OEE: Как контролировать общую эффективность оборудования

Коэффициент OEE (Overall Equipment Effectiveness) применяется для оценки организации работы в машиностроении и усиленно продвигается некоторыми оптимизаторами как универсальный инструмент управления. Количество печальных историй значительно превосходит количество успешных. Рассмотрим механизм этого метода подробнее.

OEE или общая эффективность оборудования – обобщенный показатель, равный произведению трех коэффициентов, отражающих:

  • Доступность (Availability, A).
  • Производительность (Performance, P).
  • Качество (Quality, Q).

OEE = A*P*Q.

ОЕЕ применяется для оценки правильности использования оборудования.

Когда OEE вреден?

Значимость OEE для управления производством слишком преувеличена. Применение OEE как главного мерила эффективности часто приводит в один из капканов:

1. OEE – косвенный показатель, и совсем не отражает достижения целей производства.

2. Продажа срочности. Если ваша маркетинговая стратегия ориентируется на заказчиков, которым «быстро» важнее, чем «недорого», то всегда нужны свободные станки. И OEE у них будет вообще смешной. Однако достаточный поток клиентов, кто платит за срочность, позволяет игнорировать OEE .

3. QRM – как базовая концепция, подразумевает достижение эффективности за счет гибкости на цеховом уровне, основанной, в том числе, и на избытке производственных мощностей. Треть запаса по оборудованию – одна из заповедей QRM.

4. Экспериментальное производство – предполагает усовершенствование продукции, и производственные мощности оправданно ждут вдохновения конструктора или результатов испытаний.

5. Вспомогательное производство – простой оборудования оправдан ценой непрерывной загрузки основного производства. Токарный станок при прокатном стане, например.

6. Прецизионная обработка – наличие деталей или этапов обработки, предполагающих высокоточную обработку. Загрузка этого оборудования черновой обработкой может привести к утрате эксклюзивных параметров или дорогостоящей переналадке.

7. Сложные переналадки. Чаще всего небольшие «окна» заполнять невыгодно. OEE свалится в ад, но избавит вас от геморроя. Работа наладчика и стоимость «нулевой» детали могут превысить стоимость простоя. Простой обычно выгоднее повторной партионной наладки.

8. Освоение новой продукции. На этот период один показатель – качество. Затем операционный анализ. Загрузка станков – лишь бы влезла в себестоимость.

9. Приоритет других ресурсов – с точки зрения всего производства иногда стоит жертвовать машинным временем ради полного использования более дефицитных ресурсов. Пониженные режимы берегут инструмент или доступные станки ждут внимания дефицитного специалиста.

10. Станки про запас – на данный момент мощности избыточные и предусмотрительный директор прав, если:

  • Возможны санкции – поставки таких станков, возможно, будут ограничены. Если нет запасных вариантов, и есть возможность, то стоит прикупить станки наперед.
  • Планируется расширение – готовится увеличение выпуска, новые станки уже введены в строй, но еще не загружены на плановую мощность.
  • Техническое перевооружение – готовится выпуск новой продукции или перевод существующей на новые технологии. Старые линии будут демонтированы, но только по достижению новых плановых показателей.
  • Изменение цеховой логистики – имеется буферный запас оборудования, чтобы не снижать выработку на период релокации. На новом месте вводится в строй оборудование, дублирующее перемещаемый участок. По достижению дублером плановой производительности участок на старом месте расформировывается.

11. Конфликт с другими показателями – совершенствование технологии может привести к единовременному падению загрузки станков и ухудшению контрольных показателей производственных служб. «Накрылась премия в квартал!» – предъявляет претензию начальник цеха технологу, который придумал во внеурочное время, как сократить на 15% самую используемую УП.

Когда OEE полезен?

1. Крупносерийное производство с большими заказами одинаковых деталей, производимых параллельно на одинаковом оборудовании. OEE может приниматься за основной показатель. Многотысячные партии, редкие переналадки, «вылизанные» техпроцессы, стабильность сырья и инструмента.

2. Автоматические линии. Если вы приобрели полностью автоматизированные линии с плановой производительностью 99 чебурашек в минуту, не соглашайтесь на 98. OEE в помощь.

