Подготовительный этап перед презентацией обязателен
У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление ― с таким девизом надо подходить к созданию презентаций. Перед этапом создания презентаций всегда должен предшествовать мозговой штурм, сбор и структурирование инвестиционных преимуществ и другой ключевой информации. К ней относятся:
- Бизнес-модель и рыночные возможности. Сюда входят данные о насыщенности рынка, долях рынка, общем размере и потенциале роста отрасли, а также сведения об уникальных преимуществах вашего проекта.
- Команда менеджеров и ключевые сотрудники. Включение кратких резюме в презентацию поможет инвесторам понять возможности команды, послужной список и экспертный уровень сотрудников, и, соответственно, то, насколько высоки шансы на успех.
- Финансовые показатели. Важно иметь реалистичный финансовый прогноз и подсветить денежные перспективы ― на них и нацелено внимание инвесторов.
Думайте как инвестор:
- Какую информацию он ищет?
- Каковы его долгосрочные цели?
- Как он относится к риску?
Адаптируйте свою презентацию и данные под это видение. Сосредоточившись на ключевых аспектах, вы сможете быть уверены, что ваша презентация учитывает интересы и проблемы инвестора. Как показывает практика, инвесторов не так сильно интересует предыстория и прочая лирика ― ею можно только дополнить общую картину.
Убедительный сторителлинг ― ключ ко всему
Успешная презентация должна быть похожа на увлекательную историю. Только рассказывает она про рыночные возможности, вашу бизнес-модель, особенности проекта и инвестиционные преимущества. Собрав эти четыре аспекта в убедительное повествование, вы сможете создать в голове инвесторов запоминающийся фон. Вот, каким образом это можно сделать.
Поставьте лаконичность во главу угла
Важно, чтобы информация подавалась лаконично, но не сухо. Сохраняйте повествование целенаправленным и простым, расставляя приоритеты по ключевым моментам, используя ясные и краткие формулировки. За ориентир можно взять презентации топовых брендов в банковской и технологической отраслях ― там искусство подачи информации в сжатом формате отточили до мастерства.
Ваша презентация должна наглядно и доступно рассказывать о ваших инвестиционных возможностях. Для этого она должна быть полной, но не расплывчатой. Излагайте идеи ясно и понятно, а также без жаргона и сложных терминов, которые могут запутать инвесторов. Не каждый инвестор может обладать глубокими знаниями в вашей области, поэтому важно сделать презентацию доступной для понимания.
Используйте визуальные средства
Люди лучше запоминают информацию, когда она представлена наглядно. Если данные можно подать в виде диаграмм, таблиц, графиков, инфографик или других визуальных средств ― делайте именно так. Особенно, если речь касается ключевых моментов, которые имеют решающее значение для инвесторов ― например, прогноза будущей доходности или организационной структуры.
Источник: Kalinka Group
В контексте визуальных эффектов слайд хорошо сбалансирован ― есть графики, таблицы, основные выводы, выделенные буллетами (точками списка).
Будьте опрятны в упаковке информации
Сохраняйте четкость визуального ряда ― для этого используйте чистые, минималистичные визуальные эффекты, не отвлекающие от сути. Вот некоторые распространенные ошибки, которых стоит избегать:
- размытые изображения;
- резкое несоответствие макета или полей от одной страницы к другой;
- слишком мелкие для чтения шрифты;
- загроможденные текстом или изображениями слайды;
- отсутствие единообразия в шрифтах.
Подобная неряшливость в оформлении слайдов может оттолкнуть человека, привыкшего ценить эстетику. А опрятная, стильная, лаконичная презентация с выверенными цветами и шрифтами, наоборот, способна грамотно выделить вас на фоне предложений менее опытных конкурентов. Главный поинт здесь ― все слайды должны быть объединены колористикой, геометрией, соотношением шрифтов.
