Понятие «управленческий учет». Место управленческого учета в информационной системе бизнеса. Сущность управленческого учета — что может и что должна делать система управленческого учета.
Задачи управленческого учета: учет ресурсов, контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование и оценка прогноза.
Базовые компоненты системы управленческого учета и анализа: учет и управление затратами, разработка оценочных и сравнительных показателей деятельности. планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, а также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, составление управленческой отчетности.
Сопряжение систем управленческого учета с системой бухгалтерского учета. Технология постановки управленческого учета. Основные способы постановки управленческого учета.
Создание системы отчетности — основные требования к управленческой отчетности: своевременность, формат, содержание.
Создание внутренних нормативных документов, регулирующих управленческий учет. Учетная политика управленческого учета (учет активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, поступлений, выплат) — эффективное средство контроля операционной деятельности компании. Генератор учетной политики. Примеры нормативных документов.
Планирование как базовый компонент системы управленческого учета: Balanced Scorecard — опыт внедрения в российском бизнесе.
Совокупность оценочных и сравнительных показателей деятельности как базовый компонент системы управленческого учет: индикаторы рыночной стоимости, оценка деятельности финансового, операционного и риск-менеджмента, показатели, характеризующие риски бизнеса (рыночный, кредитный, риск ликвидности).
Практическая часть:
Проведение анализа информационных потребностей слушателей как пользователей системы управленческого учета.
Выбор способа сопряжения системы управленческого учета с системой бухгалтерского учета.
Расчет в системе управленческого учета кредитного риска компании (по методике Информации Минфина России N ПЗ-9/2012).
Управление затратами
На семинаре Вы:
Определите тактические и стратегические задачи оптимизации затрат в компании.
Классифицируете затраты, выберете методы калькулирования, осуществите операционный анализ.
Выберете метод оптимизации затрат, в том числе и в кризисных ситуациях.
Практическая часть:
Выбор способа калькулирования: сравнение метода полного поглощения затрат и метода АВ-costing.
Расчет, обосновывающий принятие решения о целесообразности специального заказа.
Проведение в ходе планирования операционного анализа деятельности компании.
Выявление потенциально возможных на передачу «на аутсорсинг» функций компаний слушателей.
Основная часть:
Кризис и управление издержками. Управление издержками как реальная возможность сохранения эффективности бизнеса.
Понятия «издержки», «затраты», «расходы».
Стратегическое и оперативное управление затратами. Кто за что отвечает.
Классификация затрат для целей управления бизнесом. Бухгалтерские и «не бухгалтерские» расходы и другое. Использование классификации затрат для принятия экономически взвешенных управленческих решений.
Контроль за себестоимостью единицы производимого продукта. Калькуляция себестоимости продукции/услуг: по переменным затратам и с полным поглощением затрат - достоинства и недостатки. AB Costing.
Управление затратами и процесс принятия оперативных управленческих решений: CVP-анализ – выгоды и возможности. Показатели CVP-анализа как индикаторы контроля за рисками в кризисной ситуации.
Методы оптимизации затрат (аутсорсинг и аутстаффинг, ужесточение внутреннего контроля, сокращение потерь и обеспечение сохранности активов, анализ бизнес-процессов, устранение живого труда и др.). Технология оптимизации расходов: инструментарий, работа со структурой затрат и её декомпозиция, формирование плана сокращения затрат и др. Возможные пути постатейного сокращения расходов (товарные запасы, сырье, коммерческие и управленческие расходы, транспортные расходы и т.д.). Взаимодействие с поставщиками, работа с персоналом, использование «самозанятых» и другое.
Контроллинг: актуальные аспекты
Функции контроллинга на каждом этапе жизненного цикла предприятия (ЖЦП).
Обновление системы управления предприятием (ССП).
Рациональность как ключевое понятие контроллинга.
Сбалансированная система ключевых показателей эффективности (KPI) по Нортону и Каплану как средство управления организацией.
Управление отклонениями: финансовая приборная панель руководителя.
Практическая часть:
Проведение анализа потребностей участников семинара как пользователей контроллинговой системы на предприятии.
Определение задач контроллера в зависимости от способностей менеджера
Рассмотрение кейса: «Управление организацией по системе KPI».
Практикум: «Коммуникация контроллера с руководителями различных психотипов».
Управление финансовыми рисками
Что такое риск. В чьих интересах нужно строить систему управления рисками в организации. Симбиоз функции риск менеджмента и других функций менеджмента. Как встроить риск менеджмент в управленческие процессы в среднем бизнесе
Риски в современном бизнесе. Качественное и количественное понимание рисков. Управление гибкостью (реактивной и проактивной). Риски бизнес-процессов и риски активов. Концепция 3-х линий защиты от рисков. Риски, черный лебедь и серый носорог
Классификация активов: фундаментальные, спекулятивные и опционные. Может ли риск создавать стоимость активов. Как управлять этим процессом
Основные противорисковые действия, которые целесообразно использовать частной (непубличной) компании
Использование статистических данных с финансового рынка. Индекс волатильности VIX: применение для прогнозирования даты наступления следующего экономического кризиса. К какой дате нужно успеть подготовить резервы как профилактическое противорисковое действие. Как определить на какой срок нужно планировать создание резервов, исходя из поведения функции VIX. В каких инструментах размещать резервы для прохождения разных типов рисковых испытаний
Культура управления рисками. Эволюция системы управления рисками. Этические ограничения в работе риск-менеджмента как корпоративной функции. Главные провалы в бизнесе, вызванные неадекватностью систем риск менеджмента
Оценка рисков. Количественный анализ рисков. Анализ рисков, их приоритезация. Связь риск и доходность. Ковенанты для сохранения устойчивости развития бизнеса
Карта рисков как инструмент анализа и контроля рисков. Примеры составления карт для различных отраслей. Реестр рисков производственной компании. Составление базы произошедших рисковых событий. Актуализация базы рисков: ежегодная и ежеквартальная. Процедуры и ответственные лица
Модель управления бизнес-рисками. Структура модели и анализ бизнес-рисков. Разработка стратегий. Функционирование модели. Роль внутреннего аудита. Координация риск-менеджмента и службы внутреннего контроля
Разработка противорисковых мероприятий. Хеджирование. Страхование. Диверсификация. Работа с резервами