На форуме эксперты обсудили вопросы развития человеческого капитала и грядущей кардинальной трансформации трудовых процессов.
МАК | ICA— первая международная академия коучинга и бизнес образования в России.
Обучаем коучингу с 1997 года.
Мы готовим лучших коучей
по международным стандартам ICF для бизнес среды
и решаем задачи компаний через бизнес образование.
Программы МАК | ICA предназначены для руководителей компании, менеджеров и внутренних тренеров компании, которым по роду своей деятельности необходимо развивать, мотивировать подчиненных, улучшать результативность их работы, оптимизировать достижение поставленных целей и повышать приверженность корпоративным ценностям.
Больше информации на нашем сайте и в социальных сетях!
https://t.me/coacharu
https://vk.com/coacharu
https://www.youtube.com/c/coacharu
Интервью с генеральным директором Светланой Чумаковой
Executive.ru: Расскажите подробнее о том, чем вы занимаетесь.
Светлана Чумакова: Непосредственное назначение Международной Академии Коучинга – это обучение коучингу и внедрение его методик в бизнес-структуры российского рынка. Мы обучаем людей, которые хотят сделать коучинг своей профессией или же частью своих управленческих компетенций. Даем им понимание того, как сделать работу эффективной, чтобы от нее была максимальная отдача – как в измеряемых показателях, так и эмоциональная.
Executive.ru: Как долго компания работает на рынке?
С.Ч.: Мы начали свою деятельность в сфере коучинга еще в 1997 году. До этого занимались консалтингом и бизнес-тренингами. В мировом профессиональном сообществе ICF и других ассоциациях нас называют пионерами коучинга в России. Я сама являюсь первым и на данный момент единственным мастером сертифицированным коучем – МСС ICF в России.
Executive.ru: Кто ваша основная целевая аудитория?
С.Ч.: У нас несколько целевых аудиторий, которые могут пересекаться на определенных программах. Это обучение коучингу как профессии, обучение коучингу как стилю управления мышлением и корпоративной культурой и получатели услуг Executive coaching индивидуально, в рамках обширных программ развития лидерства, карьеры, управленческих команд и пр. Целевая аудитория первого направления – менеджеры, HR, фрилансеры – бизнес-консультанты и тренеры, начинающие коучи. Гендерное соотношение примерно 30:70 в пользу женщин, что совпадает с мировой статистикой коучинга. Женщины в большей степени обладают эмпатией, терпением, не авторитарны, они настроены находить общее и больше слушать, а не указывать. Для мужчин же быть слушающим, понимающим – это идти наперекор своей мужественности. Им более привычно продавливать свои идеи, нежели проявлять понимание и терпение. Но, по моим наблюдениям, многие мужчины приходят на наши курсы уже с пониманием того, что их маскулинность не всегда эффективна. Поэтому они хотят расширить и обогатить свой стиль влияния и воодушевления других людей.
Аудитория второго направления – это топ-менеджеры, руководители, лидеры, которые намерены включить коучинг в свой стиль управления и развития лидерства. Современные лидеры все больше хотят становиться коучами для своих менеджеров, команд и сотрудников всех уровней. Старые и привычные роли исчерпывают себя, с новым поколением Y роль лидера как босса вообще очень слабо работает, другие роли не приводят к желаемым результатам. Лидеры хотят открывать потенциал своих людей, объединять, создавая видение, разделяемое всеми, и вдохновлять на подвиги и победы.
Если говорить о разнообразных услугах коучинга, то здесь заказчики, они же могут быть и целевой аудиторией, это топ-менеджеры, владельцы, руководители компаний, кадровый резерв. Это высший уровень управленцев организаций, для которых приглашают внешних Executive & Senior Executive коучей. Коучи работают с лидерами по их запросам и запросам организаций.
Executive.ru: Для компаний какого масштаба и отраслевой принадлежности в первую очередь предназначены ваши услуги?
С.Ч.: Можно утверждать, что коучинг применим в любом бизнесе и индустрии, но главное, чтобы компания была готова к такому неавторитарному стилю управления, к переменам, которые привнесет коучинг в корпоративную культуру. Что касается нашей Академии, мы работаем с финансово-банковским сектором, luxury-индустрией, фармацевтическими глобальными и российскими компаниями, телекоммуникационными компаниями. Среди тяжелых индустрий – металлургические компании, углеводородный и энергетический сегмент. Если говорить о готовности компаний к коучингу, то, на мой взгляд, наиболее благоприятная сфера для коуч-методов и технологий – это креативные и сервисные компании. Сложнее внедрять коучинг среди представителей тяжелой промышленности, госструктур. В таких компаниях существует сложившаяся в течение многих десятилетий жесткая форма управления, а свобода действий внутри нее крайне мала. И тем не менее они обращаются к нам с конкретными запросами: коучинг высокой продуктивности, развитие конкретных навыков, например предоставление обратной связи и др. Программы коучинга, помимо разнообразной отдачи и выгод, влияют на уменьшение текучки кадров, а это один из важнейших аспектов для современного работодателя.
