая, что в бизнесе и в жизни такое встречается нередко, желательно заранее знать, как ваш партнер ведет себя в различных жизненных ситуациях.
  • Обратите внимание на ценность взаимовыручки, стиль общения и особенности принятия решений. Желательно, чтобы это совпадало с вашими базовыми принципами или, по крайней мере, было понятно вам.
  • Конечно, все понимают (надеюсь, что, действительно, все), что партнерство обязательство нужно оформлять юридически. Даже (и особенно!) в том случае, если вы собираетесь сотрудничать с друзьями или родственниками. Фраза «Не хочешь сделать друга врагом – не веди с ним совместный бизнес» – продолжает сохранять актуальность.

Безусловно, самые основные моменты для оформления партнерских договоренностей подскажут юрист и медиатор, но надо быть готовым к тому, что вы искренне и честно обговорите с потенциальным партнером все вопросы, не скрывая ничего важного.

Как отметили в нашем опросе многие бизнесмен, неудачными партнерства складываются именно тогда, тогда на стадии становления возникло желание очаровываться и пребывать в некоторых иллюзиях и ничем неподкрепленных сверх ожиданиях. Да, возможно, подобное еще можно допустить в брачных отношениях (да и то под вопросом), но для бизнес-сотрудничества это точно не подойдет.

И еще некоторые лайфхаки от практиков:

  • Если у вас нет 100% уверенности в партнере, забудьте о принципе 50 на 50.
  • Если у вас нет плана на выход, считайте, что вы сами создаете себе конфликтную ситуацию на будущее.
  • На все случаи жизни и на все этапы бизнеса должен быть четкий механизм принятия решения, система учета и анализа продуктивности.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Пермь

Коллеги, очень хотелось бы узнать ваше мнение! У нас оно разделилось 50 на 50: кто-то считает партнерство прекрасным способом для роста, другие уверены, что это мина замедленного действия, и если хочешь поссориться с другом – сделай его партнером. 

А что говорит ваш опыт???

Адм. директор, Санкт-Петербург

Мне видится, что тут не только противопоставляются выгоды и риски, а всё гораздо сложнее - получается классический неупорядоченный "клубок". Я сам ни разу не входил в состав акционеров/учредителей коммерческих структур, но, работая в них "наёмным руководителем", несколько раз прослеживал "цикл" создания и распада различных "партнёрств". 

На начальном этапе обычно неизбежно среди равных партнёров кто-то стремится стать "равнее", и зачастую это даже оправданно - такой человек становится "публичным первым лицом" и обычно хорошо справляется с представительскими функциями... Как правило, чуть позже это приводит к "переделу" и "пересмотру" долей, денег и прочего...

В "установившемся равновесном режиме", когда всё отлажено и предсказуемо, часто кому-то из партнёров становится "пресно" или "скучно" - и начинается период турбулентности...Когда противоречия копятся, а конфликтные ситуации не разрешаются без "потери лица" сторонами - недалеко до полной деформации каким-либо из способов... чаще всего болезненных для участников и их окружающих сподвижников!

Можно ли что-то сделать на начальном этапе и всё предусмотерть, чтобы вместе работать долго и счастливо? 

Думаю, что нет... но вполне можно сделать так, чтобы расставание было цивилизованным! Из четырёх наблюдавшихся мной лично в малом бизнесе в СПБ процессов - так было только один раз...

В первом случае - участники расстались со скандалом, и они дальше работали "на себя" в одиночку.

В третьем случае - бизнес "отжали" люди со стороны, которым он оказался нужнее...

В четвёртом - "первое лицо" было отодвинуто от руля и скоропостижно скончалось, всё оставшееся ценное от группы компаний было прибрано "к рукам" самым расторопным из тех, у кого на этот момент были самые практичные связи...

Так что у каждого партнёрства свой неповторимый путь, но 99 процентов "партнёров" расстаются.

Правда - есть пример идеального партнёрства в научной фантастике, многие читали Роберта Шекли 

Управляющий партнер, Пермь
Сергей Алейников пишет:
Можно ли что-то сделать на начальном этапе и всё предусмотерть, чтобы вместе работать долго и счастливо?  Думаю, что нет... но вполне можно сделать так, чтобы расставание было цивилизованным!

Абсолютно согласна! Мои примеры, к счастью, не столь драматичны - просто кто-то хотел развивать бизнес дальше, а кто-то - получать дивиденды и пожить для себя... Или не сходились в решении о путях развития...

Видимо, это также, как в браке - обо всем надо договариваться на берегу, закрепляя свои намерениями документами. Ведь развод (или расход) - дело болезненное, можно, конечно, об этом не думать, но лучше - предусмотреть все для того, чтобы расставание было не сложным... как новый шаг к чему-то другому.  

Партнер, Красноярск

"Основных кризисов – три: " - ага, щас. Деньги никогда делить не пробовали? 

0 - Чьи доходы!

Остальное без этого - эротические фантазии, партнёртство как брак - или оговорено договором заранее, или скандалы/разводы.

Низачот.

Управляющий партнер, Пермь
Олег Севодин пишет:
0 - Чьи доходы!

Про деньги сказано как в первых абзацах, так и в последних.

  • Как делить прибыль? Или совсем неоптимистичный вариант – как распределять убытки?

И вот если решены эти вопросы - тогда есть шанс на игру вдолгую, возможно, даже до кризисов дожить получится :)

 

Партнер, Красноярск
Наталья Давыдова пишет:

Про деньги сказано как в первых абзацах, так и в последних.

Это наверное основной вид именно кризиса, присто игриво упомянуть "денежки" и не приводить решения проблемы - некорректно.

Управляющий партнер, Пермь

Сколько людей - столько и мнений, особенно в таком интимном вопросе, как финансы. Уверена, что у каждого есть масса вариантов его решения, главное - не замыливать этот вопрос, не пребывать в иллюзиях, что "мы думаем одинаково" и "все и дальше будет также прекрасно". Именно на этом "погорели" те, чье партнерство оказалось неудачным, кто из друзей стал врагами и продолжает безуспешно делить деньги.

Хотя на берегу обо всем договориться значительно проще. И обязательно всё зафиксировать (!!!) - а для этого юристы и медиаторы вам в помощь.

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Наталья Давыдова пишет:
Хотя на берегу обо всем договориться значительно проще. И обязательно всё зафиксировать (!!!)

Среди "партнёров" бывают как любители помахать подписанной бумажкой, так и ораторы, парирующие их "выпад с бумажкой" рассуждениями о том, что ситуация динамичная, и бумажки устаревают быстрее...

Будучи какое-то время наёмным ГД, регулярно старался собрать "учредителей", чтобы они обсудили текущее состояние дел (то есть поругались) и одобрили "значимые сделки" под протокол собрания акционеров (это было ЗАО).

А по "фиксациям" - самое мягкое из предложений было "послать их нафик..."

P.S. Сейчас пытаются готовить, а потом внедрять в бизнес структуры специалистов-конфликтологов, под это молодёжь завлекали сладкими речами...

Сейчас у этой молодёжи - стадия окончания магистратуры по специальности "конфликтолог" и поиск работы по специальности... реальная действительность сурова!

Управляющий партнер, Пермь
Сергей Алейников пишет:
Сейчас пытаются готовить, а потом внедрять в бизнес структуры специалистов-конфликтологов,

Конфликтологи уместны тогда, когда пожар уже надо тушить. Я же всегда за то, чтобы предусмотреть все возможные конфликты.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.