3. Отклонения учтены и обрабатываются. Если у вас замкнутый контур производственных данных, все отклонения учитываются и обрабатываются, и последний год OEE не был ниже 0,9. Тогда можно изредка анализировать производство по этому показателю.

Как искажают OEE?

  • Избегание контроля – искусство, достигшее в промышленности (отечественной) небывалого расцвета. Явное противодействие практически не встречается. Все «болеют за производство». Обычно, громче всех печется о судьбе завода главная крыса. Если сотрудник вместо вопроса «Как теперь с этим жить?» знает, как будет, и знает, что будет плохо, остается только собрать улики.
  • Бойкот автоматизации. Роботы не врут. Не всех это устраивает. Конкуренция разработчиков привела к тому, что систему мониторинга оборудования можно поставить за пару часов, без оплаты тестового периода. Но заводы не стоят в очереди за Индустрией 4.0. Даже там, где изолированный в «хрустальной башне» директор включает все рычаги, автоматизация контроля оборудования встречает бойкот.
  • «Производство не любит публичный стриптиз». Средний, а зачастую и высший менеджмент, видят в прозрачной системе учета угрозу своему благополучию.
  • У нас в DPA уже зарегистрирована 1501 «отмазка», почему надо отложить внедрение мониторинга.
  • «Потемкинские деревни». Если высшему руководству или вышестоящему холдингу таки удалось навязать контрольную систему, то часто показатели тестового участка поддерживаются за счет ресурсов неохваченного контролем оборудования. Или предварительно под контроль корпорации попадают лучшие участки производства.
  • Сговор с учетными службами. На обследуемых предприятиях случается, что службы, генерирующие отчетность для высшего руководства на основе первичных данных с производства, предоставляют отчетность в виде, скрывающем основные упущения. За это производственные службы делают им встречные одолжения.

Коррекция коэффициентов составляющих OEE

  • Завышение нормативов при установлении контрольных норм. От мытья рук за 600 секунд до демонстративного раскладывания инструмента по 5S во время тестового замера.
  • Сокрытие брака. Если надо выдать показатели, то брак отсеивается не на контрольном пределе, а на следующем, и показатели контрольного участка «не портит».
  • Камуфлирование внеплановых простоев плановыми, когда с ведома цехового руководства аварии прикрываются раздутыми «плановыми» ТО. Организационные упущения – ненужными наладками и т. п.

OEE

Выводы

В силу сложившейся практики OEE нужно применять как основной показатель некомпетентности консультантов. И с осторожностью – как критерий эффективности системы.

  • OEE – ни в коем случае не панацея.
  • Рост OEE не свидетельствует о благополучии, особенно, если по нему оценивают сотрудников.
  • Падение OEE может быть вызвано оптимизацией.
  • Если ваше предприятие работает меньше, чем 21 смену в неделю, вообще забейте на OEE и займитесь чем-нибудь полезным. Оптимизация технологии или картирование продуктового потока, например.

Приглашаем поделиться практикой и кейсами использования OEE на производстве.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Преподаватель, Сургут

Всё новое - хорошо забытое старое... В СССР что-то подобное уже проходили, но тогда была другая форма собственности и цели перед производством стояли иные. Почему сейчас творится подобное - не очень понятно, вроде живем в иное время и в иных отношениях к собственности, и цели иные ставятся перед производством... Статья интересна уже тем, что в ней дан анализ текущего состояния организации контроля производства, отношения менеджеров, как правило-среднего звена, к предлагаемым новым технологиям контроля производства..., а ментальность не изменилась, и в итоге - саботаж, такой тихий, но надежный. И никакое ОЕЕ не поможет... Автор хорошо показал эту ситуацию, видимо при внедрении систем контроля многажды с этим сталкивался, и в этом случае - успехов ему в его дальнейших действиях и понимания со стороны заказчиков!

Финансовый контролер, Москва

Игорь, мне показалось или это действительно "накипело"? Из статьи я так и не понял, почему ОЕЕ - зло, если во всем виноваты кривые руки и головы? Можно заменить его на набор других KPI, жаль только, что манипуляций с данными меньше не станет. Попытка подменить культуру в компании набором кнутов и пряников не может быть эффективна.