Семь раз проверьте
Попросите коллег вычитать презентацию на предмет опечаток и других ошибок, включая числовые несоответствия между различными частями ― это очень распространенная проблема, часто возникающая в результате обновления базы данных. Уделите внимание логическим ошибкам ― если информацию трудно и долго объяснять, стоит ее опустить или показать на слайде. Главное ― подготовить уточнения на случай, если инвесторов заинтересует этот момент.
Чек-лист по презентации инвестору
- Если есть возможность, начните с удивительного факта, чтобы привлечь внимание аудитории. Затем переходите сразу к основным моментам ― чем быстрее инвестор получит информацию о выгоде и пользе для себя, тем заинтересованнее и мотивированнее он будет слушать.
- Излагайте все просто, доступно и без повторений.
- Четко сформулируйте, как ваша стратегия будет приносить доход инвесторам.
- Ограничьте количество слайдов, общее правило ― их должно быть не более 10-15. Такое количество оптимально, потому что поможет сохранить целенаправленность в изложении и не потерять внимание аудитории.
- Используйте визуальные эффекты, чтобы привлечь и удержать интерес инвесторов. Это must-have любой презентации.
- Если делитесь информацией из открытых источников, например, анализом рынка, всегда оставляйте ссылки или сноски ― это хороший тон.
- Перед тем, как представить свою презентацию потенциальным инвесторам, потренируйтесь несколько раз перед живым зрителем, например, перед командой. Это поможет вам освоиться с материалом и убедиться, что вы подаете его максимально эффективно. А также ― выделить логические нестыковки, фонетические или эстетические дефекты и трудные для восприятия моменты.
- Подготовьте бумажные буклеты своей презентации ― их полезно оставить инвесторам для вдумчивого анализа. Убедитесь, что распечатанную версию презентации легко воспринимать как полноценный информирующий документ. Возможно, она будет немного объемнее той, что вы презентуете вместе с выступлением.
Читайте также:
1) Анализ рынка - обычно полная фигня, высосанная из пальцев и из отчетов Ernst&Young в бесплатном доступе. Какая разница какой размер рынка в России и какая доля у каждого из игроков для производителя столовых лопаточек на ЧПУ-станке? Никакой. Это абсолютно абстрактные и неверифицируемые цифры.
2) графики, таблицы и диаграммы - данные в 99% случаев неверифицируемые, формулы расчетов притянуты за уши, зачастую куча поправочных коэффициентов чтобы натянуть сову на глобус
3) оценка рисков - чаще всего фикция
4) прогноз прибыли и убытков - чаще всего гипер-оптимистичный сценарий, так как при пессимистичном-реалистичном сценарии вся фин.модель схлапывается
5) Ссылки и сноски - либо нерабочие, либо напечатаны на бумажном носителе и их никак не проверить (попробуйте вручную набрать вот эту ссылку на эту статью
https://www.e-xecutive.ru/finance/investment/1997134-kak-prezentovat-investoru-proekt-poleznyi-chek-list?utm_campaign=4637&utm_medium=menedzhment&utm_source=email)
6) Инвестора интересует одно - бабки. Когда он получит назад вложенное, сколько заработает в первый год и в следующие. Все остальное - пыль.
Совершенно с Вами, Алексей, согласен. У бизнеса (а инвестирование - один из его видов) только одна единственная задача - получение прибыли. Все остальное - производное или сопутствующее. Дискутировать по этому поводу, мне кажется, впадать в демагогию. Т.е. содержание презентации - оно про прибыль, про деньги.
Что касается формы презентаций проекта инвестору, есть такой известный предприниматель Гай Кавасаки. Он, основываясь на собственном опыте инвестора, сформулировал базовую формулу подготовки успешной презентации для получения инвестиций - "10-20-30", где:
10 - объем не более 10 слайдов
20 - доклад не дольше 20 минут
30 - размер шрифта не менее 30 кеглей.
Остальное оно про вкусовщину, субъективно и сильно вариативно,
Извините за категоричность )