Предпринимателю необходимо непрерывно развиваться, чтобы двигаться вперед. Мой путь в бизнес-образовании начался в 2018 году, после курса обучения я активно внедрял полученные знания и навыки в свою работу. Однако со временем ощутил, что мое развитие стало замедляться. Начал искать сообщество единомышленников, чтобы обменяться опытом. И узнал о популярной бизнес-школе Like Центр от своей знакомой, которая уже проходила там обучение, и с восхищением о ней отзывалась. Решил присоединиться, но в итоге сильно ошибся в своем выборе.
Хочу поделиться своим опытом и рассказать, как агрессивная пропаганда и манипулятивный маркетинг в социальных медиа вводят в заблуждения людей относительно образовательных программ. Расскажу, как отличать качественное обучение сильных экспертов от продуктов мошенников, чтобы предостеречь от обмана.
Принцип пирамиды
Мошенничество в онлайн-образовании представляет собой пирамиду информационных продуктов: сначала продают один продукт, потом предлагают продукт другого формата, который чуть информативнее первого, и по такому принципу продажа происходит много раз.
Приглашенных экспертов просят преувеличивать свои финансовые показатели. Финансовые отчеты никто не предоставляет, потому что на этом рынке нет четких регламентированных правил. У помогающих «кураторов» нет цели помочь, но есть цель продать. Так было у меня на данной программе.
Уловки с договором
После оплаты слушатель получает ссылки на обучающие курсы. Основной договор предусматривает возможность возврата денег в любой момент. Если хотите участвовать в мероприятиях, вам предлагают подписать новый договор, в котором вы отказываетесь от возможности вернуть свои средства. Но когда вы уже становитесь частью этого «сообщества», вам предлагают новые условия: если не подпишете новый договор, вы получите только ссылки на материалы для самостоятельного изучения. Если же вы хотите участвовать в общении с единомышленниками, придется отказаться от возможности возврата средств.
Для предпринимателя нетворкинг, обмен опытом с экспертами из разных сфер – важный инструмент развития. Один из способов сформировать сильное окружение вокруг себя – пройти соответствующее обучение. Я вложил миллион в эту программу. Вместе со мной вступили еще 83 человека. На первом мероприятии выяснилось, что только у двоих был бизнес. Заплатив такую сумму, я думал, что окажусь в компании людей, которые могут себе это позволить, но на деле оказалось, что многие участники продали квартиру, заложили машину или взяли кредит, чтобы войти в этот клуб.
Не каждый человек может и должен быть предпринимателем. Каждая профессия важна и престижна. Из-за многочисленной пропаганды предпринимательства бизнес сталкивается со сложностями при найме менеджеров по продажам, электриков, сантехников и монтажников.
Работа с репутацией
Чему стоит поучиться у организаторов фейкового обучения, так это умению работать с негативными отзывами. К тем, кто замечал обман, критиковал и покидал программу, обращались лично, предлагая помощь и объяснения, чтобы избежать распространения негативных отзывов. Если люди сильно возмущались, угрожали, им возвращали деньги.
На что обратить внимание при выборе бизнес-обучения
- Наличие методологии, а не высокого результата. Если у человека получилось сделать один раз высокий результат, это не значит, что эта комбинация действий поможет другому. Только наличие собственной методологии, которая способна объяснить причины успеха в том или ином случае и показать повторяющийся результат, дает эксперту право заявлять о своей компетентности.
- Ценности эксперта. Обращайте внимание не на заявления, а на то, какими личностными принципами оперирует человек в своих поступках, высказываниях, делах по отношению к другим. Большинство экспертов умело подстраиваются под свою аудиторию, но в жизни придерживаются других ценностей.
- Опыт. Информация сама по себе несет мало ценности. Смотрите на практический опыт человека. Какие результаты получили клиенты эксперта и как их много.
- Конкретика о продукте. Обязательно подробнее расспрашивайте и узнавайте детали о будущем обучении: в каком формате будет проходить, какие результаты даст.
