Блестящая речь за пять минут

Многие менеджеры выступают публично. Все мы проводим собрания, презентации, участвуем в митингах, мы говорим с людьми, стоя перед ними. Разумеется, мы готовимся, делаем речевые и дыхательные гимнастики, готовим материалы, создаем заметки. Но кому из нас не приходилось готовиться в режиме ограниченного времени? Иногда случается так, что нам сообщают о событии за пять минут до начала. Также бывает, что мы вовсе не готовимся, хотя было известно о том, что предстоит выступать. Цейтнот...

А ведь выступать все равно придется. Мало того, необходимо выступить с мотивационным спичем, и нужно не просто что-то там рассказать, а сделать это так, чтобы люди приняли новые, важные для себя решения, чтобы каждый сделал то, чего мы от него добивались в процессе.

Метод подготовки публичных выступлений, которым я хочу поделиться, основан на знании о проявлении мыслей в речевых конструкциях. В основе метода пирамида логических уровней сознания, разработанная Робертом Дилтсом, одним из авторов многочисленных методик в области NLP.

Пирамида логических уровней сознания

Рисунок 1

Все эти уровни проявляются в речи. Поэтому, когда мы слышим высказывание человека, понимая эту методику, нам легко определить – на каком логическом уровне сейчас находится человек. Стоит сказать о том, что большинство всех коммуникаций проходит на уровне поведения и окружения. В большинстве случаев люди, когда общаются друг с другом, описывают окружение и действия.

Также, важно отметить влияние уровней высшего порядка на уровни низшего порядка. К примеру, поведение (действие) влияет на окружение. Если на столе стоит стакан с водой, то осуществив ряд действий, мы меняем окружение. Небрежным движением, случайно, можно столкнуть стакан, и вода, конечно же, разольется, и вот уже окружение изменилось. Еще мы можем протянуть к стакану руку, взять этот стакан и выпить воду, и вновь окружение изменилось.

Причем здесь подготовка спича? Как раз причем! Цель любой деятельности лежит за пределами этой деятельности, как сказал один гуру, и публичная речь – не исключение. Нашей задачей является изменение поведения слушателей. Однако невозможно изменить поведение кого-либо, если только говорить ему о том, что он должен сделать. Другими словами, поведение человека, а тем более группы, изменить невозможно, если мы будем находиться только на нижних логических уровнях.

Чтобы оказать нужное для нас воздействие на аудиторию, можно использовать схему, которую используют некоторые выдающиеся политики современности (рисунок 2). Я говорю «некоторые», потому что еще не успел проанализировать каждого, да и цели такой не преследовал. Но тексты речей некоторых, особо выдающихся, успел рассмотреть в контексте использования и применения данной схемы.

Последовательность использования фраз

Рисунок 2

Однажды, мой коллега, в очередной раз попросил меня помочь ему с подготовкой текста публичного выступления. К слову сказать, он просил меня регулярно о подобной помощи. Процедура была всегда примерно одинаковой, я опрашивал его, задавал вопросы о его цели, о людях, которые будут находиться в аудитории. Затем мы писали и укладывали каждую фразу в структуру пирамиды. Но в этот раз, я решил сэкономить (в перспективе) и его и свое время на подготовку к подобным мероприятиям. В то время мне в руки попал «Универсальный код речей», который был оформлен в некую матрицу. Отличительной особенностью этой матрицы было то, что на листе бумаги было несколько ячеек, образованных пересечением четырех столбцов и десяти строк. И этот, неприметный на первый взгляд, лист бумаги содержал более 10 тыс. комбинаций, которые произносили с трибуны партийные работники прошлого столетия. Документ устарел, в нем не было драйва, не было призыва, но сама идея показалась мне блестящей. Я понял, что для экономии времени, и моего и моего коллеги, нужно создать усовершенствованную матрицу. Вот эта расширенная матрица, разработанная на основе метода Роберта Дилтса (рис. 3). Объединив последовательно части выступления, начинающиеся с фраз, примеры которых приведены в отдельных столбцах, вы получите универсальный текст мотивационной речи.

