Не талант, а навык: что на самом деле стоит за креативностью

Креативность часто воспринимается как редкий дар – мол, кто-то рождается с талантом, а кто-то нет. Но исследования в области когнитивной нейронауки доказывают обратное: способность придумывать новое встроена в наш мозг по умолчанию. Вопрос только в том, сумеем ли мы сохранить, развить и использовать эту возможность.

Как работает креативное мышление: теория

Креативное мышление задействует три крупные функциональные сети мозга – системы нейронов, которые соединяют между собой различные области мозга и работают слаженно при определенном виде когнитивных задач. Они есть у каждого человека, независимо от возраста, профессии, уровня образования.

1. Default Mode Network (DMN) или сеть блуждающего ума

Эта сеть бывает активной, когда мы «ничего не делаем» – именно тогда мозг создает нестандартные комбинации. Про это много рассказывает Татьяна Черниговская, ученая в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.

  • Какую функцию выполняет: генерация ассоциаций, мысленного блуждания, внутреннего диалога.
  • Роль в креативности: используется при воображении, инсайтах, рефлексии, фантазиях.

2. Executive Control Network (ECN) или система когнитивного контроля

Эта сеть отвечает за то, чтобы «прихватить» полезную идею и не дать ей потеряться в потоке ассоциаций.

  • Какую функцию выполняет: когнитивный контроль, внимание, планирование, оценка идей.
  • Роль в креативности: помогает фильтровать и оценивать идеи, выбирая лучшие.

3. Salience Network (SN) или сеть значимости

Эта сеть – дирижер, который управляет балансом между хаосом (DMN) и порядком (ECN).

  • Какую функцию выполняет: выделение значимых стимулов и переключение между DMN и ECN.
  • Роль в креативности: переключает мозг между свободной генерацией идей и их системной проработкой.

Почему идеи приходят, когда ничего не делаешь

Разберем работу этих трех систем на простом примере:

  • Когда ребенок сидит и мечтает: «А что если нарисовать кота-космонавта?», у него в голове всплывают картинки, ассоциации, смешные идеи. Это включается сеть блуждающего ума (DMN).
  • Потом он думает: «Так, кот в скафандре должен влезть в тетрадь, начну с круга, потом добавлю ушки». Система когнитивного контроля (ECN) помогает выбрать, что из идей реально воплотить и как.
  • Сеть значимости (SN) фокусирует его и говорит: «Хватит мечтать, пора рисовать!» Или наоборот: «Ой, краска закончилась – придумай другой вариант!».

Еще один пример работы одной из систем – ситуация, когда лучшая идея приходит к нам в душе. Почему? Все просто – мы перестаем контролировать мышление. За секунды до инсайта наш мозг снижает зрительное внимание и усиливает активность в правой височной доле. Параллельно активируется сеть блуждающего ума (DMN).

Инсайт – это не чудо. Это результат: мозг получает достаточно информации и отпускает контроль. Сначала в него загружают необходимую информацию (статьи, аналитику, факты – всю нашу насмотренность по теме). И когда нет параллельных задач (мытье в душе больше относится к автоматизмам), мозг все обрабатывает и выдает результаты – идеи / инсайты.

Мы все рождаемся с креативностью, она в нас заложена. Вопрос только в том, способствует ли среда развитию или внешние обстоятельства постепенно гасят наши способности.

5 факторов, которые влияют на креативность

1. Насмотренность

Чем больше мы узнаем, смотрим, исследуем, тем проще нам придумывать новые идеи. Потому что инсайты не приходят из ниоткуда. Глубокие знания в своей профессиональной области тоже имеют значение – они будут ограничением (об этом поговорим ниже). Идеи рождаются на стыке разных дисциплин, опыта, знаний.

