Как использовать Telegram для бизнеса: лайфхаки и фишки мессенджера

Редкий коммерческий сервис может похвастаться продвижением на государственном уровне. Роскомнадзор больше двух лет буквально «раскручивал» Telegram, создавая инфо-поводы для СМИ. 

В середине 2020 года Telegram с 30 млн российских пользователей находится на третьем месте среди мессенджеров в Рунете. Серебро у Viber – 37 млн пользователей, золото у WhatsApp – более 69 млн пользователей.

Казалось бы — аутсайдер. Однако, у Telegram есть несколько отличий, ради которых стоит приглядеться к площадке. 

Качество аудитории 

Только 8% пользователей Телеграм ограничились средним образованием, у 60% – высшее, многие учатся. Представлены практически любые уровни доходов, в том числе средний и выше среднего. В основном, это платежеспособные, активные люди из бизнеса, продвинутых отраслей и компаний. 

При этом именно в русскоязычном пространстве Telegram – больше, чем мессенджер. Его мировая аудитория на порядок крупнее российской. Однако, из 220 тыс. каналов — 133 тыс. на русском языке. Их показатели за 2019 год:

  • 60 млн публикаций.
  • 130 млрд просмотров.

Судя по опросам:

  • 80% пользователей читают новостные каналы.
  • Больше половины подписаны на развлекательные и образовательные.
  • Половина следит за новостями по своей специализации.
  • Каждый третий подписан на блогеров.

Формат мессенджера очень сильно повышает количество дочитываний. Людей раздражают счетчики непросмотренных сообщений, они смотрят все или отписываются. Правда, есть еще одна опция — выключить оповещения. 

Здесь начинается специфика Telegram.

Победитель получает все

Качество контента для публикаций абсолютно критично при размещениях в Telegram. Завести канал ничего не стоит — но и читать его никто не будет. Это многих приводит к выводу, что «телега не работает». На самом деле, как правило, не работает контент. 

Достаточно пары неудачных постов, чтобы оповещения отключили. После этого канал быстро тонет в списке множества других. 

Это касается не только рекламы. Например, если организация ведет канал для сотрудников, то подписку на него можно устроить в приказном порядке. Но люди не станут читать официозную галиматью. Точно так же в один клик сообщества и клубы клиентов превращаются в кладбища формальных подписок. Потом можете хоть золотые слитки туда выкладывать – их никто не заметит. 

Хорошо, а как надо писать в Telegram? 

  • Строго по узкой тематике.
  • Часто (иначе канал тоже потеряется в ленте).
  • Одна мысль на пост.
  • Без «воды».
  • Но при этом не слишком сухо.

Нюанс в том, что это обязательные, но не достаточные условия для успеха. Органический рост очень слабый, его почти нет. Без продвижения вы получите только тех подписчиков, которых знаете лично и можете пригласить напрямую. 

Значит, нужна реклама.

Реклама в каналах Telegram

Telegram кишит желающими по-быстрому накрутить счетчик и срубить бабла за размещения объявлений, которые увидит непонятно кто или вовсе не увидят. 

Поэтому нужно смотреть не только абсолютные значения. Проверке подлежат:

  • Специализация канала.
  • Динамика роста (должна быть ровной, с понятными источниками пиков).
  • Соответствие постов и рекламы заявленной тематике канала.
  • Пропорция рекламных и обычных постов.
  • Суммарный охват.
  • Охват одного поста.
  • Частота постов.
  • Уровень вовлеченности аудитории.
  • Индекс цитирования (упоминания канала в других каналах).
  • История продвижения канала (где он сам рекламировался).

Можно и нужно оценивать демографические характеристики аудитории, географию проживания, другие параметры. 

Такой объем работы своими силами завалит рентабельность любой рекламной кампании. К счастью, есть бесплатные и платные сервисы, которые позволяют автоматически собирать нужные сведения. 

Если все сделано как следует, цена привлечения подписчика должна получиться в районе 10-30 рублей. Неплохо для коммерческих каналов (только не нужно забывать о расходах на их ведение, иначе конверсия захлебнется на отписках).

Еще один нюанс — переговоры о размещениях сами по себе не криминал, однако Telegram может заблокировать аккаунт за рассылку одинаковых сообщений. Кроме того, в Интернете опасно начинать разговор с незнакомцами с вручения визитной карточки. Лучше писать с других аккаунтов, а рабочий «светить» только в самом объявлении. 

Боты Telegram

В данном случае речь не о паразитических программах для накрутки ложных просмотров, а о программах, разработанных с использованием Telegram Bot API. То есть вполне легальное направление (хотя используется оно, конечно, по-разному).

Боты могут: 

  • Вести регулярные рассылки.
  • Проводить опросы.
  • Сами отвечать на вопросы подписчиков.
  • Собирать статистику.
  • Следить за соблюдением определенных тем и лексики.

Другими словами, это автоматические модераторы. 

Пожалуй, лучше относиться к ботам Телеграм именно так — потому что их применение для рассылок и массовых публикаций слишком близко к спаму. Это опасно как блокировкой канала (после чего восстановить его, скорее всего, не получится), так и имиджевым ущербом. Аудитория «телеги» нетерпима к агрессивному продвижению. 

Разработать и «обучить» собственных ботов можно с помощью бесплатных конструкторов или платных услуг. Телеграм позволяет создавать все более сложных ботов. Собственно, они уже похожи на полноценный софт для e-commerce, потому что помимо ответов и реплик можно подключать прием платежей, ведение структурированных процессов и т. д. 

