Никита Бутомо, независимый эксперт по развитию бизнеса
«-На похоронах Эодрейда – а кстати, где он?
– Только я догадался принести имениннику цветы»
«Властелин Колец» в переводе Гоблина
У французского фантаста Пьера Буля есть роман «Планета обезьян». Главный герой попадает на Землю, но в будущее. Вокруг он видит одних только обезьян, вместо людей. Жирафы есть, и слоны есть, и киты есть, а вот людей – нет. Вымерли! Что же происходит с цивилизацией?
Очень интересно: оказывается, она остановилась в развитии. Обезьяны здесь, обезьяны там, обезьяна на тракторе, обезьяна за станком, обезьяна в офисе. Все отлично, только сегодня делают то же, что и вчера. А завтра – то, что сегодня. Производят продукты, делают машины, пишут отчеты, считают. Да. Но все, как вчера. Развития нет. Новых идей нет. А, может быть. И не нужно?
Моя статья посвящена креативности, как феномену, развивающему человечество, не дающему ему превратить Землю в «планету обезьян». Что же такое «креативность»?
Как писал один писатель 20-го века, «что такое революция – каждый понимал по-своему». Аналогично, имеется затасканное определение, что креативность – это умение нестандартно мыслить. И что? – скажу я. Ну, ладно, не мыслить, а еще и достигать при этом нестандартного результата. И что? – я опять не понял. – Он им нужен, этот результат?
Ага – «значимого» результата! Понятно. А кто определяет, что значимо? Ну, объясняют нам, если креативщик (будем называть его так) не сдох, объясняя, зачем нужна его идея, если его не съели, не закопали, не замуровали, а, наоборот, позволили сделать то, что он хочет, тогда налицо креатив. А так – только цветочки на могилке.
Давайте дам свое определение. Есть социальная среда, люди. Есть один человек, находящийся в этой среде, отчетливо понимающий, что он делает. (То есть не дурак). Тогда креативностью буду называть его воздействие на среду при помощи какой-то идеи, которая появилась у него.
Назову и условия появления креативности. Первым условием будет нахождение в среде «творца». Да, конечно, придумают и без него. Но позже. А я говорю про «сейчас». Второе условие – это наличие потребности изменить процесс, в котором живет среда. Какой процесс? Да любой! Общество живет в мире, в котором оно устроило много процессов. Процесс – это такой способ производства, при котором существует установленный порядок действий для этого самого производства, порядок, который надо скрупулезно соблюдать.
Но проходит время, изменяются условия среды, леса исчезают, вместо них появляются пустыни – и надо что-то с этим делать. Надо менять процесс. Но как? Без креативщика – никак! Но и без наличия запроса – его работа тоже никому не нужна.
Пример. Римляне победили Карфаген в Первой Пунической войне. Римская армия торжествовала победу. Римляне отрубили носы у пунийских кораблей («пуны» – карфагеняне) и сложили из них трофей. Пленные пуны, думаю, были в ужасе. Кто их победил? Варвары какие-то! Зачем уничтожать корабли, они ведь могли еще плавать! А вот не надо! – могли ответить римляне. Так-то.
Давайте рассмотрим процесс появления идеи у креативщика.
Говорят и пишут: сначала должно пройти накопление материала (видите ворох бумаг на столе?), потом вдруг количество бумаг переходит в качество новой идеи. Полный бред! Это написали люди, которые, конечно же, не имеют и не имели никакого отношения к креативу. Почему я так решил? Потому что сам – креативщик и знаю: все происходит не так.
А как же? Что, разве не нужно «накопление материала»? Нет, не нужно. Достаточно быть в процессе своим человеком, то есть знать его вдоль и поперек, дальше, по моей мысли, идея возникает сама. Или – не возникает. Это – как рулетка.
Креатив не создать специально, как некий результат накопления некоторых бумаг по процессу. Да и к слову сказать: чем тогда креатив отличается от просто исправления процесса? А? Где граница? Разве можно этим словом назвать любое исправление процесса? Любую идею?
Я считаю, что креативная идея – она неочевидная, ее возникновение в уме необязательно следует из наблюдения процесса.
Пример. Вы стоите у конвейера и видите: угол ленты трется о железяку. Вы останавливаете ленту и поднимаете ее выше. Это – креатив? Я считаю, что нет! Это увидел бы и сделал бы любой. Креатив – это если мы вообще уберем ленту, а изделия, допустим, будут переноситься по воздуху магнитным полем.
