За время своей практики я видел десятки предпринимателей, которые сходили с дистанции и отказывались от амбициозных планов, невзирая на огромные финансовые вложения и титанический труд. Что вынудило их сдаться, если успех на самом деле был близок? Ответ прост: осознание того, что результат, за которым они гнались, на самом деле не был им нужен. Все это время они только исполняли навязанную обществом функцию, не думая о своих приоритетах. И в итоге это привело их в тупик.
Такого исхода можно избежать, если отказаться навсегда от мышления исполнителя, а для этого нужно выяснить, по какой причине мы упираемся в «стеклянной потолок» и тратим силы и время на то, чего не желаем. На мой взгляд, чтобы трансформировать мышление, нужно в первую очередь отсеять неэффективные убеждения. Разберем, как заменить их эффективными установками.
1. Деньги
На что в первую очередь вы обращаете внимание, когда ищете работу? Вам нужна стабильная зарплата или самореализация? Для исполнителя зачастую все ограничивается материальной выгодой, а само место работы, коллектив, выстраивание карьеры и перспективы роста уходят на второй план. Как правило, исполнитель идет работать туда, где больше предложат. Ради денег он готов тратить свое время в урон ценностям. Он буквально «продает» часы своей жизни за зарплату и возможность получить премию.
Но если сместить фокус на предпринимателя, то для него деньги служат только инструментом воплощения его глобальной идеи. Он не отрицает финансовую составляющую дела. Напротив, предприниматель стремится постоянно повышать доходность своего бизнеса. Но при этом он всегда помнит, что деньги — важный ресурс, а не самоцель.
В моей практике был интересный пример, наглядно иллюстрирующий важность отношения к деньгам как к инструменту. Одна из моих учениц планировала открыть школу танцев. Долгое время она вынашивала идеальную модель своего бизнеса, не решаясь открыться. Она множество раз делала перерасчеты и придумывала рекламные объявления. Но из-за сильного страха потери финансов и совершения ошибки не могла принять решения об открытии. Когда мы начали работу и выявили основную проблему, было крайне важно донести до нее мысль, что деньги — всего лишь инструмент. И если она хочет открыть свой бизнес, чтобы только лишь не потерять их, ее проект обречен на неудачу.
В работе с данным запросом мы создали новую установку: делать бизнес необходимо ради идеи. Для этого надо понять сам смысл создания этого бизнеса и относиться проще к потере и заработку денег, используя их как главный инструмент для роста. Осознав эту мысль, моя ученица с легкостью нашла инвесторов для проекта, получив около 1,5 миллионов рублей, провела несколько тестов, проанализировала целевую аудиторию, нашла правильный оффер, запустила и начала развивать студию. Она смогла реализовать свою идею, не упираясь в финансовый вопрос, а воспринимая деньги именно как инструмент.
2. Идея
Что есть «идея» для исполнителя? Это выполнение задач, которые поставлены извне, чаще всего, руководителем или обстоятельствами. Ключевое здесь, что действия исполнителя направлены не на него самого, они ему неинтересны. И тут мы можем отметить основное различие между наемным работником и предпринимателем.
Для предпринимателя идея заложена в каждом его решении, она и есть основа его миссии. Но отсюда возникает вопрос: что есть «миссия»? Это отражение личности, то, чему хочется посвятить свое время и свою жизнь. Исполнитель не задумывается о бизнес-стратегии, он выполняет краткосрочный план. И пока вы не направите каждое действие на единую глобальную цель, из исполнительской рутины вырваться не удастся.
3. Команда
Исполнитель в команде никогда не возьмет на себя ответственность за весь процесс. Его часы работы строго ограничены, исполнитель отвечает только за свою часть, остальное его не интересует. То есть для него команда — это не единое целое, а группа людей, которые к нему не имеют отношения, — так выглядит исполнительская модель поведения.
Но если вы хотите перейти на другой уровень, нужно научиться брать ответственность за весь коллектив, за степень вовлеченности и мотивации каждого сотрудника. Только группе единомышленников под силу превратить рутинную работу в общезначимое дело. И только в этом случае бизнес будет давать стабильно высокие результаты и, что еще лучше, станет инструментом воплощения миссии.