Чаты Telegram

В отличие от каналов, которые работают по принципу вещания без обратной связи, чаты позволяют подписчикам комментировать и общаться в общей ленте. Это полезно для служб поддержки, ведения сообществ, внутренних обсуждений.

Чаты можно добавлять к каналам, получая преимущества обоих форматов сразу. Но их, понятно, надо модерировать. И вот здесь боты практически незаменимы — потому что помимо объема работы важна оперативность. Вручную нереально удалять нежелательные сообщения достаточно быстро, моментально отвечать на целевые вопросы или делать контекстные предложения.

Лайфхаки 

На десерт несколько менее распространенных способов применения Telegram для бизнеса, чем автоматическая служба поддержки или сеть корпоративных чатов.

1. Электронный документооборот. Телеграм позволяет пересылать произвольные файлы, а также быстро ищет по сообщениям и автоматически синхронизирует ленту аккаунтов для разных устройств. Достаточно договориться с коллегами или партнерами о системе тегов для маркировки файлов — и вы получите бесплатное облачное хранилище с удобным доступом. 

2. Служба отчетов. Если характер вашей деятельности связан с типовыми этапами (например, получение каких-то материалов или оборудования, производственные процессы, упаковка, отправка) — легко настроить автоматические оповещения подписчиков о прохождении очередной вехи по их заказу. 

3. Рекламные стикеры. Относительно дешевый способ получить большой охват, причем не только в Telegram, но и в СМИ. «Всего лишь» нужно угадать с актуальной тематикой, ее брендированием и качественно нарисовать. 

В этом, пожалуй, вся суть «Телеги» — обманчивая простота.

Целевую аудиторию трудно найти, легко потерять, и невозможно забыть сколько ресурсов вы потратили на продвижение.

Резюме разумных действий в Телеграм

Спамить не стоит. Это в лучшем случае приведет к блокировке аккаунта, а в худшем – Telegram оставит вас позориться перед собственной аудиторией и за свой же счет портить с ней отношения

Если очень хочется «раскрутить канал» — лучше делать это частично в Телеграме (как описано выше), а также за его пределами. Добавьте адрес канала в подпись почты и презентации, публикуйте интервью и аналитику хоть в бумажных глянцах, но с обязательным упоминанием канала. Это более длинный, зато продуктивный путь. 

Новички без бюджета — не «ведитесь» на якобы бесплатные возможности, все потребует ресурсов на управление, а в конечном счете денег. Лучше использовать Телеграм как мессенджер и файловое хранилище, этого с лихвой хватит небольшой команде — и в таком случае действительно останется бесплатным. 

Новички с бюджетом — лучше потратиться на своего человека в штате или специалистов для постоянного сотрудничества. Только не раздавайте деньги всем, кто предлагает прекрасные результаты. Потому что это машинальный рефлекс на приветствие большинства владельцев любых каналов, и никак не связано с достижением ваших целей. 

Новички с амбициями — помимо технических нюансов не забывайте об основной особенности Telegram. Это специфический фан-клуб Дурова. По сути, главный актив площадки заключается в доверии, которое не пострадало ни от блокировок, ни от снятия блокировок. В идеале вам нужна похожая имиджевая непотопляемость. Как ее добиваться? Расскажите, если узнаете. 

Профи — вряд ли они читают такие обзоры. Скорее заняты кросспостингом и спамом с подставных аккаунтов для раскрутки целых ферм каналов, цинично манипулируют статистикой и готовы принимать рекламу к размещению.

Читайте также:

Каким мессенджером вы пользуетесь чаще?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Есть еще возможность оплаты через Телеграм. После ботов это, пожалуй, самая ценная фишка мессенджера. Очень удобно, когда предлагаешь бесшовное соединение потребителям, предпочитающим Телегу.

Старший консультант, Москва

Телеграм очень удобно использовать при организации работы в клинике: пациенту можно записаться к врачу, получить консультацию врача онлайн в чате и в режиме видео при необходимости. При этом Телеграмм канал клиники публикует все новости медицины и фармацевтики... Использование Телеграм для клиники или медицинского центра очень эффективно, удобно и рентабельно

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Очень интеренсно! Пожалуй, стоит попробовать. Но - слишком специфический канал рекламы, надо строже подходить к подготовке, оценке результатов и планированию.

Менеджер по персоналу, Сербия

Если вы работаете по HR-задачам, Telegram тоже неплох. ЦА- зрелые специалисты (большая часть мужчины), по тегам ищутся вакансии/чаты/каналы, в сообществах - нужные специалисты. Но и к контенту надо относиться вдумчиво, хантить агрессивно вам никто не даст. Даже классическое размещение вакансии в профильных каналах не дает особый результат. А вот если делиться профессиональной экспертизой от имени компании (только чуть-чуть), быть активным и полезным, это работает, но точечно.  Для таких задач канал достойный.

По рабочим задачам, или корп. коммуникациям, где нужно быстро распространить информацию  - канал просто незаменим!

Директор по рекламе, Москва
  • Специализация канала.
  • Динамика роста (должна быть ровной, с понятными источниками пиков).
  • Соответствие постов и рекламы заявленной тематике канала.
  • Пропорция рекламных и обычных постов.
  • Суммарный охват.
  • Охват одного поста.
  • Частота постов.
  • Уровень вовлеченности аудитории.
  • Индекс цитирования (упоминания канала в других каналах).
  • История продвижения канала (где он сам рекламировался).

 

 я бы поднял "Уровень вовлеченности аудитории" на самый верх, если умеешь в долю внимания, то в медиа ты цар и чорд тебе не брат 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.