А исправление процесса – это, если мы ленту уберем, но изделия будут теперь переносить рабочие своими руками, то есть количество труда на единицу возрастет.
А несостоявшимся креативом назовем случай, когда у кого-то был план, как реально сделать фишку с магнитным полем – но нет, начальство зарубило и все осталось по-старому.
Поэтому будем считать, что гениальная мысль возникает не у каждого и что она неочевидно следует из наблюдения процесса. Получается, что идея как бы «снисходит». Ничего смешного! По отношению к среде и к креативщику – это нечто внешнее. Это – важно.
Итого: есть среда и в ней – креативщик. Как поведет себя среда при внешнем возмущении – появлении? Но почему это внешнее возмущение? – спросите вы – Креативщик ведь – внутри! Да, но в этом-то вся и фишка! Он внутри – и одновременно, снаружи. Ему видны прорехи в процессе, которые не видны другим. И его воздействие, даже на себя любимого, будет вначале внешним по отношению к себе и к среде, в которой он живет.
Происходит это так. В голову бедняге ударяет мысль, которая его потрясает и он с ней некоторое время ходит. Или же, напротив, нисколько не ходит, а голым бежит по городу и кричит «Эврика!». Настолько его ударило. Вот он бежит, орет и оказывает возмущение на среду. Рассмотрим это возмущение, чтобы отделить одни проявления креатива от других.
Таблица 1 Характеристики различных сред по степени сопротивления внешнему объекту
Вязкость/поверхностное натяжение | Низкое | Высокое |
Низкая | Масло | Вода |
Высокая | Мазут | Ртуть |
Итак, есть среда и туда упал камень – идея. Я не случайно выбрал аналогию с жидкостью – очень наглядно (рис 1-13).
И давайте туда упадет не камень, а капля. Так вот, последствия падения капли будут зависеть от двух вещей: первая вещь – это поверхностное натяжение жидкости, а в нашем случае – это сопротивление среды новой идее. Идея может сразу понравится среде, а может – сразу не понравится. Еще имеет значение тот факт, как сформулирована, как идея поднесена креативщиком. Если все хорошо – это случай. Когда капля погружается в жидкость и растворяется в ней, остаются только волны. В ином случае капля может даже не войти в жидкость.
Промежуточным вариантом может быть случай, когда капля, недолго сохраняя форму, погружается в жидкость и вдруг – соединяется с ней. Уговорил!
Пока капля погружается, то есть пока креативщик объясняет другим свою идею и зачем она нужна, весть об идее распространяется вокруг. И здесь для нас важна такая характеристика среды, как вязкость. Вязкость жидкости в аналогии – это скорость распространения сообщений в обществе, в среде. Это – налаженность коммуникаций.
И если в древности креативщик мог заразить своими мыслями некоторое число людей, то в новое время все меняется. Воспринимающей средой становится весть земной шар.
Рис 1. Капля воды упала на поверхность воды из пипетки.
Некоторое время поверхность не пускает ее внутрь за счет поверхностного натяжения. Это тот момент, когда идея появляется в голове у креативщика.
Рис 2. Капля начинает погружаться, но среда еще сопротивляется.
Это момент, когда креативщик рассказывает своей команде свою идею.
Рис 3. Капля почти погрузилась, но еще не слилась со средой.
Пошли волны – это тот момент, когда ближнее окружение узнает об идее. Но она еще не принята.
Рис 4. Перед самым моментом слияния со средой капля вдруг начала «собираться», приобретать первоначальную форму шара.
Это тот момент, когда идея, в результате проговаривания на дискуссиях с командой, приобретает законченную форму.
Рис 5. Среда, казалось бы, начинает сливаться с каплей.
Видно, что у капли есть форма на стороне, обращенной к воздуху, а на стороне, обращенной к воде, формы уже нет. Кажется, что команда поддерживает идею – видите, как среда прилипает к капле по краям?
Рис 6. В следующий миг капля вновь появляется на поверхности воды, как будто бы и не погружалась в нее.
