Собеседование может потрепать нервы даже самым бесстрашным из нас, пишет известный специалист по повышению эффективности бизнеса Бернард Марр. Обычно мы репетируем ответы на самые, как мы думаем, сложные вопросы. Например:
- Почему мы должны нанять именно вас?
- Что вы умеете такого, чего не умеют другие кандидаты?
- В чем ваши сильные и слабые стороны?
Вы никогда не угадаете, как пройдет собеседование и какие вопросы вам зададут. На встрече вас могут расстреливать одним сложным вопросом за другим, а могут задать один простой вопрос, после чего у вас завяжется диалог с работодателем. В этом заключается сложность подготовки. Поэтому мы, как правило, отрабатывает ответы на длинный список возможных вопросов. Сложность еще и в том, что заучивание ответов может превратить ваш рассказ о себе в сухой монолог робота.
Опыт подсказывает, что есть три действительно важных вопроса, к которым надо готовиться. Подготовка к этим вопросам помогает ответить на все другие вопросы, причем ваш рассказ будет естественным и полным.
Обычно любой работодатель хочет выяснить на собеседовании три основных пункта:
- Есть ли у вас навыки, экспертиза и опыт для выполнения работы?
- Насколько вы заинтересованы в этой работе в этой компании?
- Вписываетесь ли вы в команду и культуру компании?
Чтобы выяснить все это, интервьюер задает на собеседовании множество вопросов. Если узнать нужную информацию не получается, то интервьюер ставит вопрос иначе. Или же вопросы задаются под разным углом, чтобы проверить согласованность ответов кандидата.
За тремя этими вопросами кроется следующее:
«Есть ли у вас навыки, экспертиза и опыт для выполнения работы?»
Подумайте о ключевых навыках, необходимых для выполнения работы, на которую вы претендуете. Оцените уровень своих знаний и опыта в этой области. Это поможет определить специфичные или технические навыки, которые работодатель ожидает увидеть в вас, и более общие умения, например, навыки общения, IT-навыки и командность. Если вы хорошо проработаете этот вопрос, то сможете легко отвечать на множество других, не отвлекаясь на ненужные детали. Запомните: вы хотите показать, что обладаете ключевыми навыками, знаниями и опытом для выполнения этой работы. Всегда обращайтесь к ключевым навыкам, знаниям и опыту, отвечая на такие страшные (а порой глупые) вопросы:
- Расскажите немного о себе?
- В чем ваши слабые и сильные стороны?
- Что вы можете сделать для нас, чего не могут другие?
- Почему вы считаете, что подходите для этой работы?
- Как думаете, с какими трудностями вы столкнетесь в работе?
- И т.д.
«Насколько вы заинтересованы в этой работе в этой компании?»
Любой работодатель хочет убедиться, что вы будете пищать от радости, если получите работу в его компании. То есть, ваша задача – показать, что вы изучили компанию, понимаете ее стратегию, текущую деятельность, структуру, положение на рынке, продукты, и вам уже не терпится приступить к работе. В большинстве случаев, чтобы хорошо выполнить «домашнюю работу» до отклика на вакансию, вам следует заглянуть в раздел «О нас» на корпоративном сайте, погуглить стратегические документы, годовые отчеты, статистику и историю компании. Покажите на собеседовании, что вы знаете компанию и заряжены энтузиазмом работать здесь. В этом же блоке подумайте о своих амбициях и том, как они вписываются в образ компании. Все это поможет ответить на такие дополнительные вопросы:
- Что вам известно о нашей компании?
- Как вы думаете, чего стремится достичь наша компания?
- Что вы знаете о наших продуктах и услугах?
- Почему вы хотите работать в этой компании
- Почему вы считаете, что подходите для этой работы?
- Что вас мотивирует?
- И т.д.
«Вписываетесь ли вы в команду и культуру компании?»
