7 непопулярных среди молодежи профессий

Россияне, родившиеся после 1981 года и причисляемые к так называемому поколению Y или миллениалов, стремятся получить профессию, которая полностью соответствует их внутренним склонностям. Не везде и не у всех есть возможность выбирать. Чтобы получить жизненный опыт и заработать на жизнь, многим приходится заниматься делом, которое не по душе. Но есть профессии, в которые молодежь идет в последнюю очередь. Мы опросили экспертов и составили краткий список занятий, которые лидируют в сфере услуг, офисного и физического труда.

Оператор колл-центра

Еще 25 апреля 1988 года телевизионная сеть NBC запустила в Англии программу под названием Stressed to Kill, в вольном переводе — «До смерти уставший». На ней обсуждались проблемы, связанные со стрессовыми ситуациями, которые испытывают операторы телефонной компании. С тех пор, конечно, многое изменилось, но работа в call-центре все так же не пользуется популярностью. Все знают: это напряженная и очень нервная деятельность, требующая многочасового общения с плохо контролирующими себя клиентами.


Офисный административный работник

Речь идет о таких специальностях, как ассистент менеджера и офис-менеджер, распространенных в крупных компаниях. «На выбор профессии у «игреков» влияет два фактора: престижность работы и ее увлекательность, – комментирует консультант по набору персонала Константин Шадрин. – Условно говоря, работа либо должна давать статус (например, если ты помощник – то у крупного руководителя), либо она должна быть интересной (например, ты аниматор). Молодым людям не хочется быть тем, кого называют офисным планктоном и жить серой жизнью. В силу стереотипов, широко распространенных в обществе, работа в офисе ассоциируется со скучным и бессмысленным времяпрепровождением. Неудивительно, что в итоге появилось целое поколение, которое не желает тратить на нее свою жизнь».

Продавец-консультант

Этот тренд существует довольно давно, но активнее всего его стали обсуждать именно в 2016 году. Например, на форуме в LinkedIn сотрудник цифрового супермаркета DNS обращает внимание, что «в течение всего лета... столкнулся со сложностью поиска сотрудников на должность продавцов-консультантов». Даже с учетом сезонного тренда, а во второй половине лета обычно идет спад трудовой активности, желающих было меньше обычного. В комментариях к посту участники развернувшейся дискуссии связали проблему с желанием молодых специалистов идти «в инженерию, в прикладную математику и IT».

Однако, как считает эксперт по подбору и управлению персоналом Андрей Жилин, в падение популярности профессии продавца-консультанта вносят вклад и сами компании: «Мало кто занимается обучением работников тому, как необходимо продавать, как общаться с клиентом, чтобы он захотел купить. Если организуются тренинги, то чаще их проводят теоретики, которые о продажах знают только по книгам. А самих продавцов используют, как пушечное мясо, по принципу, если выживет в полях, то останется и будет работать».

Упаковщик, комплектовщик

Как отмечает руководитель молодежного направления HeadHunter Ирина Святицкая, у молодежи очень низок интерес к рабочим профессиям. Хотя для многих стать слесарем предпочтительнее, чем продавцом (для этого все-таки нужен определенный уровень мастерства),тем не менее, рабочие специальности не пользуются популярностью из-за низкой престижности. Так, из 70 тыс. резюме, авторы которых ищут на HeadHunter рабочие вакансии, больше половины составлены людьми от 30 до 50 лет, и максимум 20% — в возрасте до 30 лет.

Среди рабочих профессий неинтересных молодежи эксперты, опрошенные Executive.ru, назвали краснодеревщика, шлифовщика, жестянщика, кузнеца, каменотеса, сантехника, лифтера, мойщика, работника кухни.

Меньше всего желающих идти в логистику, на такие должности, как упаковщик или комплектовщик. Единственный способ привлечь на эти позиции молодежь – показать перспективу. Руководитель направления комплексных решений ManpowerGroup Сергей Ошкин рекомендует делать акцент на том, что такая работа — хорошее начало для недавнего школьника, не имеющего квалификации. Целесообразно предложить молодым людям такой график, который позволит совмещать труд с учебой. А самым ответственным и целеустремленным ребятам стоит предложить перевод на более интересное место через год-два работы на предприятии.