Также стоит отдельно сказать о малом и среднем бизнесе. Будучи сама представителем этой когорты с самых первых лет зарождения бизнеса в России, могу сказать, что это очень смелые, креативные и рисковые люди, которые любят свое дело. Они очень хорошо и быстро воспринимают подходы и техники коучинга. К сожалению, не многие начинающие предприниматели могут позволить себе коуч-программы. Именно для них мы проводим обучение на кратковременных коуч-курсах, чтобы они могли применять самокоучинг для развития стратегического мышления, креативности и коучинг высокой эффективности для своих сотрудников. Так они смогут правильно их мотивировать, сплотить крепкую команду, ускорить подъем своего бизнеса и обеспечивать ему стабильность и предсказуемость.
Executive.ru: Каковы планы развития компании на ближайшие годы?
С.Ч.: Планы на расширение. Мы живем во времена изменений и больших, в том числе внезапных, потрясений. Все большему числу руководителей необходимо решать вопросы будущего компаний, стратегий и новых возможностей, а сотрудникам воплощать эти решения и планы в жизнь. Мы заходим в такие океаны, где никогда не бывали, где нужно выбирать маршруты, строить «дорожные карты» и двигаться по ним. Где нет учебников, кейсов и нет гарантий. Ответы можно искать только в себе, коуч помогает их найти. Где нужна вера в будущее и в себя, коуч помогает ее хранить и вести за собой людей. Где вставать нужно на один раз больше, чем упал, – коуч всегда подаст руку и поможет найти силу.
Помимо расширения деятельности в московском регионе, мы планируем расширяться в регионы. У нас очень большая страна, и мы хотим увеличивать свое присутствие в ее регионах. Помимо запланированного открытия представительств в регионах, мы продвигаем систему онлайн обучения. Желающих пройти обучение по коучингу много, но не у всех есть возможность и время прилетать на курсы и сессии, к примеру, в Москву. Поэтому мы идем в ногу со временем и, используя новые технологии, предоставляем возможность онлайн взаимодействия. Возможно, скоро не только курсы, но и экзамены будут проводиться в таком режиме.
Если говорить о наших новых программах, то сейчас мы занимаемся развитием программы командного коучинга «Сила Команды». Пока проводим проекты для наших постоянных клиентов, которые нас хорошо знают и доверяют нам. Это длительная программа, рассчитанная на полгода. Коуч работает с кадровым составом компании-клиента как с единым организмом. Стоит отметить, что это очень эффективно в связи со спецификой менталитета наших людей. В нашей стране долгое время жили с понятием «мы». Это было и сильной стороной и в то же время имело свои слабости. С одной стороны, говоря «мы», человек уже представляет свою команду, всех тех, кто вместе. Но, с другой стороны, многие стараются спрятаться за этим «мы», чтобы не брать на себя ответственность. Наша же программа дает настройки нового взаимодействия, при котором люди, действуя командно, не теряются в толпе, а ответственно выполняют каждый свою функцию.
Executive.ru: Что, на ваш взгляд, лежит в основе успеха компании?
С.Ч.: Видение. Люди. Стратегии. Гибкость в следовании по выбранному пути. Четкое понимание не только того, куда вы идете, но и того, где и как вы прокладываете себе путь. И полное осознание того, почему вы это делаете. Я имею в виду то, что руководство компаний должно хорошо понимать и тонко чувствовать особенности рынка той страны, региона, города, где они находятся, и ценности людей, которые идут за ними и с ними.
E-xecutive.ru: Какие тенденции вы могли бы отметить на рынке коучинга?