Этот финальный из ключевых вопросов затрагивает вашу личность, вашу манеру поведения, способность влиться в команду. В каждой компании своя культура, которая сказывается на подходах к работе. Важно убедиться, что вы не почувствуете себя в компании рыбой, вытащенной из воды. Это важно и для работодателя, и для вас. Опять же, следует изучить компанию до отклика на вакансию. Зачастую узнать подробности корпоративной культуры извне сложно, в этом случае просто высказывайте свое предположение и то, почему вы вольетесь в такой уклад компании. Вам следует обрисовать образ культуры выбранной компании или команды и сравнить его с чертами своей личности, стиля и поведения. Как только вы справитесь с этой задачей, вы сможете легко отвечать на следующие вопросы:
- Опишите свой стиль работы?
- Опишите себя?
- Как ваши коллеги опишут вас?
- Что поможет вам влиться в нашу компанию?
- Что делает вас хорошим игроком команды?
- Будь вы животным, кем бы вы были?
- И т.д.
Естественно, любое собеседование – это двухстороннее действие. Как интервьюер хочет понять, подходите ли вы для компании, так и вам следует разобраться, подходит ли компания вам. Каждый из вопросов можно обратить, чтобы сделать выводы о компании:
1. Присоединившись к этой компании, смогу ли я лучшим образом использовать свои навыки, знания и опыт? Поможет ли мне эта команда расти дальше?
2. Насколько компания будет довольна тем, что я работаю на нее, и будет ли команда оказывать мне необходимую поддержку?
3. Подходит ли культура компании мне, чтобы я мог процветать и быть самим собой?
Задайте эти вопросы работодателю, это уравновесит собеседование и добавит естественности в разговор.
У вас готовы ответы на три этих вопроса?
По материалам: LinkedIn
Источник фото: Freeimages.com
Задайте на собеседовании эти вопросы работодателю и ...
идите искать другого...
Тот ,кому Вы при первом собеседовании зададите такие вопросы,
больше с Вами дел не захочет иметь.
Ну как будет себя вести работодатель,которого на собеседовании спросили:
''А Вы уверены, что Вы мне подходите для моего ''процветания'' ?''
Вопросы работодателю - калька с английского. Задав их, либо не получишь никакого ответа, либо получишь кучу дополнительных вопросов в попытке понять, о чем именно спрашивает соискатель. И только тогда на эти вопросы можно будет ответить. А по сути ничего ''криминального'' в этих вопросах нет.
Хорошая статья!) Подходит для подготовки к собеседованию!)
P.S. Если советы не помогают, то не всегда это потому, что они плохие. :)
И в этом месте я еще раз порадовалась, что мне больше не нужно ходить по собеседованиям (тьфу-тьфу-тьфу). От вопросов вроде ''почему я должен взять вас'' мне всегда было нехорошо - потому что это напоминает рынок, где соискатель - товар, а не человек.
На самом деле, хороший текст, поможет молодым людям лучше представлять, чего от них хотят на собеседовании.
Знаю одного хорошего айтишника, который, например, не прошел собеседование в одну большую компанию потому что... недостаточно позитивен и оптимистичен. И в принципе, работодателя тут можно понять: хандрящие люди частенько не очень продуктивны и заражают пессимизмом коллег.
Мы обычно задаем немного другие ''четыре вопроса'' в подтексте беседы с кандидатом:
1. Достаточно ли квалификации в настоящий момент и если недостаточно - сколько времени и денег с нашей стороны займет обучение/развитие сотрудника до необходимого уровня?
2. Насколько кандидат вписывается в коллектив с учетом существующей корпоративной культуры и с учетом планируемых изменений в этой культуре на отрезке 1-3 года?
3. Соответствуют ли ожидания кандидата о развитии своей карьеры нашему требованию к должности, на которую он претендует?
4. Соответствие мотиваторов: что предлагаем мы и что ожидает кандидат?
Ну а вопросов, за которыми скрываются цели исследования, конечно много.
Соглашусь с автором - первый вопрос о заинтересованности работы в компании примерно так и звучит на каждом собеседовании - что Вы знаете о нашей фирме? И интерес к кандидату пропадает моментально, если он отвечает в стиле: ''да ничего не знаю, вот пригласили, я и пришел''.