Топ-менеджер в прямом эфире: тайны закулисья

Татьяна Индина,
руководитель агентства бизнес-коммуникаций Indina-Consulting

Не нужно путать интервью с исповедью.
(Алла Пугачева)

Еще никому не удалось выиграть интервью.
(Гарсон Кейнин)

Вот и наступил ваш звездный час. Вы в прямом эфире. А это большая ответственность. У вас нет права на ошибку и не будет возможности переснять дубль. Поэтому готовьтесь!

СЕО

В теле- или радиостудии человек оказывается в необычных условиях, он не видит аудиторию, испытывает дискомфорт перед микрофоном и камерой. Ведь теле- и радиобеседа всегда строится с расчетом на невидимого собеседника (зрителя, слушателя) — это неизбежно приводит к необходимости диалога. Преодолеть трудности поможет хорошая тренировка.

Определите формат выступления

Существует несколько основных форматов для выступления.

  • Программные речи. Большие выступления, посвященные какой-то проблеме. Программная речь требует детальной подготовки, сбора большого количества информации, тщательного анализа данных для выявления характерных тенденций и возможного прогнозирования развития ситуации.
  • Реплики. Небольшие выступления в рамках дискуссии на 1-2 минуты. Реплики требуют выяснения отдельных фактов или аспектов какой-то специфической проблемы (которая стала темой дискуссии).
  • Комментарий. Выражение непосредственной реакции эксперта на произошедшие события и явления.
  • Интервью. Беседа с журналистом на определенную тему (либо для записи, либо в прямом эфире). Интервью предполагает проработку списка возможных вопросов и подготовку к беседе на смежные темы.

Если вы не пишете текст выступления для себя сами, поручите это опытному спичрайтеру. На встрече со специалистом проговорите основные моменты, которые должны быть обозначены в вашей речи. Если вы самостоятельно готовитесь к выступлению, вам, безусловно, будут полезны предложенные ниже советы.

Определите, кто ваша аудитория

Уровень подготовленности аудитории будет определять стиль и лексику вашей речи. Если выступление предназначено для профессионалов, естественно, приветствуются профессиональные темы и термины. Если аудитория смешанная, необходимо ориентироваться на менее подготовленную ее часть, чтобы вас поняли все (однако без ущерба для смысла выступления и без искажения фактов).

Определите цель выступления

Целью может быть:

  • информирование, обучение;
  • анализ проблемы, прогнозы, оценка, выражение мнения;
  • убеждение, аргументация, влияние на точку зрения.

Успех любой информационной речи достигается безупречной аргументацией, подробным анализом причинно-следственных связей, последовательностью изложения мыслей. Убеждающая речь должна ориентироваться в первую очередь на эмоции слушателей.

Подготовка выступления

Максимально подробная информация по теме выступления — необходимый элемент при подготовке удачной речи. Это позволяет сделать основные тезисы наиболее яркими, проиллюстрировать их цифрами и примерами. Вы должны знать намного больше, чем скажете. Припасите интересную информацию, если вам зададут вопрос. Будьте готовы импровизировать.

Вступительная часть должна быть впечатляющей и завладеть вниманием слушателей. Первые фразы устанавливают контакт со зрителями и слушателями, поэтому используйте это, чтобы расположить к себе аудиторию и вызвать доверие (выразите благодарность, сделайте комплимент). Дайте аудитории ясно почувствовать цель вашей речи. Структурируйте свои мысли. Разделите основную часть на несколько ключевых тезисов. Подготовьте заключение — оно станет завершающим аккордом. В идеале текст выступления должен быть полностью готов и выучен за день до эфира. Тогда последний день вы сможете посвятить репетициям. Если времени мало, все равно готовьтесь заранее.

Как одеться

Как вы, наверное, уже знаете, впечатление о выступающем человеке формируется у аудитории в первые несколько секунд. И большая часть информации, на основании которой составляется впечатление, считывается людьми невербально. Камера имеет особенность искажать и преувеличивать любые недостатки. Поэтому очень важно заранее продумать, как вы будете выглядеть.

