Перед нами – безумная теория. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной.
Нильс Бор
Рынок вакансий многим пока еще кажется «сферическим конем в вакууме», но конкуренция на рынке вакансий уже вполне осязаема, и в большой мере определяет успехи фирм. Очевидно, что персонал (специалисты и руководители компании) – это нечто большее, чем просто один из необходимых ресурсов для бизнеса. Вопрос – насколько больше?
Один из вариантов ответа на этот вопрос дают Майклз, Хэндфилд-Джонс и Экселрод – авторы книги «Война за таланты». Если менеджмент фирмы сможет привлечь и удержать таланты – все остальное (доходность, прибыльность и др.) – будут результатом такой работы.
Есть еще одна версия – талантами являются все, задача менеджмента – научиться раскрывать этот талант.
В публикации о стратегическом управлении персоналом я дал свой вариант ответа на этот вопрос – фирма должна иметь две самостоятельные корпоративные стратегии: первая – в отношении обычного рынка, где продаются производимые компанией продукты, вторая – в отношении рынка вакансий. При этом под вакансией я понимаю не только свободное, но и занятое работником место. При этом все вакансии продаются каждый день – если работник принес заявление об уходе по собственному желанию, значит, фирма в этот день не продала эту вакансию, ее продал более успешный конкурент, куда уходит этот работник.
Но после разработки стратегии в отношении персонала, требуется повседневная работа в рамках новой концепции управления персоналом. Как она должна быть построена?
В качестве подсказки у меня была идея Питера Друкера для XXI века (то есть для нас с вами сегодня): «Все чаще «служащими» следует управлять как «партнерами», а партнерство уже исключает «управление», поскольку предполагает равенство участников. Партнеры не могут приказывать друг другу. Они могут только убеждать друг друга. Следовательно, можно сказать, что менеджмент все больше становится похожим на «маркетинговую деятельность». А в маркетинге никто не начинает с вопроса «Чего мы хотим?». Все начинается с вопросов: «Чего хочет другая сторона?».
Этим летом я отдыхал у воды, в месте отдыха была библиотека, которая формировалась книгами, что оставляли после себя сами отдыхающие. Прочитав «Колеса» Артура Хейли, которую я пропустил в молодости, я увидел «Основы маркетинга» Филипа Котлера, которую активно использовал, когда проводил занятия со студентами по маркетингу.
Не мудрствуя лукаво, я решил попробовать применить концепции маркетинга из этой книги к такому диковинному продукту, как вакансия, (он диковинный хотя бы потому, что вакансия не переходит во владение покупателя, вакансия – это скорее аренда, договор на которую может в любой момент разорвать любая сторона).
Я проводил, причем вполне успешно, подобную работу и раньше, например, когда переносил знания из теории менеджмента на управление отдельным человеком.
И действительно, особых проблем у меня не возникло при описании концепции маркетинга в отношении рынка вакансий , модели 4Р (трех «пи» из четырех) и многого др., за исключением одной темы – ценообразования на рынке вакансий.
И вот тут-то, мне показалось, что у Карла Маркса есть вторая ошибка, ее-то я и хочу здесь представить читателям, которая имеет прямое отношении к ценообразованию на рынке вакансий. Отмечу, что, казалось бы, чисто теоретическая работа на тему ценообразования на рынке вакансий, на самом деле имеет большое практическое значение для руководителей и владельцев бизнеса. Понятно, что в небольшой публикации я делаю только первые шаги в соответствующем анализе.
Сначала напомню о первой ошибке известного философа и экономиста.
Первая ошибка Маркса
Речь идет о прибавочной стоимости, где Маркс пренебрег трудом предпринимателя, в результате пришел к выводам о том, что прибавочная стоимость создается трудом рабочего за счет того, что рабочий получает заработную плату меньше, чем он производит продукции в стоимостном выражении. Ну а далее, как всем известно, он пришел к мысли об эксплуатации рабочих капиталистами, владеющих средствами производства, которые отделены от рабочего и тот вынужден продавать свою рабочую силу.
Более подробно про первую ошибку Маркса можно прочитать, например, по ссылке.
Вторая ошибка Маркса
Она тесно связана с первой ошибкой, но имеет большое самостоятельное значение.
Для наглядности я предлагаю таблицу, где слева я отметил подход Карла Маркса, а справа представил версию, вытекающую из концепции существования реального рынка вакансий.
