Кто ваш идеальный работодатель?

Ваш идеальный работодатель

Считается, что сегодня на российском кадровом рынке безраздельно царствуют кандидаты, вынуждая компании подстраиваться не только под свои потребности, но даже прихоти. Работодателю же остается лишь правильно просчитать мечты и чаяния тех управленческих талантов, которых они хотят заполучить в свою команду. И даже если масштаб этой тенденции несколько преувеличен, ни одна компания не откажется узнать чуть больше о том, что делает ее привлекательным работодателем в глазах российского менеджера. Помочь понять ожидания потенциальных кандидатов на управленческие позиции призвана эта публикация, основанная на результатах исследования, проведенного в конце 2005 года Executive совместно с рекрутинговой компанией HRG.

Основные цели исследования:

  • выявить основные черты, присущие образу идеального работодателя;
  • выяснить, чем руководствуются менеджеры при принятии решения о смене места работы;
  • определить каналы коммуникации, которые используют менеджеры для поиска работы, и понять, что их привлекает в рекламе открытых вакансий.

В опросе (метод – анкетирование по электронной почте) приняло участие 1937 респондентов, большинство из которых представляет самую активную возрастную категорию потенциальных кандидатов от 25 до 35 лет. 58,8% опрошенных – мужчины, 41,2% - женщины. Большинство респондентов к моменту заполнения анкеты обладало опытом профессиональной деятельности более 5 лет (70,7%); 8,1% имеют в своем активе степень МВА.

Идеальный работодатель

Мы предложили респондентам оценить характеристики компании – потенциального работодателя (представлены на рис.1) по пятибалльной шкале (1 – минимальная оценка, 5 – максимальная). Согласно рассчитанным средним баллам, наиболее значимой характеристикой привлекательного работодателя являются возможности карьерного роста (4,5 балла). В тройке лидеров оказались также такие характеристики как большие полномочия и компенсация (по 4 балла). Наименее важными характеристиками компании, если оценивать ее привлекательность как работодателя, менеджеры считают соцпакет, высокий социальный статус работы и возможность работать в международных подразделениях (если, конечно, таковые у компании вообще имеются). Весь список характеристик в порядке уменьшения их значимости в глазах респондентов представлен на рис. 1

Рис. 1

Каким видят менеджеры идеальное продолжение своей карьеры? Оказывается, больше всего они мечтают работать в международных компаниях – брендах (44,3% респондентов). 20,5% участников опроса хотели бы перейти в инновационную российскую компанию, обладающую хорошим потенциалом роста и развития. Российская компания, уже заслужившая статус «бренда» на рынке, как продолжение карьеры привлекает 18% менеджеров. Не так уж мало опрошенных профессионалов хотело бы в будущем работать на себя, то есть создать собственную компанию (13,6%). Примечательно и даже немного печально, что работу своей мечты удалось обрести только 3,7% менеджеров.

Рис. 2. Идеальный вариант продолжения карьеры (%)

Более остальных о работе в международных корпорациях с мировым именем мечтают маркетологи (51% респондентов, работающих в этой сфере). Собственная компания как возможность развития карьеры практически не интересна финансовым менеджерам.

С точки зрения кандидатов, репутацию компании как работодателя в первую очередь определяют размер компенсации и хороший соцпакет (65,6%), а также известность ее имени на рынке (62,7%). При этом текучесть кадров и социальная ответственность в меньшей степени, но все-таки влияют на общее реноме компании в качестве привлекательного места работы управленческих кадров – 51,8% и 50% голосов респондентов соответственно. А вот известные и «распиаренные» истории успеха сотрудников являются значимой составляющей репутации работодателя только для чуть более трети менеджеров (34,1%).

Рис. 3. Критерии оценки репутации компании как привлекательного работодателя (%)

При этом была выявлена интересная закономерность зависимости значимости тех или иных составляющих репутации компании от возраста респондентов. Так, для самых молодых менеджеров (25-28 лет) известность компании на рынке более значима, чем хороший компенсационный пакет, а социальная ответственность важнее показателя кадровой ротации. Для старшей категории респондентов (от 28 лет) отмечено снижение значимости громкого бренда работодателя и повышение важности высоких заработных плат. В то же время более опытные менеджеры внимательнее относятся к текучести кадров компании, в которой они хотели бы работать, и меньше ценят ее социальную ответственность.