Чего во внешнем виде быть не должно:

  • неаккуратная прическа;
  • неподходящая одежда;
  • невзрачная или неопрятная одежда;
  • одежда с ярким, вычурным узором, что-то слишком пестрое, полосатое или в клеточку;
  • слишком яркий макияж у женщин;
  • блестящие аксессуары (они будут бликовать в свете камер).

Как контролировать волнение

Прежде всего, хорошо подготовьтесь — это придаст уверенности. Помните, вы эксперт в своей области, именно поэтому вас пригласили. Если есть возможность, поговорите с ведущим и своими собеседниками до начала съемок, познакомьтесь с ними, обменяйтесь парой фраз. Перед выступлением произнесите несколько скороговорок, встряхнитесь, попрыгайте. Настройтесь на успех, включите все свое обаяние. И главное: постарайтесь получить удовольствие от того, что вы делаете.

Организационные моменты

Заранее выясните у организаторов, каков формат вашего выступления, регламент, чего от вас ждут, в какой программе и по какой теме необходимо ваше выступление, кто ведущий и другие участники передачи. Также нужно уточнить точные дату, время и место съемки, адрес телестудии, телефон продюсера. Возьмите с собой сопровождающего, который поможет вам с техническими вопросами. Предоставьте ведущему точную информацию о вашей компании и о том, как вас правильно представить. Если вы не хотите отвечать на личные вопросы, предупредите об этом продюсера/ведущего заранее. Еще раз для шпаргалки список того, что вам нужно узнать перед эфиром.

Советы СЕО: Информация, которую вам нужно получить перед вашим эфиром

1) Название программы.

2) Дата встречи и записи вашего интервью.

3) Идет ли программа прямо в эфир или она записывается.

4) Планируемое время вашего появления в студии.

5) Продолжительность вашего интервью.

6) Дата выхода и трансляции программы в эфире.

7) Адрес студии.

8) Номер съемочной площадки.

9) Имя, фамилия, телефон продюсера.

10) Имя ведущего программы.

11) Регламент и формат программы.

12) Обсуждаемая тема.

13) Какие вопросы будут обсуждаться/задаваться.

14) Имена других гостей передачи.

15) Будут ли в студии зрители.

16) Какие будут декорации.

17) Пожелания к стилю одежды.

Постарайтесь посмотреть несколько выпусков программы до вашего появления на съемках, тогда вы будете приблизительно знать, что вас ждет. У вас будет возможность изучить ведущего. Кроме того, оценив интерьер телестудии, вы сможете правильно подобрать гардероб.

Подготовка реквизита

Если собираетесь продемонстрировать сокровища океана, живую змею или модель человеческого мозга, то следует предупредить об этом съемочную группу заранее. Во время эфира режиссер и продюсер будут вам показывать, какая камера снимает вас крупным планом, а какая издалека.

Находясь в телестудии

Опаздывать категорически запрещено. Время прямого эфира не может быть передвинуто ни на минуту. Приезжайте в студию заранее. Вам потребуется время на грим и подготовку к съемке. Сообщите о своем приезде продюсеру по телефону, пусть вас встретят, чтобы избежать ненужных задержек в фойе.

Перед съемками пообщайтесь с ведущим, убедитесь, что он правильно произносит ваше имя и должность. Далее вас обязательно отправят на грим. Он необходим для того, чтобы компенсировать искажения камеры и чтобы в свете софитов лицо не бликовало всеми цветами радуги. Прогуливаясь по телестудии в ожидании съемок, смотрите под ноги, чтобы не споткнуться о кабель. Не проходите перед телекамерами без разрешения координатора. Они могут быть включены.

Что важно помнить об освещении. «Ключевой» свет будет нацелен на каждого в студии, «боковой» освещает задний план. Вы можете легко распознать свой «ключевой» свет — это тот, который направлен вам в лицо и слепит глаза. Он синхронизирован с направлением камеры, которая вас снимает. Перед началом съемки можете бросить взгляд в телемонитор, чтобы убедиться, что ваш внешний вид в порядке, и вы сидите правильно.