Версия Маркса |
Концепция существования рынка вакансий |
Примечания |
1. Рабочая сила – как товар |
Вакансия как самостоятельный продукт на рынке |
Владелец вакансии берет ее в аренду |
2. Рынок продавца |
Рынок покупателя |
Для разных ситуаций |
3. Рост безработицы от концентрации капитала |
Концентрация капитала – большие возможности для создания лучших вакансий |
Потребность в самовыражении узких специалистов и руководителей |
4. Зарплата для воспроизводства рабочей силы |
Зарплата – только одна из характеристик вакансии |
Вакансия – комплексный продукт |
5. Важность производства |
Одинаковая важность всех сфер – производства товаров, услуг, лучших вакансий |
Экспорт и импорт на рынке вакансий |
6. Оценка успеха экономики в показателях ВВП |
ВВП – лишь один из показателей, влияющих на качество жизни. |
Две самостоятельные, хотя и пересекающиеся бизнес-системы |
Пояснения к таблице:
К п. 2 – во времена Маркса (первоначального накопления капитала) – капиталист попадал на рынок продавца вакансий и диктовал условия рынку. Сегодня в целом ряде сфер и уровня квалификаций капиталист попадает на рынок покупателя, где покупатель имеет большую власть.
К п. 4. – человек удовлетворяет растущие разнообразные потребности не только после работы, но и на работе. Много значит атмосфера на работе, качество практики менеджмента и др. При этом работник сам участвует в формировании качества вакансии (той же атмосферы в коллективе и др).
К.п. 5. – экспорт вакансий – например, найм работников из других стран. Он полезен, влияет на рост ВВП за счет большего производства разнообразных товаров и услуг. Импорт вакансий – например, работники ИТ-сферы, импорт вакансий также положительно сказывается на развитии экономики.
К п.6. – можно иметь хорошие показатели по ВВП, но отставать по качеству жизни. ВВП – не единственный показатель, по которому следует судить о развитии экономики страны или отдельного региона (РВП).
Уточню разбираемую проблему:
В условиях вполне реальной конкуренции на рынке вакансий (явно она проступает в работе хедхантеров, но не только) компании нуждаются в работающем инструментарии.
Решение проблемы: современный маркетинг является вполне рабочим инструментом для успеха в конкурентной борьбе на рынке вакансий.
Рекомендации: после появления новых продуктов (например, инструментария для работы на рынке вакансий) его используют, согласно моделям маркетологов, 2,5% новаторов (рискующих больше всех) и 13,5 % ранних последователей. Но я надеюсь, что топ-менеджеры и владельцы бизнеса не забывают поговорку «Кто не рискует – тот не пьет шампанское». Инструментарий уже есть, мой анализ показывает, что вы самостоятельно сможете использовать современный маркетинг для успешной работы на рынке вакансий.
Но для начала вам нужно преодолеть вторую ошибку Маркса, рассматривающего рабочую силу как товар, в то время как товаром с переходом к капиталистическому способу производства становится вакансия.
Фото: wikimedia.org
Большое спасибо редакции Е-хе за подготовку статьи, новое название мне тоже нравится.
Да, логично изложено. Спасибо! Действительно те условия, в которых Маркс писал свои труды, уже почти исчезли. Рабочих на современном производстве пролетариями язык не поворачивается назвать. Да и соотношение изменилось в пользу специалистов. Раньше было больше ручного труда. А теперь его почти не осталось. Рабочие сами теперь имущий класс во многих случаях.
Я только сомневаюсь что это действительно ошибки. Он ведь не про 21 век писал, а про ту ситуацию, которую наблюдал. А капитализма действительно того больше нет. Так что гибель капитализма произошла, хоть и не так как писал Маркс.
Ну про вакансию - конечно не ошибка. Но она вытекает из реальной ошибки - считать товаром рабочую силу.
Но моя-то главная мысль такая: конкуренция на рынке вакансий уже есть, нужен инструментарий. Он "валялся" перед глазами - хорошо известный всем маркетинг. К примеру, берем модель товара у Котлера (потребность, реальный товар, товар с подкреплением) - без какой-то подготовки любой руководитель выведет все эти уровни товара для вакансии. А это уже инструментарий для продажи нужных вакансий работающим и нанимаемым - тоже самое и по другим инстурментам и концепциям, проблема у меня оказалось только по цене вакансии, но вроде теперь решаема.
Добрый вечер! Очень интересный ракурс рассмотрения предмета обсуждения "Вакансия". Теория совсем не безумна. Необычно смотреть на рынок труда как на два пересекающихся рынка: Рынок рабочей силы и Рынок вакансий. При этом, очевидно то, что если есть рынок, то на рынке обязательно должен быть товар. К любому товару применимы все инструментарии его продвижения и продажи на этом рынке.
В существовании рынка вакансий нет сомнений. Вопрос в том на каком уровне развития находится сейчас этот рынок. Качество рынка определяют его участники.
Я не вижу сегодня на рынке вакансий продуктовой конкуренции, т.е. не вижу конкуренции вакансий. Подход среднестатистического работодателя прост: есть штатная должность с определенным функционалом и ответственностью; есть сотрудник, который был принят на эту должность с учётом его соответствия предъявляемым требованиям; если этот человек исчез, то кадровая служба открывает конкурс на вакансию и т.д. В общем подходе нет ни какого маркетинга и нет понимания, что этот маркетинг необходим.
Работодатель уверен, что его вакансия будет "закрыта" без особых усилий, потому что на рынке рабочей силы за каждую вакансию идет борьба.
Успехи фирм определяет профессионализм менеджмента, связь которого с рынком вакансий есть, но очень слабо осязаемая.