Это тот момент, когда команда сказала: все это хорошо, молодец, но делать это мы не будем! Одно дело – принять идею, как здравую, другое дело – принять ее, как ту, с которой надо работать. На самом деле, именно так все и происходит. Но почему же капля в результате погрузится, а идея – будет принята? Посмотрите на волны – они захватили уже все ближнее окружение и именно оно помогает протолкнуть идею. За счет волны в ближнем окружении пленка натяжения в районе капли ослабла.
Рис 7. Идея начинает восприниматься средой.
Интересно, что вода уходит из капли через перешеек внизу. Это – доверенное лицо/лица креативщика – члены команды, наиболее приверженные ему. Идея просто «выливается» в них. Что характерно, креативщик уже не нужен после этого.
Рис 8. Перешеек ширится – число членов команды, воспринявших идею, растет.
Что интересно, появилась волна в дальнем окружении, пока еще слабая.
Рис 9. Идея принята командой и та сформировала волну – уже свою.
Это – вторая волна, обращенная к ближнему окружению: давайте сделаем это! Посмотрите на идею: осталась невостребованная часть. Может быть, в ней содержалось все главное?
Рис 10. Появляется третья волна – гораздо мощнее предыдущих.
Это – энергия команды, воспринявшей идею. Вот зачем она нужна!
Рис 11. Третья волна расходится.
Дальнее окружение узнало об идее от ближнего. Остаток креатива еще не воспринят. Он оформился в новую идею, дополняющую первую. Пример: первая идея: «а давайте нанесем удар по Токио с одного одинокого авианосца!». Второе предложение: «а давайте сделаем это с помощью тяжелой, не палубной авиации, расположенной на авианосце?». Собственно, это и есть главная креативная идея! Она сформировалась у креативщика в процессе спора с командой. Иначе бы ее и не появилось. Значит, есть две идеи, которые выдвигает креативщик: первая – это некая мысль, а вторая – идея, которая превращает первую мысль в план.
Рис 12. Дополнительная идея настолько ошеломительная, что не воспринимается первоначально командой. Капля парит над поверхностью!
Здесь и есть весь фокус креативщика: первая идея высказывалась для того, чтобы обеспечить поддержку второй, поэтому специально была оформлена в удобную форму. Пример: персональный компьютер первоначально задумывался Джобсом и Возняком без клавиатуры (и мыши), все это потребители должны были закупать и дособирать сами, но в результате споров с продавцами принято решение сделать полностью законченное устройство. Дальнее окружение заинтересовалось идеей.
Рис 13. Финал: конкретизирующая идея воспринимается командой.
Выводы:
1. Детальная схема появления креативности такова:
1.1. Креативщик придумывает первоначальную идею и сообщает ее команде. Креативщик придумывает идею следующим образом: она просто приходит к нему в голову. Нет необходимости собирать материал по процессу, необходимо просто быть в нем. С другой стороны, собирание материала не помешает. Но нельзя сказать, что креатив обязательно последует за таким собиранием. Нет, может не последовать. Наоборот, если процесс случайно увидит другой человек, из другого процесса, он может выдать креативную идею по чужому для него процессу по аналогии со своим процессом.
1.2. Креативщик заботится о том, если он в здравом уме, чтобы облечь идею в удобоваримые формы для команды, выбрать подходящий момент для благостного восприятия (напоить всех).
1.3. Факт идеи положительно воспринимается командой. Информация распространяется командой в пределах фирмы.
1.4. Команда отвергает перспективу делать самой. Весть об идее доходит до компетентных лиц в ближнем окружении (в компании) и они заставляют команду обратить внимание на идею.
1.5. Идея принимается командой и теперь уже она генерирует волны, которые идут в ближнее окружение. Ближнее окружение распространяет информацию дальше.
1.6. У креативщика оформляется, в результате переговоров с командой, финальная идея, конкретизирующая первую. Команда не воспринимает ее.
1.7. Дальнее окружение при помощи слухов или рекламы узнало об идее и среагировало на нее. Ближнее окружение приняло меры, и вторая идея принимается командой – уже всей средой. Таким образом, первая идея была лишь «пробным камнем», или «запускающей мыслью».
Да, согласна с автором - трудно новую идею реализовать без первоначальной поддержки внешнего окружения, как раз сейчас проживаю этот процесс в своей компании, когда идея, вроде и нужна и полезна, но так никому не хочется втягиваться в процесс ее реализации - Спасает внедрение идеи как Проекта, когда назначены участники, сроки реализации. Главное, достучаться до генерального менеджера и его согласования инициации проекта!