Мы также попросили участников опроса составить свой топ-5 компаний-работодателей России и по результатам обобщения данных получили сводный рейтинг 10 лучших компаний. Несмотря на свою условность, он выглядит вполне ожидаемым. В список работодателей, которым менеджеры отдали бы предпочтение, из российских компаний попали только представители нефтегазового и энергетического секторов. Остальные участники рейтинга – крупнейшие глобальные бренды.

Топ-10 лучших компаний-работодателей:

  1. Газпром
  2. ЛУКОЙЛ
  3. Бритиш Американ Табакко
  4. РАО ЕЭС России
  5. TНK BP
  6. Coca-Cola
  7. Procter&Gamble
  8. Mars
  9. Philip Morris
  10. Microsoft и McKinsey

Итак, мы можем представить собирательный образ компании - идеального работодателя, с точки зрения российского менеджера. Это международная компания-бренд или российская нефтегазовая компания с высокими компенсациями, хорошим соцпакетом, возможностями карьерного роста, готовая предложить позиции с высоким уровнем полномочий и ответственности.


Идеальный оффер

Как показали результаты исследования, треть менеджеров обязательным пунктом предложения о переходе на новое место работы считает более высокую компенсацию. Примерно столько же – инновационные задачи, которые предстоит решить в новом коллективе. Гораздо меньшее число опрошенных выдвигает в качестве обязательного условия своего перехода более высокую степень ответственности (17,3%) и повышение в должности (11,1%). А вот бенефитами вроде личного автомобиля и прочими атрибутами комфорта удастся переманить только чуть более 8% потенциальных кандидатов.

Рис. 4. Обязательное условие для перехода на новое место работы (%)

Но что примечательно: если для маркетологов, финансистов и менеджеров по продажам верны общие цифры и для большинства из них обязательным условием смены работы является повышение заработной платы, то большая часть менеджеров, занятых на производстве и в IT, готова рассматривать только те вакансии, которые предполагают решение задач инновационного характера.

Если предложение о работе действительно представляет интерес, то не имеет значения, от кого оно исходит. Такой точки зрения придерживаются 58,5% наших респондентов. 29,8% менеджеров хотели бы получать предложения непосредственно от компании-работодателя. К обращениям из кадровых агентств тяготеют менее 2% участников опроса, а, например, управленцев в сфере IT вообще не привлекают вакансии, исходящие от внешних рекрутеров.

Рис. 5


Идеальное предложение о новой работе – это предложение с более высокой компенсацией или обещанием инновационных задач, желательно исходящее непосредственно от компании-работодателя, а не от кадрового агентства.


Идеальное интервью

Судя по результатам, полученным в ходе исследования, особой потребности в получении максимального объема информации о потенциальном работодателе респонденты не испытывают. Более половины довольствуется тем, что перед первым визитом лишь просматривает корпоративный сайт компании. Треть менеджеров собирает инсайдерские сведения по друзьям, знакомым и бывшим коллегам. К нескольким источникам прибегают только 12% потенциальных кандидатов. Совсем немногие предполагают получить всю интересную им информацию в ходе самого интервью, а некоторые вообще соглашаются пообщаться только с теми компаниями, которые им хорошо известны безо всяких дополнительных источников (5,2% и 3,3% соответственно).

Рис. 6. Источник информации о компании – потенциальном работодателе (%)

Практически единогласно (98,3%) опрошенные менеджеры выступают за то, что на интервью в компании – потенциальном работодателе они рассчитывают в первую очередь получить исчерпывающую информацию о тех задачах, решения которых ожидает от них руководство компании. Более чем половине потенциальных кандидатов интересно узнать о своих карьерных перспективах на новой работе. Далее по убыванию популярности следуют информация о непосредственном руководителе, корпоративной культуре и особенностях компенсационного пакета. Интересно, что наименьший интерес на интервью вызывают у кандидатов их будущие подчиненные (15,7% респондентов).

Рис. 7. Какую информацию кандидаты рассчитывают получить на интервью (%)


Итак, на идеальном интервью потенциальные кандидаты хотят получить максимум информации о предстоящих им на новом месте задачах. При этом особой подготовки им перед собеседованием не требуется – достаточно лишь просмотреть корпоративный сайт возможного будущего работодателя.


