Руководители многих компаний думают: это может случиться с кем угодно, но только не со мной. Никакого интереса для атаки черных пиарщиков я не представляю, развиваю спокойно свой бизнес, ни с кем не конфликтую, миллиардами не ворочаю. Зачастую эти рассуждения ошибочны и даже опасны. Что, если на ваш рынок захочет зайти очень крупный бренд и установить свою монополию, или просто открыть свою конкурирующую точку рядом с вашей. Вы выиграли тендер, и кто-то очень этому огорчился. А может, кому-то просто приглянулась локация, которую вы занимаете? Или вы крутите шашни с девушкой, на чью руку и сердце имеется влиятельный претендент, или находитесь в состоянии развода, и ваша вторая половинка считает, что вы проявили недостаточную щедрость при разделе имущества…
Причин может быть десятки, и вот однажды утром вы просыпаетесь от настойчивых звонков журналистов, которые просят вас прокомментировать некие грязные инсинуации вокруг вашей компании. Вы в шоке и вообще не понимаете, о чем это они. А потом заходите в интернет – а там разоблачения, журналистские расследования, чернуха о вас и вашем бизнесе. Мессенджеры разрываются от сообщений родственников и друзей – все спрашивают, что происходит. А вы и сами не знаете. Привычный мир рушится в мгновение ока, и вы понимаете, что он уже никогда не будет прежним.
Найти компромат можно на каждого. «Случайно» обнаружить, что на предприятии используется рабский труд или товар содержит опасные ядовитые вещества, сексуальные домогательства к сотрудникам со стороны начальства, да хоть даже экстремистский заговор. Фантазия черных пиарщиков не ограничена ничем, в их командах нередко работают частные сыщики, бывшие сотрудники спецслужб, представители криминального мира. Практически любого сотрудника той или иной компании можно подкупить или запугать, чтобы он совершил саботаж на рабочем месте, и подставил свою организацию.
У вас могут быть связи, влияние, положение в обществе, деньги, но от серьезных репутационных потерь это не убережет. Особенно, если информационная атака хорошо продумана, имеет четкую стратегию и затрагивает несколько целей одновременно: непосредственно бизнес, деловые связи, личную жизнь. И вряд ли кто-то поможет. Находиться рядом с вами, защищать вас тайно или явно – теперь небезопасно для собственной репутации. Даже дружественные журналисты окажутся бессильны: атака пойдет не только через СМИ, но и телеграмм-каналы, социальные сети и другие источники. Всем рты не заткнешь. Человек просто оказывается в прострации и не понимает, откуда придет следующий удар и, главное, что со всем этим делать.
Подобные атаки готовятся долго. Надо понять, чем дышит человек, с кем общается, от кого зависит, какие уязвимые места и слабости имеет он и его бизнес. Надо понимать: негативные публикации в СМИ и социальных сетях – лишь вершина айсберга, это всего лишь подготовительная работа перед основной операцией. Ссылки на статьи получат все ваши ключевые клиенты, деловые партнеры и чиновники в вашей отрасли.
Подключатся эксперты и общественные деятели, которые будут чрезвычайно возмущены и не поскупятся на критику. В правоохранительные органы полетят депутатские запросы: как же так, как допустили такое! Скорее всего, работу компании полностью парализуют проверками, заблокируют счета, заведут дела и хорошо, если только административные. Атака может затронуть даже ваших самых близких друзей и родственников – просто, чтобы окончательно вас деморализовать. Вокруг вас создадут настоящую зону отчуждения, сделав жизнь максимально сложной и невыносимой.
Технологии черного пиара достаточно разнообразны и применимы для всех без исключения – нет такого бизнеса или такого человека, на которого нельзя было бы напасть. Мало кто заранее выстраивает методы защиты, и вообще думает об информационной атаке на свою персону, в 99% случаев жертва абсолютно не готова к подобному, а классические PR-отделы вряд ли сталкивались с черным пиаром и не имеют ни малейшего представления, как реагировать, когда вокруг них буквально рушится мир, и земля горит под ногами.