Как развивать? Ходите в музеи, смотрите фильмы, модные показы, изучайте рекламные кампании. Но! Здесь важно не просто потреблять информацию, но и рефлексировать: какие отсылки делает автор, почему в фильме используется та или иная цветовая гамма, почему свет выставлен тем или иным образом, чем вдохновлялся дизайнер, когда создавал свою коллекцию и прочее. Идите вглубь!

Например, Энди Уорхол не просто рисовал предметы массовой культуры, он показывал, что мир превратился в витрину, в которой вещи стали важнее людей. Уорхол выбрал Campbell’s не потому, что это был его любимый суп, а потому что этот товар был на каждой полке в американских магазинах. Его серии картин, где один и тот же объект повторяется, имитируют конвейерное производство. Уорхол показывал, что искусство становится таким же массовым, как товар в магазине.

2. Частота использования навыка

Чем чаще вы креативите, тем быстрее погружаетесь в состояние генерации идей. Нейронные связи наработаны, и мозг не тратит энергию на раскачку. Если соединить насмотренность и то, как часто мы используем креативность, вы увидите, как качество идей будет лучше раз от раза.

Как практиковать? Пробуйте каждый день/ неделю готовить новые блюда, экспериментируя с ингредиентами, при рисовании выбирайте те цвета, которыми обычно не пользуетесь, смотрите на рабочие задачи под новым углом и задавайте себе вопрос: «А можно сделать работу быстрее, эффективнее, интереснее?».

3. Ограничения

Сложно придумывать идеи просто так из головы, не имея какого-то ТЗ. Проще сочинять, когда есть ограничения по времени, ресурсам, точно заданная тема и прочее. Одним словом, для креативности нужны рамки.

Как использовать? Подумайте, какие ограничения есть у вас: время, бюджет, материалы или что-то другое. Например, картина Нико Пиросмани «Рыбак среди скал» написана на черной клеенке тремя цветами: синим, желтым и белым. Это было вызвано обстоятельствами жизни художника: он нередко обменивал свои картины на еду в трактирах-духанах и не имел лишних денег на покупку материалов.

4. Время и ресурс

Должно быть достаточно свободного времени, которое можно посвятить генерации идей. Если у вас включен режим гонки, прорвало трубу, болит голова или истошно орет ребенок, сложно сосредоточиться на задаче – будете отвлекаться, переключать свое внимание. Ограничения и горящие сроки – это разные вещи, хотя для многих типов личности это классный катализатор.

Как планировать? Закладывайте себе достаточно времени без отвлечения, если нужно что-то придумать. Резервируйте время в календаре, выключайте уведомления и погружайтесь в тему.

Процесс генерации идей состоит из нескольких этапов, не всегда осознанных. Первый – сбор информации: читаем, смотрим, слушаем. Мы как губка впитываем в себя разные факты, подходы, мнения. Затем мозг это анализирует – происходит некое брожение информации в голове. Мы можем этот процесс не замечать, а можем начать «думать руками», делая наброски или пытаясь составить слова в предложения. А потом случается инсайт – идея приходит к нам в голову, мы знаем, что и как надо делать.

У меня часто такое происходит в душе или когда мою посуду, я переключаюсь на рутинное дело, а мозг в фоновом режиме продолжает работать над задачей. Но, важный момент, в это время я не включаю подкаст, не слушаю музыку, не имею никаких внешних раздражителей и отвлекающих факторов.

5. Пространство, где используется навык

Важно не только место, где вы что-то создаете, придумываете, но еще и атмосфера, которая должна быть: безопасной, безоценочной, поддерживающей.

Если вы творите не в одиночестве, обязательно хвалите идеи друг друга, позитивный настрой, правда, влияет на качество. Вспомните случаи, когда вы, например, рисовали на групповом мастер-классе, а люди вокруг замечали что-то классное в вашей работе и говорили вам об этом. Наверняка, это давало энергию и желание продолжать.

