В какую зону скорее пойдет покупатель, переступив порог магазина? Туда, где светлее. Ведь биологически человек напрямую связан с длительностью светового дня и интенсивностью солнечного света. Ведущие маркетологи и мерчандайзеры считают, что качественное освещение торговых залов – это залог успеха. Правильно подобранные решения позволяют увеличить средний чек, повысить время пребывания покупателей внутри торгового помещения, а также акцентировать внимание на определенной группе товаров. Что важно учитывать, чтобы быть в тренде сегодня?
Особенности осветительного проекта
В первую очередь, стоит отказаться от шаблонов и при проектировании освещения учитывать индивидуальную специфику каждого магазина. В крупных павильонах важен общий свет с небольшой разницей между интерьерным и акцентным освещением. Что же касается премиального сегмента и узкоспециализированных магазинов, то здесь уровень общего освещения часто снижается до 300-400 люкс (Лк), а наиболее важные товарные группы выделяются локально с высоким уровнем освещенности от 1500 Лк.
Подобные приемы акцентируют внимание клиентов на новых коллекциях или специальных предложениях. Хорошо продуманное освещение может решать не только задачи по конкретным товарам, но и более глобальные вопросы. К примеру, зональное ранжирование света может помочь выстроить маршрут покупателя в магазине согласно мерчандайзинговому проекту Здесь можно поработать не только с яркостью света, но и с его спектральным составом.
Как выбирать уровень освещенности
Запомните одно хорошее правило: света не должно быть много или мало! Как же достичь оптимального уровня?
Доказано, что при освещенности торговой зоны менее 500 Лк потенциальный клиент начинает ощущать дискомфорт и зрительное напряжение. Слишком яркий магазин тоже не лучший вариант для шоппинга. Большая часть представителей ритейла работает при средней освещенности в 1000-1500 Лк. Если вы не знаете ничего об уровне освещения в вашем торговом отделе, то измерить его можно люксметром. Что касается моллов и крупных ТЦ, то в среднем уровень освещения там держится в пределах от 1000 до 2000 Лк. Конечно, есть и такие сети, где освещение намеренно делается очень ярким — до 2500-3000 Лк и более.
Найти золотую середину можно, если серьезно подойти к этому вопросу. Эффективное решение может скрываться в сочетании общего и акцентного освещения. В этом случае часть светильников создает ровный фон, где за счет точечной подсветки более яркими световыми пятнами выделяется зональность в общем пространстве. Многоуровневые осветительные системы используются, в первую очередь, там, где продается техника, одежда и другие бытовые предметы. Расчетно-кассовая зона, входная группа и примерочные могут выделяться дополнительно декоративными светильникам для создания понятной клиенту инфраструктуры.
Что же касается продуктовых гипермаркетов, то для них в приоритете экономическая эффективность. Поэтому в подобных заведениях используется равномерный общий свет с небольшим акцентом на входных группах и отделах, где необходимо выделить нужную товарную группу. Например, в гипермаркете электроники зону со встраиваемой кухонной техникой можно осветить теплым светом, чтобы подчеркнуть домашний уют. В продовольственном магазине зону выкладки рыбы лучше осветить холодным светом, чтобы подчеркнуть свежесть товара.
Как направлять свет
Привлечь внимание покупателя можно при помощи встроенных светильников или прожекторов. Конечный выбор напрямую зависит от имеющихся условий – высоты потолков, их вида и материала. К примеру, в помещениях с высокими потолками лучше не использовать встроенные светильники без специальной оптики, чтобы не потратить деньги зря.
Для крепления осветительных приборов к бетонным перекрытиями идеально подойдет трековая система, состоящая из шинопроводов, которые соединены коннекторами и трековых светильников. Вообще «треки» – это своего рода панацея на рынке решений для света. Они отлично подходят для тех магазинов, где часто меняется экспозиция и не требуют большого количества точек подключения, так как применяется единая система электропитания.
Что же касается светового пятна, то опять же все зависит от поставленных задач. Для того, чтобы акцентировать внимание на вешалке с одеждой или на полках с обувью, используйте средний угол наклона светильника 35-40 градусов. По нашему опыту оптимальный угол 38 градусов. Если же вы хотите показать сумку из новой коллекции или коллекционное платье, то лучше применить точечный светильник с узконаправленным лучом 24 градуса.
И это далеко не все лайфхаки. Это опробованные решения, которые применяются в проектах по освещению. Уникальный прием, который до этого нигде не применялся, как правило, рождает индивидуальный запрос.
Интерсный материал и полезный.