Идеальный источник информации: форма и содержание

Большинство менеджеров, принявших участие в исследовании, поисками работы занимается через специализированные интернет-ресурсы (почти 80% респондентов). Далее по популярности следует личная рассылка резюме в крупнейшие рекрутинговые агентства (к этому способу прибегают 43,6% опрошенных). В то же время чуть менее половины потенциальных кандидатов вообще может не заниматься поисками, поскольку работодатели сами их находят. Об этом заявили 43,2% респондентов. Специализированными кадровыми изданиями пользуются 27,3% опрошенных. Совсем непопулярны у современного менеджера такие методы поиска интересных предложений о работе как обращение к друзьям и знакомым, а также непосредственно в компании, в которых они заинтересованы как в работодателях (только 2% и 1,7% соответственно).

Рис. 8. Каналы коммуникации, используемые при поиске работы (%)

Список наиболее популярных интернет-ресурсов для поиска работы представлен на рис. 9.

Рис. 9

При этом специализированные печатные издания о карьере 76% потенциальных кандидатов просто не открывают. Относительной популярностью пользуется журнал «Элитный персонал», но и его просматривают только 7% респондентов. Все остальные издания («Работа и зарплата», «Карьера» и др.) рассматривают как источник информации об открытых вакансиях меньше чем по 3% менеджеров.

В объявлениях об открытых вакансиях взгляд менеджера более всего притягивают акценты на возможностях активного карьерного развития, описании задач позиции и размере компенсации. Поскольку вопрос был открытым и респондентам предлагалось самостоятельно «расставить акценты», то количество вариантов ответов даже после приведения их к некой классификации оказалось достаточно большим. Подробнее – на гистограмме (см. рис. 10).

Рис. 10. Акцент в рекламном объявлении об открытой вакансии должен быть сделан на (%)

По данным исследования, акцент на размере компенсации менее всего, по сравнению с другими функциональными специализациями, привлекает IT-менеджеров – только 9,5%, в то время как из маркетологов на такую информацию обратит внимание каждый пятый. Кроме того, 19% IT-менеджеров хотят услышать в рекламе потенциального работодателя, что требуются «профессионалы своего дела». Акцент на возможностях карьерного роста, что является привлекательным для всех функциональных категорий менеджеров, все-таки особо притягателен для «производственников» (42% против 28,5% менеджеров по маркетингу и 36,2% финансистов).


Идеальный источник информации об открытой вакансии представляет собой рекламное объявление на специализированном интернет-ресурсе о работе и карьере, основной акцент в котором сделан на возможностях карьерного роста, предоставляемых компанией-работодателем.


Общие выводы

1. Наиболее значимы при оценке потенциального работодателя такие характеристики компании как возможности карьерного роста, которые она предоставляет своим сотрудникам, размер компенсации и уровень ответственности и полномочий, которые руководство готово делегировать менеджерам.

2. В качестве идеального продолжения своей карьеры менеджеры рассматривают международные компании – глобальные бренды или российские инновационные компании с хорошим потенциалом развития.

3. Репутацию компании как привлекательного работодателя в первую очередь определяет размер предоставляемых ею компенсаций, затем уже ее известность на рынке, низкая текучесть кадров и социальная ответственность.

4. Лучшим работодателем России оказался «Газпром». В десятку лидеров попали еще две российские нефтяные компании и одна энергетическая. Остальные строчки рейтинга поделили между собой глобальные корпорации.

5. Главные условия перехода на новое место работы – более высокая компенсация и интересные, инновационные задачи на новой работе.

6. Для большинства респондентов не важно, от кого исходит предложение о работе, если оно действительно представляет для них интерес. Почти 30% предпочитают прямые предложения компаний-работодателей, а вот расположение к кадровым агентствам высказали менее 2% респондентов.

7. До первого интервью в компании – потенциальном работодателе большинство респондентов постарается получить какую-либо информацию об организации (95,2%). Однако при этом каждый второй ограничится только тем, что заглянет на корпоративный сайт компании.

8. На интервью безусловное большинство хотело бы получить информацию о задачах на новой работе; чуть более половины – о возможностях карьерного роста.

9. Почти 80% опрошенных менеджеров используют для поиска работы интернет. 43,6% рассылают резюме в рекрутинговые компании. Печатные издания о работе и карьере не представляют интереса для абсолютного большинства менеджеров.

10. Респонденты предпочитают искать работу на headhunter.ru, e-xecutive.ru и job.ru.

11. В объявлениях об открытых вакансиях внимание потенциальных кандидатов привлекает акцент на возможностях карьерного роста, описании задач и размере компенсации.

Обработка статистических данных и аналитика: Екатерина Арутюнова, Executive

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.