Так что когда вы будете собирать команду, узнайте, почему тот или иной человек хочет стать ее частью. Если уже на этапе собеседования выяснится, что соискателю нужны только материальные поощрения, будьте уверены, этого сотрудника легко переманить более высокой зарплатой. Но для создания успешной команды нужен другой человек: претендент должен иметь близкие вам ценности. Важно, чтобы каждый сотрудник осознавал и воплощал свои идеи в рамках одного дела — вашего бизнеса. В процессе работы оставайтесь для своих подчиненных ориентиром, и тогда и для них деньги тоже станут инструментом, а не самоцелью.
Разберем важность как идеи, так и команды еще на одном примере. Я работал с предпринимателем, в компании которого была сильная текучка кадров. Каждые пару месяцев ему приходилось менять коллектив: кто-то уходил сам, кого-то приходилось увольнять, потому что он не выполнял в полной мере поставленных перед ним задач. Изначально у предпринимателя был запрос: «Как необходимо интервьюировать новых сотрудников на этапе собеседования, чтобы исключить текучку кадров?».
Разобравшись в истинной проблеме, мы сместили фокус внимания с сотрудников на самого предпринимателя. Так, мы выяснили, что у него есть четко сформулированная цель проекта, но сотрудникам он ее не озвучивает, ставя в приоритет исполнение ими своих обязанностей. Он не транслировал свою миссию и миссию компании наемным работникам, привлекая их исключительно заработной платой. В итоге в компании он не был лидером, за которым хочется идти, и не мотивировал сотрудников своей идеей.
Проработав этот момент, он изменил модель поведения. Стал проводить регулярные встречи с коллективом, объясняя важность каждого отдельного работника для достижения общей цели. Это привело к тому, что доходы компании увеличились, команда стала более сплоченной, а текучку удалось минимизировать.
4. Ответственность
Исполнитель чувствует ответственность только в пределах поставленных перед ним задач. Он сознательно не выходит за обозначенные руководством рамки и упирается в «стеклянный потолок».
У предпринимателя противоположный взгляд на ситуацию: он всегда помнит о своей цели и понимает, что только общими усилиями ее можно достигнуть. Он знает, что действие каждого сотрудника имеет значение, поэтому он несет ответственность за всю команду. Его ключевая задача — удерживать фокус на этой миссии, поддерживая единомышленников. Потому что тогда цель будет достигнута независимо от любых обстоятельств: финансового положения, наличия или отсутствия клиентов, кадровых перестановок, форс-мажорных ситуаций и прочего.
5. Ценности
Исполнитель во время работы никогда не думает о своей ценности как личности, чувство причастности к общему делу для него второстепенно. Он осознанно посвящает время воплощению чужих идей и не придает им особого значения. Но возможен и другой сценарий: в самом начале пути вы должны отобрать команду так, чтобы каждый раскрывал свой потенциал и развивался личностно в рамках совместной деятельности. В этом случае все члены коллектива, двигаясь в одном направлении, будут параллельно достигать своих целей. Но не забывайте, что в основе вашего бизнеса — ваши ценности. Только они — вектор развития компании.
Когда мы принимаем решения или совершаем действия, мы всегда руководствуемся неким импульсом, заложенным в нас природой. Нам хочется получить желаемый результат. Если мы пытаемся достигнуть какой-то цели, но у нас не получается, мы задаем вопрос «Почему?». Но это позиция «жертвы обстоятельств», это попытка оправдать себя. Потому что в основе любой выдуманной нами сложности лежит только нежелание приложить усилия.
Поэтому нужно задать другой вопрос: «Зачем я хочу достигнуть этой цели?». Только поняв, что за каждой целью должны стоять ценности, вы сможете двигаться вперед. Да, путь может меняться время от времени, но если ориентиром будет миссия, вы всегда будете знать, куда дальше идти.
Читайте также:
Спасибо очень вменяемый и адекватный материал. Случайно не читали книгу "50 чашек кофе, чтобы создать свой бизнес"?
Сама она тоже в школе училась на тот момент? Для начинающих предпринимателей какого возраста этот материал?
Ну, почему же в школе? По профилю автора, "Егор более 12 лет занимается изучением тем, связанных с работой мышления, энергией, проработкой убеждений и интуицией". За 12-то лет изучения мог много кого "проработке убеждений" научить.
Вполне вероятно. Но "ученица" как отношение к предпринимателю смущает однозначно. Пусть даже начинающему. Которому только от "учителя" еще предстоит узнать, что для предпринимателя "деньги служат только инструментом воплощения его глобальной идеи".
Школой попахивает. Точнее, школярством.