Чтобы добиться успеха и реализовать потенциал, необходимо постоянно повышать квалификацию. Важно выбирать грамотных людей к себе в менторы и знать, как это делать.
Также читайте:
Очень полезный материал, опирающийся на практический опыт. Автору - благодарность.
Могу привести пример обучения в сфере управлению(менеджмента) и бизнес-консалтинга:
1. Имеют ли они сами свой бизнес помимо обучения или консалтинга, или имели, или руководили чужим - имели ли опыт реального управления ? Сколько лет работали управленцем ? Базовая подготовка, знания, опыт, практика ? Какая у них была дорога по административной лестнице ? В какой области они специалисты ?
2. Имеют ли они сами образование именно управленца ?
3. В чем особенность программы ? Есть ли сертификаты Росстандарта, что этот курс реально отвечает заявленным целям ?
4. На кого по иерархии орг-структуры направлено обучение ? На какие типы компаний ?
5. Какие значимые направления курса ?
6. Опыт научно-исследовательских работ в области практического и теоретического исследования в области управления ?
7. Есть ли рабочие методики, образцы документов и инструкций ?
8. Отзывы о курсе ? Где можно увидеть видео-интервью с человеком, который называет свою фамилию, должность ?
9. Написаны ли у них книги ?
А вообще комплексный орг - консалтинг и обучение менедменту это:
- Оптимизация структуры
- Стабилизация процессов (в обучении - это процессов управления)
- Формирование операционных показателей деятельности
- Привязка основных показателей к системе экономического стимулирования (а не мотивации, мотивация вторична)
- Структурный анализ персонала
Хороший текст. Мне понравилось практически всё, кроме пары выводов.
Если мы говорим о каком угодно образовании, то именно это слово и должно быть главным в списке требований студента. То есть студент после программы обучения в любом формате должен выйти более образованным и продготовленным к реальности, чем был до этого. И начать нужно со списка предметов, учебных пособий и ожидаемых результатов. Нужно, важно, интересно - смотрим дальше на преподавателей, круг студентов и историю организации, предлагающей обучение. И так пока не выберем конкретную программу.
Никакие клубы, "части сообщества" и пр. и пр. к образованию отношения не имеют.
Часто люди бизнеса и ,особенно, самые прожженые из них, ведут себя как дети, когда ищут бизнес-обучения. А потом жалуются, что их обманули.
"Если вы ищете волшебника, то получите фокусника"
Меня иногда спрашивают такие любители"волшебства", а на сколько вырастет продажа, эффективность управления и т.д. после вашего тренинга?
Это реально смешно слышать, потому что никто не может сказать как повлияет обучение на конкретный бизнес в конкретном случае, всё зависит от многих факторов, но обучения это шанс бизнеса на изменение.
Я, естественно, никогда не обещаю X10 (хотя может быть и такой результат), а есть те кто обещают. И тут вопрос к заказчику, зачем он нанимает мошенников, которые обещают Х10?
Поэтому когда выбираете школу для обучения смотрите на то, кто там преподаватель и тут надо смотреть не на их практический опыт, он может быть даже вреден в новых условиях, а на те идеи, которые преподаватели в общество несут.
А то окажетесь как в Skolkovo на DBA, где вам за много миллион рублей будут рассказывать пропаганду о скором крахе долларов и чудесах импортозамещения.
Кстати, Вкусвилл сделал свою школу обучения, там и практика и главное бизнес будущего.
Ну, а если есть деньги на Skolkovo, то лучше ехать в Гарвардскую школу бизнес, по деньгам тоже самое, но зато опыт общения с бизнесом со всего мира.
Если видите в самопозиционировании автора курса/программы -- коуч, ментор, фасилитатор, тьютор, спикер и прочий модератор стратегических сессий, который (как некоторые здесь) никогда сам не получил серьёзного образования в предметной сфере, никогда не работал в предметной сфере и серьёзных компаниях, и/или успешно не предпринимал, а в лучшем случае прочитал пару каких-то популярных книжек (других инфоцыган), то знайте -- перед вами рафинированное инфоцыганство.