Как сидеть

Немаловажно, как вы будете сидеть/стоять во время съемки (от этого зависят ваши жесты, поза, дыхание). Постарайтесь сидеть прямо и не напряженно. Если вы усядетесь глубоко в кресло — оно может «проглотить» вас, если вдобавок скрестите ноги — можете окончательно потерять контроль над своей речью и дыханием. Лучше располагаться на краю кресла или стула. Если вам предложили вращающееся кресло — зафиксируйтесь в одном положении. Идеально, если для вас приготовят стул с твердым сиденьем и со спинкой — тогда вы сможете принять выгодную позу и полноценно использовать свои голосовые связки.

Как говорить

  • Следите за интонацией, дикцией.
  • Выделяйте значимые моменты речи паузами.
  • Смотрите в глаза своему собеседнику и иногда в камеру, обращаясь к зрителям.

Что работает против вас

  • Резкий пронзительный голос.
  • Монотонность.
  • Слишком быстрый темп речи.
  • Слова-паразиты и лишние междометия (э-э, ну-у, вот).

Правила работы с микрофоном

Выступление с микрофоном имеет свои минусы: звук менее разборчив, искажается тембр, возникает отражательная звонкость. Ошибки начинающих телезвезд в том, что они начинают говорить торопливо, на высоких тонах или монотонно. Вам нужно стараться быть естественным. Говорить непринужденно, естественно, как во время обычной беседы.

Микрофон будет закреплен петелькой к вашей одежде, либо установлен на столе, либо дан вам в руки. В зависимости от этого вы будете более или менее ограничены в движениях. Если на вас надели микрофон-петельку, постарайтесь не делать лишних движений, чтобы не создавать звуковых помех и шумов (микрофон очень чувствителен).

Если вы держите микрофон в руке, не подносите его слишком близко (он будет фонить), но и не убирайте слишком далеко (вас будет не слышно). Держите его приблизительно в 13 сантиметрах ниже подбородка (это стандартное расстояние между микрофоном и ртом говорящего, способствующее воспроизведению максимально резонирующего голоса). В студии может использоваться и прикрепленный к столу микрофон. Вы можете отрегулировать его высоту под себя.

Если вы участвуете в телемосте между двумя студиями, вам могут предложить надеть ушной микрофон. Он дает возможность слышать голоса людей с удаленной студии и инструкции режиссера. Вначале вас могут смутить звучащие в вашем ухе голоса, особенно когда вы пытаетесь поддержать беседу или ответить на заданный вопрос, но, попрактиковавшись, вы освоитесь с данным устройством. Если что-то происходит с микрофоном во время вашего выступления, не тушуйтесь, а спокойно попросите о помощи.

Как держаться перед камерой

Постарайтесь быть естественным. Говорите с аудиторией так, как будто общаетесь с хорошим другом. Следите за выражением своего лица. Оно может выдать то, что вы пытаетесь скрыть, — волнение, неуверенность, недружелюбие, осуждение и т. д. Пусть лицо будет спокойным и расслабленным, а взгляд сосредоточенным и сфокусированным.

Следите за отвлекающими нервными движениями (перебирание в руках ручки, прикосновение к лицу, потирание шеи и т. д.) — они выдают вашу неуверенность. Заранее продумайте позу и жесты. Поза должна быть открытой, жесты уверенные, не слишком резкие. Вы можете положить руки на стол, если вы сидите. Если стоите, то держитесь свободно, не слишком расслабленно и не слишком скованно. По возможности избегайте лишних жестов. Операторы часто делают быстрые переходы с крупного на общий план и могут застать вас врасплох. Если хотите поправить прическу или откашляться, делайте это аккуратно.

Работа на камеру

Осмотрите помещение, в котором планируются съемки, узнайте, где будут стоять камеры (это позволит занять выгодное положение). В этом вам помогут ассистенты на съемочной площадке. Если есть возможность, просто постойте перед камерой, чтобы привыкнуть.

Не стоит смотреть в камеру как в дуло автомата. Постарайтесь увидеть за ней живых людей — ваших партнеров и друзей, которые услышат ваше обращение. Вдохновитесь тем, что хотите сказать им. Вы можете представить, что говорите с оператором, который снимает вас. Или представьте себе вашего слушателя. Даже если вас смотрят миллионы, вам нужен этот один-единственный.

Продолжение следует. В следующей части статьи мы поговорим о стиле выступления.

Источник фото: www.indina.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.