Универсальный код речей

Рисунок 3

Мой коллега пользовался этой таблицей около года, до тех пор, пока не решил окончательно разобраться в том, как это работает. Сегодня он использует пирамиду логических уровней без помощи вспомогательных средств, он импровизирует. Но именно этот метод позволяет ему выступать ярко и результативно. Каждое его выступление – это путешествие, в котором он перемещает слушателей от окружения до миссии, а затем возвращает ее на уровень поведения, призывая к действию. А, как известно, чему может научиться один человек, тому могут научиться и другие. Пробуйте, используйте эту методику, тренируйтесь и достигайте тех целей, которые ставите перед собой, выходя к вашим слушателям!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Ну если люди находятся под угрозой увольнения, он ещё и не такое стерпят))))))))))))))

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Ну что же... Надо сею теорию проверить на практике. Как раз завтра мужчин поздравлять с праздником...))) Если методика так хороша и действенна, то речь из 10-15 фраз произведет фурор. 15 минут ради эксперимента я найду!))

Директор по маркетингу, Москва
Наталья Черентаева пишет:
Как раз завтра мужчин поздравлять с праздником...)))

Наталья, поделитесь результатом? А то ведь скоро 8 марта))

Шучу...При поздравлении девушек/женщин никакая матрица не поможет, должна включиться душа, иначе фальшь сразу почувствуется. Этот метод может помочь тем, кто редко выступает. Если же приветственные/поздравительные слова приходится говорить 1-2 в неделю, то в голове эта «матрица» срабатывает сама, слова просто льются, и далеко не всегда по «пирамиде логических уровней сознания»
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Ну, что я могу сказать... Автор, как и многие мужчины, немного преувеличил)). Это насчет 5 минут. У меня ушло не менее получаса. С учетом, что речь должна была быть не просто набором фраз, а близка к теме нашей компании.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Сергей Колесников пишет:
Наталья, поделитесь результатом?

Дорогие мужчины!

От лица всех женщин ГК "ххх" поздравляю вас с праздником! С Днем Защитника Отечества!

Когда мы смотрим на вас, то видим сильных и ответственных мужчин, и профессионалов своего дела!

Сейчас мы здесь все вместе, что, согласитесь, бывает не так часто).

Каждый делает свое дело. Кто-то командует стройкой, кто-то отстаивает интересы компании в судах, кто-то обеспечивает стройку работающей техникой, кто-то – стройматериалами. А кто-то финансами! И платит нам за это зарплату).

Важен каждый! И вместе вы способны на многое!

А мы – женщины – ваш надежный тыл в офисе. Надеюсь, вы чувствуете нашу поддержку!

Вы – главные звенья той цепи, которая соединяет задумку построить дом и ее реализацию. А мы – то дополнение, которое ее усиляет и, надеюсь, украшает)).

Все вместе, под руководством нашего замечательного и, не побоюсь этого слова, талантливейшего директора достигнем реализации им задуманного!

И в этот праздничный день, специально придуманный для того, чтобы мужчины хотя бы раз в год могли услышать то, что в обычные дни им обычно не говорят…

Примите наши искренние поздравления с Днем Защитника Отечества! Пожелания здоровья, счастья, благополучия… и наши маленькие подарки.

Мы вас всех очень ценим!

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

P.S. Лишние запятые - не лишние, они авторские и означают паузу в речи.

Researcher, Москва
Наталья Черентаева пишет:
У меня ушло не менее получаса.

Вы молодец!!

У меня в начале преподавательской карьеры на подготовку 1 (одной) новой лекции (2*45мин) уходило 8 часов.

. . . . Директор по развитию, Москва
Валерий Овсий пишет:
Наталья Черентаева пишет:У меня ушло не менее получаса.

Вы молодец!!У меня в начале преподавательской карьеры на подготовку 1 (одной) новой лекции (2*45мин) уходило 8 часов.

Валерий, Натали имеет в виду нанесение макияжа.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.