Чем больше абстрактной воды и философии в программе курса и эфемерных понятий -- тем более махровое инфоцыганство стоит перед вами.
На курсе будут впаривать туфту.
Надо прямо спросить автора или выяснить:
- где и как долго проучился
- где и сколько проработал
- чего добился за это время в бизнес-терминах и метриках
Если вместо ответа прозвучит любая размытая и непроверяемая информация или что-то вроде -- я работаю с компаниями ... -- инфоцыган стопудово.
Верно! А-то кто-то считает, что
Опыт вреден? Вместо опыта идеи преподавателя, у которого ни опыта, ни практики, ни соответствующего образования? И это называется тренингом? Действительно, это "реально смешно слышать". Что-то напоминает пропаганду про "цивилизованные страны".
Статья классная! Автор прав - методология, опыт, ценности, конкретика! Думаю, что опытные управленцы смогут разглядеть хорошего преподавателя и хорошую школу довольно быстро. Как только услышите что-то про бирюзу, бегите и не возвращайтесь! Болтовня!
Если вы заметили, Анатолий, я всегда и везде активно продвигаю идею современных и актуальных кейсов -- для соискателей любого уровня. Как самый надежный критерий оценки профессионализма. А такие кейсы способен решать лишь тот, кто имеет свежий практический опыт в предметной сфере. Даже образование вторично по отношению к опыту.
Нет опыта -- значит вы никто и звать вас никак. И кейсы такой не решит.
Ни дипломы, ни рекомендации, ни список тех, кому удалось что-то впарить или продать, ни база подписчиков на ЛинкедИн по сути НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО прямого отношения к профессиональной ценности кандидата, соискателя, безнес-предподавателя.
Антогонистами такого подхода являются -- лентяи-прокрастинаторы, демагоги-болтуны, выгоревшие-прогоревшие и прочие лузеры-бездельники, и что самое важное -- инфоцыгане.
Потому что языком чесать и фантазировать на тему бизнеса и управления -- не мешки ворочать. С менеджера спросят его наниматели/собственники, если не коленной чашечкой или имуществом (как в 90-е), то рублём.
А инфоцыгане ни за что не отвечают -- они просто продают воздух и своё время по таксе и пускают пыль в глаза.
Ну что вам ответить? Согласен полностью! Читать и слушать картонных дурилок - время терять. Много пышных фраз, агрессия и полное отрицание чужого опыта: "Я, я, я....". А опыт - это то, чем ценен человек в принципе, и преподаватель в частности. Умного и опытного человека всегда стоит послушать.
Одним из лучших преподавателей в моей жизни, из тех, кого помнишь всю жизнь был один инженер с одного из приборостроительных заводов. За ним гонялись, его лекции продавались на черном рынке, его методики передавали из рук в руки. Ходоки просили его прочитать лекцию. Он преподавал по совместительству. Залы были набиты под жвак. Кроме таланта преподавания, когда он просто своей какой-то харизмой увлекал, у него был огромный опыт. Кстати, ему было не больше 40. Он не читал лекции в буквальном понимании, а просто рассказывал нам о работе разного типа процессоров, каналов, протоколов и пр и др.
Я неоднократно получал предложения читать лекции по общему менеджементу, продажам, коммерческому управлению. Однажды даже позвали в МИРБИС.
Умыл руки. Мне это всё неинтересно. Максимум и в порядке исключения какой-нибудь короткий практический воркшоп или мастер-класс для собственных сотрудников, чтобы не тратили время поиск решений и эксперименты.
Серьёзный позыв уйти учить -- признак начала ментальной деградации, на мой взгляд.
Болото, и система без выхода -- для тех, кто уже начал.
Я бы с удовольствием взял группу учеников, а вот входить в штат какой-нибудь школы, MBA и прочего не хочу. Не хочу следовать чужим методичкам. Да, это болото и система без выхода. Хотя был опыт работы в двух учебных заведениях, частных. Желанием научить там почти не пахнет. Это просто чужая коммерция, кторая использует твой опыт.