Креативность часто воспринимается как редкий дар – мол, кто-то рождается с талантом, а кто-то нет. Но исследования в области когнитивной нейронауки доказывают обратное: способность придумывать новое встроена в наш мозг по умолчанию. Вопрос только в том, сумеем ли мы сохранить, развить и использовать эту возможность.
Как работает креативное мышление: теория
Креативное мышление задействует три крупные функциональные сети мозга – системы нейронов, которые соединяют между собой различные области мозга и работают слаженно при определенном виде когнитивных задач. Они есть у каждого человека, независимо от возраста, профессии, уровня образования.
1. Default Mode Network (DMN) или сеть блуждающего ума
Эта сеть бывает активной, когда мы «ничего не делаем» – именно тогда мозг создает нестандартные комбинации. Про это много рассказывает Татьяна Черниговская, ученая в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.
- Какую функцию выполняет: генерация ассоциаций, мысленного блуждания, внутреннего диалога.
- Роль в креативности: используется при воображении, инсайтах, рефлексии, фантазиях.
2. Executive Control Network (ECN) или система когнитивного контроля
Эта сеть отвечает за то, чтобы «прихватить» полезную идею и не дать ей потеряться в потоке ассоциаций.
- Какую функцию выполняет: когнитивный контроль, внимание, планирование, оценка идей.
- Роль в креативности: помогает фильтровать и оценивать идеи, выбирая лучшие.
3. Salience Network (SN) или сеть значимости
Эта сеть – дирижер, который управляет балансом между хаосом (DMN) и порядком (ECN).
- Какую функцию выполняет: выделение значимых стимулов и переключение между DMN и ECN.
- Роль в креативности: переключает мозг между свободной генерацией идей и их системной проработкой.
Почему идеи приходят, когда ничего не делаешь
Разберем работу этих трех систем на простом примере:
- Когда ребенок сидит и мечтает: «А что если нарисовать кота-космонавта?», у него в голове всплывают картинки, ассоциации, смешные идеи. Это включается сеть блуждающего ума (DMN).
- Потом он думает: «Так, кот в скафандре должен влезть в тетрадь, начну с круга, потом добавлю ушки». Система когнитивного контроля (ECN) помогает выбрать, что из идей реально воплотить и как.
- Сеть значимости (SN) фокусирует его и говорит: «Хватит мечтать, пора рисовать!» Или наоборот: «Ой, краска закончилась – придумай другой вариант!».
Еще один пример работы одной из систем – ситуация, когда лучшая идея приходит к нам в душе. Почему? Все просто – мы перестаем контролировать мышление. За секунды до инсайта наш мозг снижает зрительное внимание и усиливает активность в правой височной доле. Параллельно активируется сеть блуждающего ума (DMN).
Инсайт – это не чудо. Это результат: мозг получает достаточно информации и отпускает контроль. Сначала в него загружают необходимую информацию (статьи, аналитику, факты – всю нашу насмотренность по теме). И когда нет параллельных задач (мытье в душе больше относится к автоматизмам), мозг все обрабатывает и выдает результаты – идеи / инсайты.
Мы все рождаемся с креативностью, она в нас заложена. Вопрос только в том, способствует ли среда развитию или внешние обстоятельства постепенно гасят наши способности.
5 факторов, которые влияют на креативность
1. Насмотренность
Чем больше мы узнаем, смотрим, исследуем, тем проще нам придумывать новые идеи. Потому что инсайты не приходят из ниоткуда. Глубокие знания в своей профессиональной области тоже имеют значение – они будут ограничением (об этом поговорим ниже). Идеи рождаются на стыке разных дисциплин, опыта, знаний.
Как развивать? Ходите в музеи, смотрите фильмы, модные показы, изучайте рекламные кампании. Но! Здесь важно не просто потреблять информацию, но и рефлексировать: какие отсылки делает автор, почему в фильме используется та или иная цветовая гамма, почему свет выставлен тем или иным образом, чем вдохновлялся дизайнер, когда создавал свою коллекцию и прочее. Идите вглубь!