Статья очень креативная! В каком-то смысле, переворачивает сознание. Спасибо!
Спасибо, Андрей, за комментарий.
1. Кажется, что так. Но вот еще в конце 90-х был у нас клиент, ГУП, - старейший провайдер доступа в интернет региона. И там один специалист уволился - уехал на ПМЖ в США (его взяли работать в Майкрософт). А направление которое он вел в компании (у фирмы было несколько бизнес-направлений) вынуждены были закрыть- второго такого спеца найти не смогли, фирма не продала эту вакансию тому, кто уехал в США.
2. Понятно, что на большинстве рынков вакансий у нас пока рынок продавца, но чем выше квалификация - тем ближе рынок к рынку покупателя (он проявляется также в сезонный спрос в строительстве и пр. - потому приезжают из ближайшего зарубежья - и тогда рынок снова становится рынком продавца при появлении дефицита вакансий).
3. В предлагаемой версии пересекается два рынка, но, как мне видится, не рынок вакансий и рабочей силы, а рынок обычных товаров услуг (и для победы на этом рынке нужно самостоятельная стратегия) и рынок вакансий, для которого нужна своя корпоративная стратегия (более подробно я это описал там, куда ведет ссылка в начале статьи либо ниже статьи картинка с карандашами :).
4. Очень часто увольняется хороший специалист или руководитель (специалист в области управления) и фирма тратит много времени и средств на нового, его подготовку и пр. адаптацию. Надеюсь, что обогащение работы с персоналом современной теории маркетинга для текущей работы и технология стратегического менеджмента для стратегического управления персоналом помогут для желающих исправить ситуацию в лучшую сторону (сохранить и привлечь лучших).
Одно из решений - использовать современные техники продаж вакансий - а у нас их не применяют толком даже для обычных товаров - нужно узнавать у покупателей проблемы, потом предлагать продукты, которые эти проблемы решают). У покупателей вакансий также много проблем. Часто про них спрашивают у соискателей рекрутеры?
Вспомогательные процессы - сам предприниматель в данном случае - не создают прибавочную стоимость, если не трудится наравне со своими работниками.
Вакансия не является товаром для рабочего - она может быть таковой с натяжкой для кадрового агентства. С натяжкой, потому что могут быть разные варианты оплаты для агентства.
Основная ошибка Карла Маркса была в вопросах ценообразования, об этом хорошо написано у нобелевского лауреата Василия Леонтьева.
Предприниматель как раз и создает, вкладывая деньги в те или иные отрасли и виды деятельности. Берет на себя принятие решений. Это очень важно. Альтернатива мы видим как работает. Государственное инвестирование. Пока думали и составляли планы - уже поздно. И иначе быть не может. Потому что предприниматель отличается от распорядителя.
В этом он ничем не отличается от Менеджера. Отличия в другом.
Вот такой пример - бухгалтерия предприятия не создаёт добавленную стоимость ...
не факт эмпирически результаты инвестирования предпринимателями не равно развитию отраслей, особенно если предприниматели исповедуют мобилизационные жесткие принципы - отрасли быстро дичающими стаями предпринимателей не создаются десятилетиями
как оценивать не вклад а ошибки предпринимателей которые неизбежны компенсируются чем? В ситуации дикой мобилизации в не крупном (в вероятно и в крупном) бизнесе возникают кассовые разрывы - в западной Германии при этих разрывах профсоюзы сохраняли квалифицированные отраслевые кадры занимаясь снабжением дешевой едой и вещами работающих пром предприятий и сохранили кадры (у нас в 90-е рабочих погнали сами знаете куда)
перед первой мировой войной и перед второй предприниматели переходили на производство вооружений от гражданской продукции так как государство как армия заказами регулировало (снимало) риски - переход на экономику товаров для домохозяйств это регулируемый переход от стимулирования войн а не инициатива частных предпринимательских стай
в отраслях сравнивали результативность равнозначных гос предприятий и предпринимателей - от формы собственности результаты не зависели а зависели от качества управления, где менеджеры были лучше те предприятия и развивались лучше
еще одна проблема цены труда - государство оплачивает образование с углублением разделения труда качества фронта НТР и гарантирует социальный статус узким специалистам глубоко разделенным по труду, таким образом "продукт" на рынке вакансий как ни странно произведен гос инвестированием
чтобы резать Маркса нужно как минимум обладать его логическим аппаратом и понимать что он скорее социолог чем экономист к тому же Маркс работал до струтурализма а после структурализма определения меняют свою природу разрешая проблемы логики перехода от абстрактного к конкретному
первое - какой смысл критиковать Маркса если понятийный и логический аппарат изменились? второе - если критиковать Маркса имеет смысл, то с какой позиции - постмодерниста или нео модерниста?
ретро критика - это же как клубы реконструкторов истории
При всем уважении к трудам автора где то на десятом предложении запутался и не смог прочитать дальше..Жалко, наверное, что то интеерсное пропустил?