Грузчик

Эта профессия одна из первых в рейтинге непрестижности еще с советских времен. Здесь сошлось все: низкая оплата, отсутствие роста (вряд ли вы найдете вакансию, где слова «карьера» и «грузчик» стоят рядом), тяжелый физический труд и стремящееся к нулю общественное уважение. При этом у грузчиков высокая ответственность за товар.

Рядом стоит профессия водителя погрузчика. Но эта работа уже не такая выматывающая, требует определенных технических навыков. Поэтому в условном рейтинге непопулярности она чуть ниже. Но недостаточно низко, чтобы заинтересовать молодежь.

Разнорабочий

Здесь тоже в целом все понятно: низкая престижность, низкая оплата, нулевые возможности для развития. Долгое время, да и сейчас, большинство молодых людей стремились получить специальное образование, чтобы работать на позиции условного белого или синего воротничка. И хотя множество выпускников вузов и колледжей оказываются невостребованными по профессии, трудиться разнорабочим точно не входит в их планы.

Дворник, уборщик

Еще одно неблагодарное и тяжелое занятие, не обещающее никакого развития. «Трудиться на улице приходится в любую погоду, и чем хуже погода – тем больше работы, — комментирует PR-менеджер группы компаний qWell Юлия Горячева. — А если ты убираешь производственные или офисные помещения, повышается риск подхватить какую-либо инфекцию». Горячева добавляет, что в крупных городах молодежь в большинстве своем не допускает даже временных подработок на непрестижных позициях. Молодые люди предпочитают больше времени потратить на трудоустройство, но найти такое место, которое даст им больше самоуважения и возможности самим распоряжаться своим временем.

Почему миллениалы такие?

Мадина Родионова, директор центра рекрутинга холдинга IBS: «С миллениалами в рекрутинге я сталкиваюсь ежедневно: как среди соискателей, так и среди своих сотрудников. Это удивительное поколение, которое отличается от предыдущего и в работе, и в жизни. Это люди около 30 лет, недавние выпускники и уже получившие неплохой опыт специалисты. Это универсальные, гибкие, мобильные работники с разносторонними интересами, легко идущие на контакт и способные быстро и эффективно переучиваться, если это сулит им большие перспективы и рост доходов.

Но, мне кажется, что у миллениалов нет героев и кумиров. Во всяком случае, руководитель точно не является для них авторитетом по умолчанию, как это было у предыдущего поколения X. Твой руководящий авторитет должен быть рационально подкреплен, только тогда они его принимают. Безмолвное исполнение заданий — не их история, их очень сложно мотивировать понятием «ответственность».

По-настоящему зажечь в них азарт, чувство ответственности и любовь к работе может ощущение принадлежности к чему значительному: к уникальному проекту, к важному заданию, к успешному современному бренду. Этим людям хочется спасать мир и становиться частью истории, они жаждут признания — пусть даже в рамках небольшого офиса. Миллениалы ищут работодателя, с которым они могут идентифицироваться, и если ценности бренда не совпадают с их личными ценностями, они вряд ли будут долго держаться за такую работу. Именно поэтому они стремятся в современные технологичные компании, которые развивались с ними в одну эпоху и разговаривают с ними на одном языке.

Перед устройством на работу они самостоятельно изучают информацию о компании, зачастую принимая решения на интуитивном уровне, а не на основе отзывов о работодателе. Наконец, важно понимать, что они нацелены на быстрый карьерный рост, и если работодатель не может этого предложить, миллениал очень быстро теряет интерес и мотивацию.

И, так сложилось, им совершенно неинтересны рабочие профессии. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, необходимо много и целенаправленно заниматься популяризацией рабочих специальностей среди молодежи».

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Какое то странное сравнение в статье, теплого с мягким. Если мы говорим о молодых людях с образованием, не важно какого они поколения конечно они не захотят в здравом уме и трезвой памяти работать грузчиками и дворниками. А если говорить о тех кто не получил и не собирается получать образование, о какой потребности приобщения к большим и значимым проектам может идти речь. Рабочая специальность единственный выбор, кроме тех "счастливчиков" кто сможет стать дальнабощиком (пока разработки в области автопилота не уничтожили эту профессию).


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.