Разумеется, защита от черного пиара существует, но ее стратегия всегда индивидуальна и зависит от ряда ключевых параметров: кто вас атакует, какова его цель, кто и что является объектом атаки и так далее. Однако есть ряд правил, соблюдая которые, вы сможете максимально нивелировать последствия информационной атаки и подготовить контрмеры.
- Необходимо понимать болевые точки своей компании, по которым могут ударить конкуренты, и заранее предусмотреть методы защиты.
- Совместно со службой безопасности проанализировать биографию топ-менеджеров, их увлечения, частную жизнь. Могут ли они быть подвержены атаке за некие деяния в прошлом или настоящем?
- Понимать, что за люди работают в вашей организации, чем они живут, кто может стать слабым звеном, через которое на вас пойдет атака. Кто-то накопил слишком много кредитов? Регулярно проявляет нелояльность к руководству? Все это поводы задуматься.
- Анализировать деятельность своих конкурентов. Чем они дышат, какие связи имеют, где их слабые места. Сможете ли вы атаковать их здесь и сейчас в случае необходимости?
- Анализировать бизнес-среду вокруг вашего бизнеса на предмет появления новых опасных игроков на рынке. Отслеживать принятие законов, которые могут повлиять на вашу отрасль (атака может идти и через них тоже).
- Хотя бы раз в квартал устраивать мозговые штурмы внутри организации (лучше с привлечением сторонних агентств или экспертов): как вас могут атаковать, что вы будете делать в каждом конкретном случае. Что могли сделать топ-менеджеры, генеральный директор, компания в целом, чтобы навлечь на себя риск информационной атаки за прошедший период времени.
- Иметь связи в журналистской среде, крупных пабликах в телеграмм-каналах. Если на вас готовится атака, вас должны своевременно об этом предупредить.
- Хорошо бы наладить контакты с журналистами западных стран. Да, в связи с последними события, западные медиа имеют скорее образ врага, однако их мнение по-прежнему очень авторитетно для многих чиновников и влиятельных людей из России. Если вывести проблему вашего бизнеса на международный уровень – это может остудить некоторые горящие головы.
- Все знают про важность связей среди чиновников в вашей сфере бизнеса. Но в случае атаки мало кто вступится за вас, побоявшись замазаться в неприятном деле, и навлечь на себя гнев вышестоящего начальства. Поэтому в идеале «подружиться» со звездами шоу-бизнеса: актерами, певцами, театральной богемой, именитыми спортсменами. Их слова в вашу поддержку будут иметь вес в медиа-поле, и это будет безопасно для их карьеры.
- Важно всегда иметь финансовую подушку безопасности. Желательно наличными. Вы всегда должны располагать свободными средствами, чтобы отбить нападение.
Разумеется, это лишь самые основные правила, но даже соблюдая их, вы сможете гораздо лучше подготовиться к действиям черных пиарщиков и не допустить разрушения дела всей своей жизни.
Читайте также:
Рункт 2 и 3.
С одной стороны верно - от сотрудников. любого уровня начиная от топ - менеджеров и заканчивая рядовыми служащими, которые свом жизненным стилем могут навредить компании необходимо избавлятся. Такой "пинок" (психологический термин) может стимулировать остальных вести упорядочненный и "нравственный" образ жизни.
С другой стороны, помощь ценным сотрудникам поправить их жизненное положение просто необходима, особенно тем, кто волей случая попал в проблемную ситуацию. К примеру можно использовать беспроцентную "кассу взаимопомощи", бесплатную юридическую помощь и поддержку психолога. Такие меры увеличат престиж компании, которая стремится помочь в тяжелое время своей команде, а не просто "выбрасывает" своих служащих на дно социальной ямы.
"Пинки" хорошо, но для сплочения командного духа крайне необходимв и значимые для сотрудника "поглаживая"!
Я не говорил про «избавляться». Я имел в виду, что они являются фактором риска для компании. И эти факторы надо как-то решать (возможно и указанными вами способами), ну или по крайней мере иметь в виду, что оттуда может исходить угроза.
Это я добавила "избавлятся", птому что любая угроза предполагает два решения - радикальное и щадящее. Второе компании гораздо выгоднее как для престижа, так и в материальном плане - уход сотрудника и поиск нового, который тоже может оказаться проблемным. а текучка кадров снижает продуктивность компании и естественно прибыль.