Как создать? Если вы одинокий рейнджер, которому надо придумать идею, но муза не приходит, смените обстановку: выйдете на прогулку, сходите в музей. Я обожаю сидеть в Пушкинском музее на лавочке в зале, где статуя Давида, или ходить по залам ММАМ. Если задача коллективная – выбирайте вдохновляющее пространство и опытного модератора, который поможет группе работать продуктивно.

Креативность – это про всех нас

Не только художники, дизайнеры и рекламисты творят и сочиняют. Мы придумываем что-то новое каждый день, даже если не называем это «творчеством». И чем внимательнее мы относимся к своему опыту, среде и привычкам, тем легче мозгу соединять точки и рождать неожиданные решения. Развивая креативность, мы не только делаем свою жизнь интереснее, но и становимся более адаптивными к будущему, в котором нестандартное мышление – необходимый компонент успеха.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Knowledge manager, Пермь

Один из основателей SONY Акио Морита выделил 3 вида креатива: креатив при создании продукта, креатив при производстве продукта и креатив при сбыте продукта.

Мало креативить, нужно еще иметь допуск к действиям во всех трех сферах деятельности, связанных одной темой.

Кроме этого нужна грамотная организация взаимодействия специалистов из этих трех сфер.

Это еще и области пересечения операционной деятельности по определенным правилам и креатива по новым правилам, либо из набора ранее существующих правил.

Независимый директор, Москва

Ну тема конечно креативная !

Не только художники, дизайнеры и рекламисты творят и сочиняют. Мы придумываем что-то новое каждый день, даже если не называем это «творчеством».

Но назревает вопрос ! А на кой ? 

Креативность для себя самого ? 

А разве сам человек не есть часть семьи, коллектива, государства ?

А им, этим сообществам, на кой эта личностная креативность ?

Поясните пожалуйста...

Консультант, Новосибирск

Мпасибо, Евгения, замечательная тема, но есть нюансы.

1. Мозг, нейроны — они, конечно, как-то участвуют в жизнедеятельности человека, но я бы не делал на них ставку в вопросе творчества.

Хотя я не понял, в статье идет все-таки речь о творчестве или просто о конструировании навих объектов.

2. Надо заметить, что креативность бывает «тупой», то есть можно просто комбинировать разные объекты и получить что-то новое, а можно действительно создавать ранее не созданное.

Можно взять известную картину и пририсовать к ней что-нибудь, например, пирожок, и это тоже будет креативность.

Собственно, примерно это и делает ИИ, но его преимущество не в креативности, а в скорости работы.

3. За творчество (а не просто за креативность) в подсознании человека отвечают особые ментальные агенты творчества.

От их состава, опыта, энергии и многого другого зависит уровень творческой одаренности человека.

Эти агенты на практике известны многим творческим людям под именами муза и вдохновение.

И вы правильно пишете, что их нужно нагружать работой и развивать, это будет им полезно в том случае, если они у вас есть.

Если хотите творить, займитесь своими творческими агентами, им тоже нужна ваша помощь, поощрение и поддержка.

Консультант, Нижний Новгород

В уже сотворенном мире новизна – это всегда рекомбинация старых элементов. Сотворить что-то абсолютно и принципиально новое можно только из ничего ) 

Шумпетер когда-то очень хорошо по этому поводу сказал: то, что мы обычно принимаем за развитие, есть не что иное, как рекомбинация элементов: их перетасовка дает подобие новых картинок, но все они лежат в рамках одной парадигмы, которая меняется крайне редко.

Коммерческий директор, Воронеж

Хотелось бы обратиться от теории к практике. Практика служит основой  развития навыка креативного мышления. Итог применения сводится к изобретениям и рационализации, направленные  сделать жизнь лучше, и в первую очередь в экономике и промышленности. И тут стоит остановиться на роли государства в развитии и применении креативного навыка.  Один из инструментов – это небезызвестное ВОИР. В 80 годы общество насчитывало 14 млн. членов, 340 тысяч ячеек в 118 тысячах предприятиях. Они немало вложили в успех науки и достижения промышленности СССР. На сегодня ВОИР насчитывает всего 100 тысяч членов и имеет 77 отделений. Думается, это крайне мало для вовлечения широких масс населения в процесс улучшения нашей жизни, особенно в низовых звеньях.     