Например, Энди Уорхол не просто рисовал предметы массовой культуры, он показывал, что мир превратился в витрину, в которой вещи стали важнее людей. Уорхол выбрал Campbell’s не потому, что это был его любимый суп, а потому что этот товар был на каждой полке в американских магазинах. Его серии картин, где один и тот же объект повторяется, имитируют конвейерное производство. Уорхол показывал, что искусство становится таким же массовым, как товар в магазине.
2. Частота использования навыка
Чем чаще вы креативите, тем быстрее погружаетесь в состояние генерации идей. Нейронные связи наработаны, и мозг не тратит энергию на раскачку. Если соединить насмотренность и то, как часто мы используем креативность, вы увидите, как качество идей будет лучше раз от раза.
Как практиковать? Пробуйте каждый день/ неделю готовить новые блюда, экспериментируя с ингредиентами, при рисовании выбирайте те цвета, которыми обычно не пользуетесь, смотрите на рабочие задачи под новым углом и задавайте себе вопрос: «А можно сделать работу быстрее, эффективнее, интереснее?».
3. Ограничения
Сложно придумывать идеи просто так из головы, не имея какого-то ТЗ. Проще сочинять, когда есть ограничения по времени, ресурсам, точно заданная тема и прочее. Одним словом, для креативности нужны рамки.
Как использовать? Подумайте, какие ограничения есть у вас: время, бюджет, материалы или что-то другое. Например, картина Нико Пиросмани «Рыбак среди скал» написана на черной клеенке тремя цветами: синим, желтым и белым. Это было вызвано обстоятельствами жизни художника: он нередко обменивал свои картины на еду в трактирах-духанах и не имел лишних денег на покупку материалов.
4. Время и ресурс
Должно быть достаточно свободного времени, которое можно посвятить генерации идей. Если у вас включен режим гонки, прорвало трубу, болит голова или истошно орет ребенок, сложно сосредоточиться на задаче – будете отвлекаться, переключать свое внимание. Ограничения и горящие сроки – это разные вещи, хотя для многих типов личности это классный катализатор.
Как планировать? Закладывайте себе достаточно времени без отвлечения, если нужно что-то придумать. Резервируйте время в календаре, выключайте уведомления и погружайтесь в тему.
Процесс генерации идей состоит из нескольких этапов, не всегда осознанных. Первый – сбор информации: читаем, смотрим, слушаем. Мы как губка впитываем в себя разные факты, подходы, мнения. Затем мозг это анализирует – происходит некое брожение информации в голове. Мы можем этот процесс не замечать, а можем начать «думать руками», делая наброски или пытаясь составить слова в предложения. А потом случается инсайт – идея приходит к нам в голову, мы знаем, что и как надо делать.
У меня часто такое происходит в душе или когда мою посуду, я переключаюсь на рутинное дело, а мозг в фоновом режиме продолжает работать над задачей. Но, важный момент, в это время я не включаю подкаст, не слушаю музыку, не имею никаких внешних раздражителей и отвлекающих факторов.
5. Пространство, где используется навык
Важно не только место, где вы что-то создаете, придумываете, но еще и атмосфера, которая должна быть: безопасной, безоценочной, поддерживающей.
Если вы творите не в одиночестве, обязательно хвалите идеи друг друга, позитивный настрой, правда, влияет на качество. Вспомните случаи, когда вы, например, рисовали на групповом мастер-классе, а люди вокруг замечали что-то классное в вашей работе и говорили вам об этом. Наверняка, это давало энергию и желание продолжать.
Как создать? Если вы одинокий рейнджер, которому надо придумать идею, но муза не приходит, смените обстановку: выйдете на прогулку, сходите в музей. Я обожаю сидеть в Пушкинском музее на лавочке в зале, где статуя Давида, или ходить по залам ММАМ. Если задача коллективная – выбирайте вдохновляющее пространство и опытного модератора, который поможет группе работать продуктивно.
Креативность – это про всех нас
Не только художники, дизайнеры и рекламисты творят и сочиняют. Мы придумываем что-то новое каждый день, даже если не называем это «творчеством». И чем внимательнее мы относимся к своему опыту, среде и привычкам, тем легче мозгу соединять точки и рождать неожиданные решения. Развивая креативность, мы не только делаем свою жизнь интереснее, но и становимся более адаптивными к будущему, в котором нестандартное мышление – необходимый компонент успеха.
Также читайте:
Один из основателей SONY Акио Морита выделил 3 вида креатива: креатив при создании продукта, креатив при производстве продукта и креатив при сбыте продукта.
Мало креативить, нужно еще иметь допуск к действиям во всех трех сферах деятельности, связанных одной темой.
Кроме этого нужна грамотная организация взаимодействия специалистов из этих трех сфер.
Это еще и области пересечения операционной деятельности по определенным правилам и креатива по новым правилам, либо из набора ранее существующих правил.
Ну тема конечно креативная !
Но назревает вопрос ! А на кой ?
Креативность для себя самого ?
А разве сам человек не есть часть семьи, коллектива, государства ?
А им, этим сообществам, на кой эта личностная креативность ?
Поясните пожалуйста...
Мпасибо, Евгения, замечательная тема, но есть нюансы.
1. Мозг, нейроны — они, конечно, как-то участвуют в жизнедеятельности человека, но я бы не делал на них ставку в вопросе творчества.
Хотя я не понял, в статье идет все-таки речь о творчестве или просто о конструировании навих объектов.
2. Надо заметить, что креативность бывает «тупой», то есть можно просто комбинировать разные объекты и получить что-то новое, а можно действительно создавать ранее не созданное.
Можно взять известную картину и пририсовать к ней что-нибудь, например, пирожок, и это тоже будет креативность.
Собственно, примерно это и делает ИИ, но его преимущество не в креативности, а в скорости работы.
3. За творчество (а не просто за креативность) в подсознании человека отвечают особые ментальные агенты творчества.
От их состава, опыта, энергии и многого другого зависит уровень творческой одаренности человека.
Эти агенты на практике известны многим творческим людям под именами муза и вдохновение.
И вы правильно пишете, что их нужно нагружать работой и развивать, это будет им полезно в том случае, если они у вас есть.
Если хотите творить, займитесь своими творческими агентами, им тоже нужна ваша помощь, поощрение и поддержка.
В уже сотворенном мире новизна – это всегда рекомбинация старых элементов. Сотворить что-то абсолютно и принципиально новое можно только из ничего )
Шумпетер когда-то очень хорошо по этому поводу сказал: то, что мы обычно принимаем за развитие, есть не что иное, как рекомбинация элементов: их перетасовка дает подобие новых картинок, но все они лежат в рамках одной парадигмы, которая меняется крайне редко.
Хотелось бы обратиться от теории к практике. Практика служит основой развития навыка креативного мышления. Итог применения сводится к изобретениям и рационализации, направленные сделать жизнь лучше, и в первую очередь в экономике и промышленности. И тут стоит остановиться на роли государства в развитии и применении креативного навыка. Один из инструментов – это небезызвестное ВОИР. В 80 годы общество насчитывало 14 млн. членов, 340 тысяч ячеек в 118 тысячах предприятиях. Они немало вложили в успех науки и достижения промышленности СССР. На сегодня ВОИР насчитывает всего 100 тысяч членов и имеет 77 отделений. Думается, это крайне мало для вовлечения широких масс населения в процесс улучшения нашей жизни, особенно в низовых звеньях.
Замечательный пример!
Но и статья такая заманчивая. Наверно каждый хоть раз ругал себя за отсутствие фантазии, или радовался неожиданному просветлению. Но вы, Николай, на мой взгляд совершенно правы!
Сравнивать мою креативность в музыке с креативностью Шостаковича просто глупо. Сколько бы я ни ходил по музеям и концертным залам. Хотя и у меня, и у него всего семь нот без бемолей и диезов.