Директор по развитию, Екатеринбург
Петр Подолякин пишет:
почему ОЕЕ - зло, если во всем виноваты кривые руки и головы

Пётр! Вы озвучили идеальное название этой статьи)))

1. Сам OEE ни в чём не виноват. Он просто коэффициент.
2. Агрессивность адептов OEE вредит производству.
3. Мы добываем OEE в любых количествах)))) у нас самый чистый OEE))) мы добываем OEE быстрее всех)) себестоимость нашего OEE ниже, чем у конкурентов) OEE у нас добывают роботы. Мы - повелители роботов.

4. Используется он в недобрых целях. Судить о людях по величине OEE - худший вид расизма.

5. Статья экономит мне время и силы.

Партнер, Красноярск

Вот, нормальная тема наконец ))) полезно читать заморачивающимися на теме управления активами управленцами

Директор по развитию, Нижний Новгород

В принципе, всё было понятно и до статьи, но всё равно статья очень хорошая, систематизирующая. Я даже разослал ее друзьям. Всё написано верно.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

По духу статьи пункт "Как искажают OEE?" следует называть "И овцы целы, и волки сыты"

Директор по развитию, Екатеринбург
Виктор Шкурин пишет:
По духу статьи пункт "Как искажают OEE?" следует называть "И овцы целы, и волки сыты"

На длинной перспективе каждая сущность превращается в свою противоположность)))
В случае "дОбычи" OEE, через некоторое время выясняется, что и овец почикали и волков не накормили.
В автоматизации производства это частый сценарий - потратить кучу бабла и всем устать, а потом выяснить , что результат отрицательный или не стоит бабла.
Особенно ,если рулят процессом - овцы.

Руководитель группы, Германия

Игорь, надеюсь, мы с Вами встретимся и очень подробно поговорим по поводу ОЕЕ. У меня, возможно, другой опыт на эту тему. И, как часто бывает, требуется разобраться с понятиями, не ограничиваясь "самым общим определением".

1. Если к нам обращается заказчик с просьбой посчитать ОЕЕ, разговор затягивается на часы. И один из основных задаваемых заказчику вопросов: "Каким нормам (или стандартам) Вы придерживаетесь, когда говорите об ОЕЕ?"

Это нужно, чтобы начать говорить "по понятиям" т.е. на одном языке.

2. Ряд Ваших примеров, когда Вы говорите о том, что ОЕЕ "свалится в ад" или рассматривается для оборудования, которое не используется, могут получить ответы, если придерживаться определенным стандартам.

3. Как Вы полагаете, а чем была вызвана необходимость дополнить этот коэффициент (перейдя к четырехфакторному TEEP)? Это же не случайно. Теория, она ведь тоже развивается.

4. ОЕЕ - анализ нечто большее, чем данный единственный коэффициент (опять если следовать стандартам). Другое дело, если россиских стандартов нет, существующие зарубежные неизвестны, а производственники пользуются только знаниями из Википедии (бывает и так).

Мой пост адресован конкретно Вам как приглашение к диалогу при встрече. Ваши статьи вызывают у меня безусловный интерес, они исходят из практики и обсуждать хочется глубоко и в деталях.

Тогда я Вам расскажу и о моделях рассчета ОЕЕ, а также о ОЕЕ-конфигураторе, используемом в специальном софте для разных типов оборудования. Только практические примеры (поверьте на слово, опыт есть).

Директор по развитию, Екатеринбург
Андреас Штоль пишет:
обращается заказчик с просьбой посчитать ОЕЕ,

И тут досточтимый Илюха Абрамович Голдратт, сказал бы:

пофиг ОЕЕ, там где самый высокий OEE  (домтаточно только загрузку РЦ померять), там и есть "бутылочное горлышко". И заниматься надо именно там. Особенно если высоки межопереционные запасы. Те обычно место с малым OEE создает затор, перед следующим переделом. И чем больше сил влОжить в дОбычу этого OEE, тем больше гора незавершенки перед большим OEE.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.