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:
Можно взять известную картину и пририсовать к ней что-нибудь, например, пирожок, и это тоже будет креативность.

Собственно, примерно это и делает ИИ, но его преимущество не в креативности, а в скорости работы.

Замечательный пример! 

Но и статья такая заманчивая. Наверно каждый хоть раз ругал себя за отсутствие фантазии, или радовался неожиданному просветлению. Но вы, Николай, на мой взгляд совершенно правы!

Сравнивать мою креативность в музыке с креативностью Шостаковича просто глупо. Сколько бы я ни ходил по музеям и концертным залам. Хотя и у меня, и у него всего семь нот без бемолей и диезов.

Ну не умею я рисовать. Какие-то картины вызывауют во мне сильные эмоции, например, Айвазовский, Репин и многие другие. Из-за уровня моего художественного вкуса мне кажется, что "Рыбак среди скал" я бы нарисовал в сто раз лучше Пиросмани. А в черный квадрат я бы поставил белую точку, но не в центре, а чуть ниже и левее центра. 

Когда-то на выставке меня поразила картина уже забытого мною художника "Вот и нет больше бабушки", а ней потёртый стул, на сиденье клубок серых ниток,  спицы, очки на резиночке...Она полжизни висит у меня перед глазами. До какого-то щемления в глазах - как же все временно.

Но у меня нет таких арт-дилеров, как у них. А сейчас для креативщиков ещё и всякие СМИ в помощь. И вылезают вперед всякие певцы без голоса, рекламщики без вкуса.

Поэтому я ждал и рад комментарию Ирины:

Ирина Плотникова пишет:

В уже сотворенном мире новизна – это всегда рекомбинация старых элементов. Сотворить что-то абсолютно и принципиально новое можно только из ничего ) 

Шумпетер когда-то очень хорошо по этому поводу сказал: то, что мы обычно принимаем за развитие, есть не что иное, как рекомбинация элементов: их перетасовка дает подобие новых картинок, но все они лежат в рамках одной парадигмы, которая меняется крайне редко.

Для создания новой парадигмы нужен просто талант, или Дар Божий. 

Не зря же многие и многие писатели, художники, поэты описывают свои творческие мучения. Это же пытка! Никакие временные ограничения контракта не спасут. Но вдруг появление музы откуда ни возьмись рождает шедевр.

А массовый креатив приводит только к массовой пошлости. А если подсунуть для пошлости возможности ТикТока, то креатив становится эпидемически опасным. Наверно из-за этого великие творцы рано, или поздно приходили к Богу.

IT-менеджер, Москва

Уж сильно глубоко Евгения копает. Все намного проще. Умный может что-то скреативить, не шедевр, но для тупых сойдет. А вот тупой ничего не скреативит.

а все остально просто шаблоны для масс. 

вот загадка - какая связь между сотовой связью и картинками ню?

Самая прямая - реклама без обнаженки работает не так креативно. "Куда деться от этой связи?" .

как наши предки могли без голых ж в телевизоре сочинять музыку. петь, рисовать? 

Консультант, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
Для создания новой парадигмы нужен просто талант, или Дар Божий. 

Да-да, и бригада ментальных агентов. :)))

Анатолий Курочкин пишет:
Не зря же многие и многие писатели, художники, поэты описывают свои творческие мучения. Это же пытка! Никакие временные ограничения контракта не спасут. Но вдруг появление музы откуда ни возьмись рождает шедевр.

Человеку специально поставили ментальные ограничения на творчество, познание, осознание.

Особенно на осознание себя.