Ну не умею я рисовать. Какие-то картины вызывауют во мне сильные эмоции, например, Айвазовский, Репин и многие другие. Из-за уровня моего художественного вкуса мне кажется, что "Рыбак среди скал" я бы нарисовал в сто раз лучше Пиросмани. А в черный квадрат я бы поставил белую точку, но не в центре, а чуть ниже и левее центра.
Когда-то на выставке меня поразила картина уже забытого мною художника "Вот и нет больше бабушки", а ней потёртый стул, на сиденье клубок серых ниток, спицы, очки на резиночке...Она полжизни висит у меня перед глазами. До какого-то щемления в глазах - как же все временно.
Но у меня нет таких арт-дилеров, как у них. А сейчас для креативщиков ещё и всякие СМИ в помощь. И вылезают вперед всякие певцы без голоса, рекламщики без вкуса.
Поэтому я ждал и рад комментарию Ирины:
Для создания новой парадигмы нужен просто талант, или Дар Божий.
Не зря же многие и многие писатели, художники, поэты описывают свои творческие мучения. Это же пытка! Никакие временные ограничения контракта не спасут. Но вдруг появление музы откуда ни возьмись рождает шедевр.
А массовый креатив приводит только к массовой пошлости. А если подсунуть для пошлости возможности ТикТока, то креатив становится эпидемически опасным. Наверно из-за этого великие творцы рано, или поздно приходили к Богу.
Уж сильно глубоко Евгения копает. Все намного проще. Умный может что-то скреативить, не шедевр, но для тупых сойдет. А вот тупой ничего не скреативит.
а все остально просто шаблоны для масс.
вот загадка - какая связь между сотовой связью и картинками ню?
Самая прямая - реклама без обнаженки работает не так креативно. "Куда деться от этой связи?" .
как наши предки могли без голых ж в телевизоре сочинять музыку. петь, рисовать?
Да-да, и бригада ментальных агентов. :)))
Человеку специально поставили ментальные ограничения на творчество, познание, осознание.
Особенно на осознание себя.
Это чтобы игра не была слишком легкой, в легкую игру никто не захочет играть, клиентов не будет.
Я думаю, что великие творцы чувствовали и понимали, что их способности даны им ментальным миром, и связывали их с Богом, что в принципе верно с точностью до определений.
Это и к исследованиям относится.
Согласна. И тем не менее есть место реальным "озарениям", подобным открытию таблицы химических элементов Менделеевым. Это тоже рекомбинация имеющегося знания и опыта не одного человека, но вряд ли таблицу Менделеева на момент ее создания можно назвать подобием новой картинки. Можем ли мы расширение представления о чем-то уже известном, назвать новым взглядом, инсайтом? По-моему, автор говоря о креативе, не имеет в виду абсолют. Мне кажется абсолют доступен только Богу, именно он по сути из ничего может что-то создать. А человека всегда опирается на уже освоенное. При этом я бы не стала обесценивать нашу эволюцию только на основании того, что в большинстве случаяв наши открытия являются следствием рекомбинации.
Все новые открытия делаются за счет появления новой, ранее не имеющейся информации в системе.
Система — это все знания людей на Земле.
Особенность этой информации в том, что она завершает процесс складывания пазла в единую картину.
Пазл — отличная аналогия.
Представьте себе, что дети пытаются сложить картинку, но у них нет базового образующего элемента, и картинка не складывается.
И вдруг один из них получает «свыше» эту картинку, и у него пазл сошелся.
ИИ не может сложить пазл, так как у него нет нужной детали для картинки, ее может дать ему только человек.
Человек не может сложить пазл, так как у него нет нужной детали, ее может дать ему только кто?
Я называю это ментальным миром, вы говорите про бога и абсолют.
В принципе, разницы нет, это только термины, дело в том, что открытия делаются в последствии инсайта, когда человек получает нужную картинку.
Лайфак: хотите инсайт — закажите его сами, просто объясните, про что он вам нужен.