С.Ч.: Мы прошли достаточно долгий путь. Вместе со всей страной встретились с двумя тяжелейшими кризисами: дефолт 1990-х и банковский кризис 2008–2009 годов. На сегодняшний день ситуация, скажем так, тоже не самая ясная и радужная. Но по своему опыту могу вас заверить, что именно в кризисные ситуации коучинг больше всего востребован. Что такое кризис? Китайский иероглиф, обозначающий кризис, включает в себя два слова и смысла: опасность и возможность. Это новые условия и обстоятельства, с которыми люди ранее не встречались. И в этих новых условиях возникает госпожа возможность, и, может быть, не одна, а с «подружками», как источник поиска нового решения, лучшего и эффективного в данной ситуации. Ее нужно только увидеть…
Программы коучинга заточены именно на то, чтобы в любых условиях клиент получал позитивный результат. Поэтому тенденции на рынке коучинга весьма положительны. Современные компании уже стараются не совершать тех ошибок, которые, к примеру, допустили во время кризиса 2008 года, когда, минимизируя расходы, вычеркивали из расходной статьи пункт «обучение персонала». Впоследствии экономия на этих стратегических инвестициях негативно сказалась на преумножении человеческого капитала и результатов у многих компаний. Теперь же большинство понимает, что обучение менеджеров и лидеров технологиям коучинга – это своего рода и спасательный жилет и профилактика неудач. В связи с этим большим спросом пользуются программы коучинг лидерства и коучинг создания и развития команд.
Executive.ru: Каковы ваши основные конкурентные преимущества и как профессиональной компании и как работодателя?
С.Ч.: В первую очередь – высокие стандарты. Мы любим и ценим свое дело и ответственно подходим к тому, что предлагаем нашим клиентам. В обучении коучингу МАК действительно передает знания, опыт и практику в сфере коучинга, и наши преподаватели-коучи делают это качественно и на высочайшем уровне. Думаю, одним из свидетельств этого могут быть наши выпускники, которые являются успешными профессиональными коучами, некоторые открыли свои школы коучинга. Конечно, они в какой-то мере становятся нашими конкурентами, но мы к этому всегда относились как к формированию качественного рынка коучинга в России своими силами. Нам выгодно, чтобы наши конкуренты были профессионалами и вместе с нами формировали положительный имидж коучинга как профессии. К тому же мы продолжаем сотрудничество с выпускниками МАКа, проводим совместные проекты, приглашаем их в наши программы. Свидетельством являются успехи наших корпоративных клиентов и заказчиков, о которых они пишут нам, и в рекомендациях, которые они дают своим партнерам. До 75 % наших заказчиков, клиентов обращается к нам по рекомендациям.
Что касается нас как работодателя, то, на мой взгляд, наш большой плюс в том, что со своими сотрудниками мы делаем многое, чтобы строить партнерские отношения. Вначале такой подход для новичков бывает не совсем привычным, потому что они приходят к нам из компаний с более жесткой структурой управления. Но нам важно в сотруднике раскрыть личность, чтобы он сам осознавал, что он делает в компании, и чувствовал свою важность и нужность. Это придает человеку уверенность в своих силах и развивает чувство ответственности. С этой целью мы проводим программы обучения и тренинги по развитию для наших сотрудников. А иметь в составе компании простых безынициативных исполнителей, которым нужно «переставлять ноги» – это не наш вариант.
Executive.ru: Какие требования, общие и специфические, предъявляются к кандидатам, претендующим на работу в компании?
С.Ч.: Обязательно – любовь и способность работать с людьми. Нацеленность на высокие результаты. Креативность. Также человек слушает собеседников – клиентов и коллег и не стремится любыми способами вести людей по тому пути, который считает единственно верным. Это категорически противопоказано в коучинге.
Executive.ru: Идеальный сотрудник вашей компании – какой он?
С.Ч.: Энтузиаст своего дела, заинтересованный. Открытый. Ответственный. Энергичный. Доброжелательный, сотрудничающий.
Executive.ru: Каких результатов вам удалось добиться за прошедшее время?
С.Ч.: Мы гордимся, что вырастили рынок коучинга в России: создали спрос на услуги, расширили спектр предложений. За это время мы сформировали положительный имидж коучинга как профессии. Ведь в самом начале нашего пути бывали такие моменты, когда меня приглашали в компании с целью проведения коуч-программ для руководителей, вице-президентов, но при этом слово «коучинг» было «запрещенным», нельзя было произносить это вслух, было много «любителей», которые наносили ущерб имиджу профессии. Мы гордимся, что с самого начала делали упор на качество и высокие международные стандарты ICF, демонстрировали и вели просветительскую работу среди потенциальных клиентов. То, что мы видим сейчас, – это колоссальный прогресс по сравнению с 1997 годом и даже в сравнении с 2002 годом. Также немаловажный вклад в развитие коучинга в России мы сделали, когда в 2002 году открыли российское представительство ICF. Мои преемники, президенты ICF – Россия, являются выпускниками МАК.
И конечно, нашими главными результатами я считаю наших успешных выпускников и преуспевающих клиентов, которые с нашей помощью достигли и продолжают достигать своих целей и результатов.
На форуме эксперты обсудили вопросы развития человеческого капитала и грядущей кардинальной трансформации трудовых процессов.