Это чтобы игра не была слишком легкой, в легкую игру никто не захочет играть, клиентов не будет.

Анатолий Курочкин пишет:
А массовый креатив приводит только к массовой пошлости. А если подсунуть для пошлости возможности ТикТока, то креатив становится эпидемически опасным. Наверно из-за этого великие творцы рано, или поздно приходили к Богу.

Я думаю, что великие творцы чувствовали и понимали, что их способности даны им ментальным миром, и связывали их с Богом, что в принципе верно с точностью до определений.

Это и к исследованиям относится.

Консультант, Москва
Ирина Плотникова пишет:

В уже сотворенном мире новизна – это всегда рекомбинация старых элементов. Сотворить что-то абсолютно и принципиально новое можно только из ничего ) 

Шумпетер когда-то очень хорошо по этому поводу сказал: то, что мы обычно принимаем за развитие, есть не что иное, как рекомбинация элементов: их перетасовка дает подобие новых картинок, но все они лежат в рамках одной парадигмы, которая меняется крайне редко.

Согласна. И тем не менее есть место реальным "озарениям", подобным открытию таблицы химических элементов Менделеевым. Это тоже рекомбинация имеющегося знания и опыта не одного человека, но вряд ли таблицу Менделеева на момент ее создания можно назвать подобием новой картинки. Можем ли мы расширение представления о чем-то уже известном, назвать новым взглядом, инсайтом? По-моему, автор говоря о креативе, не имеет в виду абсолют. Мне кажется абсолют доступен только Богу, именно он по сути из ничего может что-то создать. А человека всегда опирается на уже освоенное. При этом я бы не стала обесценивать нашу эволюцию только на основании того, что в большинстве случаяв наши открытия являются следствием рекомбинации.

Консультант, Новосибирск
Ирина Невзорова пишет:
Ирина Плотникова пишет:

В уже сотворенном мире новизна – это всегда рекомбинация старых элементов. Сотворить что-то абсолютно и принципиально новое можно только из ничего ) 

Шумпетер когда-то очень хорошо по этому поводу сказал: то, что мы обычно принимаем за развитие, есть не что иное, как рекомбинация элементов: их перетасовка дает подобие новых картинок, но все они лежат в рамках одной парадигмы, которая меняется крайне редко.

Согласна. И тем не менее есть место реальным "озарениям", подобным открытию таблицы химических элементов Менделеевым. Это тоже рекомбинация имеющегося знания и опыта не одного человека, но вряд ли таблицу Менделеева на момент ее создания можно назвать подобием новой картинки. Можем ли мы расширение представления о чем-то уже известном, назвать новым взглядом, инсайтом? По-моему, автор говоря о креативе, не имеет в виду абсолют. Мне кажется абсолют доступен только Богу, именно он по сути из ничего может что-то создать. А человека всегда опирается на уже освоенное. При этом я бы не стала обесценивать нашу эволюцию только на основании того, что в большинстве случаяв наши открытия являются следствием рекомбинации.

Все новые открытия делаются за счет появления новой, ранее не имеющейся информации в системе.

Система — это все знания людей на Земле.

Особенность этой информации в том, что она завершает процесс складывания пазла в единую картину.

Пазл — отличная аналогия.

Представьте себе, что дети пытаются сложить картинку, но у них нет базового образующего элемента, и картинка не складывается.

И вдруг один из них получает «свыше» эту картинку, и у него пазл сошелся.

ИИ не может сложить пазл, так как у него нет нужной детали для картинки, ее может дать ему только человек.

Человек не может сложить пазл, так как у него нет нужной детали, ее может дать ему только кто?

Я называю это ментальным миром, вы говорите про бога и абсолют.

В принципе, разницы нет, это только термины, дело в том, что открытия делаются в последствии инсайта, когда человек получает нужную картинку.

Лайфак: хотите инсайт — закажите его сами, просто объясните, про что он вам нужен.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии