Максим Денисов, менеджер в «ПластикС»
Когда-то мне порекомендовали книгу Андре Кукла «Ментальные ловушки». Она была прочитана за одну ночь, и борьба с ментальными ловушками началась. Сколько она длилась – сказать сложно, может быть, месяц, может быть, год, но отпечаток свой оставила. Я до сих пор помню некоторые ловушки и пытаюсь с ними бороться. Иногда.
В последние несколько месяцев я стал часто натыкаться на рекомендации данной книги и решил прочитать ее снова. Должен отметить, что это первая книга в жизни, которую я читаю повторно. В этой статье я хочу поделиться с вами своим пониманием ментальных ловушек, способами борьбы с ними и удивлением от того, насколько время меняет взгляд на вещи.
Что такое ментальные ловушки?
Ментальные ловушки – это особенности нашего поведения, при которых КПД (коэффициент полезного действия, КПД = Полезная работа/Затраченная энергия) стремится к нулю, то есть затраченная энергия превосходит полезную работу.
Какие существуют ментальные ловушки?
1) Упорство
2) Амплификация
3) Фиксация
4) Реверсия
5) Опережение
6) Противление
7) Затягивание
8) Разделение
9) Ускорение
10) Регулирование
11) Формулирование
Начнем разбирать по порядку.
Упорство
Упорство – это продолжение работы, когда результат уже не важен.
Пример: вас попросили сказать речь на встрече, и вы ее готовите, но в это время позвонили и сказали, что встреча отменяется, но вы упорствуете и продолжаете репетировать речь. Работа после звонка не несет пользы, но время расходует. Вспоминается, как в книге Сергея Лукьяненко офицер рассказывал, что их, учащихся военного училища, приводили в кинотеатр и, не дав досмотреть фильм, по тревоге поднимали и выводили из зала. Скорее всего, в них воспитывали рефлекторное восприятие тревоги, но против упорства это тоже хороший прием. Если нам не нравится фильм, мы продолжаем упорствовать, и досматриваем его, убеждая себя, что деньги потрачены, но стоимость потраченного времени выше стоимости билета.
Упорство чаще всего – это привычный образ действий, не приносящий своей первоначальной пользы. Как частный случай – удовольствие без удовольствия. Вам раньше нравилось ухаживать за цветами, а теперь нет, но вы упорствуете и продолжаете их поливать и протирать от пыли. После первого прочтения «Ментальных ловушек» я стал меньше упорствовать. Уже не досматриваю плохие фильмы и откладываю неинтересные книги. Средство борьбы с упорством – это понимание того, что вы делаете и для чего, понимание цели вашего действия и ценности вашего времени.
Амплификация
Амплификация – это преувеличение, усиление – использование большего количества ресурсов, чем требуется.
Пример: вам необходимо было проанализировать пять поставщиков, а вы проанализировали 10. Для чего? Чтобы быть уверенными чуть больше? Нужно тогда проанализировать еще 10 поставщиков. А потом еще 10. Никогда нельзя быть убежденным в чем-то на 100%, всегда будут некоторые сомнения.
Работа по анализу шестого и последующих поставщиков – это трата лишних ресурсов. Пользы от второй пятерки меньше, а времени затрачено столько же. Здесь можно вспомнить и закон Парето, и закон убывания предельной полезности. Амплификация рождается из неуверенности в том, что результат достигнут, и, как следствие, постоянные проверки: «Я полил цветы? Нужно проверить». Я бы назвал эту ловушку – ловушка перфекциониста. Для борьбы с неуверенностью в достижении результата необходимо результат измерить количественно, а достижение фиксировать письменно в чек-листе или ежедневнике.
Фиксация
Фиксация – это состояние бездействия в ожидании чего-то.
Пример: наш виртуальный собеседник начал писать ответное сообщение, и мы замерли в ожидании, «что же он нам напишет» – зафиксировались. 10 секунд, 20 секунд, минута. Вот собеседник остановился, и мы собрались отойти, но он снова начал печатать. Полезной работы нет, но ресурсы потребляются. Фиксация – чистая потеря времени. На мой взгляд, это самая распространенная ловушка. Мы фиксируемся постоянно: мы ждем звонка, встречи, такси, и в этот момент бездействуем. Это одна из двух ловушек, борьба с которыми не прекращалась с момента первого прочтения книги. И все эти годы я попадался и попадаюсь до сих пор, но поймав себя на бездействии, мгновенно освобождаюсь.
Как бороться с фиксацией? Во-первых, нужно стать ловцом своих мыслей. Когда вы бездействуете, но «гоняете» мысли об ожидаемом событии – вы строите мост из будущего в настоящее и рассчитываете, что будущее придет раньше по этому мосту. Поймайте эти мысли! Выйдите из ступора. Во-вторых, когда вы поймали мысли о будущем, начните жить настоящим. Посмотрите, что вокруг вас, почитайте, сделайте давно откладываемый звонок – заполните паузу. Начните строить мост с другой стороны – из настоящего в будущее.
Опережение
Опережение – это слишком раннее начало работы, в случае, когда небольшое ожидание отменит или сократит часть работы.
Пример: вы подготовили отчет и, решив, что в следующем месяце он будет таким же, сделали и на следующий месяц, но за месяц ситуация изменилась, и его нужно переделывать полностью. Ресурсы потрачены, а полезная работа стала бесполезной. Для меня это больная тема. Я постоянно заглядываю в будущее. Во время обеда меня так и тянет заглянуть в ежедневник и узнать – чем я буду заниматься после обеда, но за время обеда ситуация может измениться, и необходимо будет перекроить план. Когда появляется идея – тут же спешу ее воплощать, не уточнив, насколько она важна.
Решение этой проблемы довольно простое — выполнять за раз только одно дело согласно приоритету. Если появляется новая информация, то пересматривать приоритет. Как определить, пора начинать или нет? Знания и умения вам в помощь. Как определить, пора подсекать рыбу или еще рано? С помощью опыта, полученного за долгие неудачные попытки.
Реверсия
Реверсия – это обращение к прошлому. Изменить мы ничего не можем, но раз за разом прокручиваем ситуацию и ищем оптимальное решение.
Пример: «Как жаль, что я разбил то блюдце! Если бы мне не помешали, я бы не потерял равновесия…». Чашку не вернуть, но время на бесполезные мысли можно сэкономить. Работа бесполезная, еще и ресурсы потребляются. Не так давно у меня был конфликт с коллегой. Я весь вечер «реверсировал» и «опережал» – думал, что я сделал неправильно, как нужно было поступить, и что я буду делать на следующий день, как себя вести. Когда я осознал, что это реверс и опережение, я решил отпустить ситуацию, которая уже произошла, и не лезть в будущее, но не получалось. Наступив сразу в два капкана, вырваться не удавалось. Тогда я решил проанализировать ситуацию, сделать выводы и забыть. И это помогло. Я сделал вывод: «Чтобы избежать подобных ситуаций – действовать по инструкции, а для этого нужно хорошо знать инструкции». Этот вывод близок к ловушке опережения (конфликт может не произойти, а подготовка к нему уже начата), но не является таковой, как не является опережением соблюдение техники безопасности.
Бороться с реверсией можно следующим образом. Остановиться, проанализировать ситуацию, принять решение и забыть. Иначе мысли о прошлом будут как цунами – накатывать снова и снова. Принять решение и забыть. «В этот раз я сделал неправильно то-то и то-то». Не нужно проецировать эту ситуацию в будущее («В следующий раз в подобной ситуации я ...», или «Чтобы не допустить подобной ситуации, мне нужно...»), это будет ловушкой опережения. Такой ситуации больше никогда не будет.
Противление
Противление — это продолжение выполнения текущей задачи, когда появилась новая информация и приоритет изменился.
Пример: Вы что-то делаете, но захотели в туалет и терпите пока не закончите это делать, а потом бежите в туалет и роняете вазу – это наказание за противление. Работа все еще полезная, но польза снизилась и КПД, соответственно, тоже.
Это вторая ловушка, которую я стал обходить после первого прочтения книги. Когда ребенок просит есть, а я читаю книгу, прерваться придется все равно, и неважно, сколько страниц я прочитаю до, а сколько после. Решение также довольно простое — при появлении новой информации нужно оценить, как она влияет на текущее дело. Либо она меняет его приоритет, и оно становится менее важным. Либо другое становится более важным. Либо новое дело небольшое, и его нужно просто вклинить в текущее. В этих случаях противиться не следует.
Затягивание
Затягивание — откладывание задачи или вклинивание перед важной задачей десятка неважных. Не путать с прокрастинацией! При затягивании не хватает импульса для начала выполнения задачи, когда нужно просто встать и пойти выбросить мусор. Прокастинация – это страх начала новой, неприятной или объемной задачи.
Пример: перед звонком родителям проверка почты. Как будто разговаривать мы предполагаем несколько часов кряду. Помимо полезной работы выполняется масса бесполезной.
После первого прочтения я продолжил попадать в ловушку затягивания. Возможно, это была защитная реакция на ловушку опережения. В противовес частым опережениям, мозг начал затягивать. Теперь, поняв, что затягиваю, я усилием воли заставляю себя действовать и попадаю в ловушку регулирования. В идеале бороться с затягиванием не нужно. Поймав себя за руку, вы, скорее всего, начнете действовать. Если нет, то поступайте как я. Против лома нет приема.
Разделение
Разделение — выполнение двух задач одновременно.
Пример: Чтение книги за просмотром телевизора или разговор с приятелем и обдумывание планов на день. Работа дублируется, и за счет этого увеличивается время, либо работа выполняется не должным образом и теряет свою ценность. Поясню. Если вы читаете книгу и смотрите телевизор, вы постоянно отвлекаетесь и теряете мысль. Чтобы снова ее поймать, вам приходится перечитывать один и тот же абзац снова и снова. Когда вы разговариваете и одновременно думаете о чем-то личном, вы не улавливаете контекст разговора и теряете много информации, следовательно, и ценность разговора.
Первое прочтение книги меня ничему не научило. Только спустя несколько лет я начал понимать всю бесперспективность разделения, раз за разом убеждаясь, что многозадачность – это миф. Решение элементарное – одна задача за один раз. «Любой порядок приоритетов лучше смешанного потока мыслей».
Ускорение
Ускорение — это слишком быстрое выполнение задачи без необходимости.
Пример: быстро сделать уроки, чтобы поиграть с друзьями; быстро сделать работу, чтобы погрузиться в интернет и т. д. Экономия ресурсов чаще всего в итоге оборачивается их перерасходом. А польза от работы исчезает в ноль. Что считать пользой от просмотра фильма? Например, удовольствие. Если вы получили удовольствие при просмотре, значит, это занятие можно считать полезным. А получите ли вы удовольствие, если будете смотреть фильм в ускоренном режиме? Вероятно, нет.
Я себя поймал на том, что ускоряюсь при чтении книг. Хочется поскорее закончить и начать новую. Но смысла в этом ускорении нет. Во-первых, удовольствие от чтения снижается, а во-вторых, важные детали могут быть упущены. Жить настоящим — единственное решение проблемы ускорения. Понимание цели и видение результата задачи. Проще говоря, поймав себя на ускорении, нужно задать вопрос: «А есть ли смысл?».
Регулирование
Регулирование – это сознательный контроль бессознательных действий.
Пример: вы проголодались и думаете: «нужно поесть», зачесалось ухо, и вы думаете: «нужно почесать».
Работа по контролю рефлексов бесполезная, она не несет ценности. (Согласно Кукла). Но в данном случае я с автором не согласен. Регулирование – единственная ловушка, от которой я не стал избавляться. На контроль над импульсами мы тратим много времени и энергии, а цель этих затрат — спокойная жизнь в современном обществе с законом, моралью и этикетом. Подсознание спрашивает у сознания: «можно мне сходить в туалет?» – сознание анализирует ситуацию и разрешает или не разрешает.
Формулирование
Формулирование — это ловушка выражения эмоций и чувств словами. Мы пытаемся проговорить вслух все, что видим, слышим и чувствуем. Публичное формулирование — частный случай, при котором все, что мы испытываем, стараемся донести до публики.
Пример: «Ах, какая прекрасная музыка!». «Мне предстоит трудная работа». «Какой прекрасный закат, нужно сфотографировать и опубликовать в Инстаграм». Работа бесполезна, а ресурсы небольшие, но расходуются. Книга «Ментальные ловушки» произвела на меня большое впечатление, и я рассказывал о ней друзьям и знакомым, попав сам в метальную ловушку публичного формулирования.
Чтобы не попадать в ловушку формулирования, нужно научиться получать удовольствие от настоящего момента, а не от момента пересказа собеседнику. А для этого достаточно понять, что он не чувствует то же, что и вы, у него другой взгляд, другое воспитание, другие события происходили с ним.
Мы рассмотрели 11 ловушек. Примеры я старался брать из жизни. Способы борьбы с ловушками я брал из личного опыта. Андре Кукла предлагает единственный способ борьбы с ловушками — слежение за собственными мыслями с последующей заменой регулирующего поведения естественными импульсами. Я с этим утверждением не согласен.
Выводы
После повторного прочтения я понял, что с первого раза не все понял. Некоторые ловушки не запомнились. Вероятнее всего, что они не были поняты. В результате приобретенного за прошедшие годы опыта угол зрения на предмет изменился, и появилась своя точка зрения, иногда не совпадающая с авторской.
Борьба с ловушками проходила как на подсознательном, так и на сознательном уровне. Например, фиксация. Подсознательно: поймав себя на бездействии, я тут же начинал что-то делать, иногда просто смотреть по сторонам. Сознательно: у меня всегда есть что-то, чем можно заполнить время с пользой.
Я давно наблюдаю за собственными мыслями, и только теперь (после второго прочтения) понял – эта установка записалась в подсознании и здорово мне помогает. Ментальные ловушки повсюду, и нужно быть крайне внимательным. Только за время написания этого очерка я попался в четыре ловушки:
- Разделение: в голове висит мысль о другой незаконченной заметке, и мозг периодически к ней обращается.
- Опережение: когда я прерывался, я думал о том, когда я снова начну писать.
- Противление: при полете мысли я с большой неохотой отвлекался даже на прием пищи.
- Формулирование: глядя в окно, я подумал: «какие красивые сегодня облака!».
Оказалось, что у меня есть две любимые ловушки — это опережение и разделение. Я обязательно продолжу борьбу с ментальными ловушками, так как осознал, сколько времени и энергии может сэкономить победа над ними. «Бог в мелочах, дьявол в крайностях» – заметил Иоганн Гете. И я с ним соглашусь. Научитесь замечать большое в малом – большую экономию в маленьких ментальных ловушках, но не забывайте при этом наслаждаться жизнью.
Максим, спасибо большое! Очень полезный материал!
Спасибо за статью. Книгу читать пыталась, но не смогла - нудно и непонятно. После вашего изложения попробую еще раз, т.к.тема интересна.
Статья интересная, за одно это уже спасибо.
Однако ряд ловушек весьма спорные..
все описывать не буду - долго...
несколько примеров:..
фиксация (пауза при ожидании). не факт, что это так уж плохо. когда человек ''тормозит'', в этот момент происходит, как мне кажется, некая ''перезагрузка'', мини-пауза для отдыха. если человек не в состоянии 5 минут чего-то подождать, а сразу стремится что-то читать, писать, делать, - иногда это больше похоже на ''синдром шила в з*це'' и напрасную утомляющую суету, потому что за небольшой промежуток времени ни погрузиться в новый процесс не успеешь, ни пользы не достигнешь. суета и стремление заполнить эти минуты чаще выльется в напрасные телодвижения.
Формулирование. может, я конечно, что-то неправильно понимаю, но мне кажется, что это очень полезная вещь = коммуникации с внешним миром, выход эмоциональной потребности. находящимся рядом тоже иногда полезно понимать, на какой волне находится человек. важно просто соблюдать разумный баланс и ''не спамить'' окружающих шумом.
ускорение. классная вещь! разумеется, уроки хочется сделать быстрее, чтобы больше погулять :) что плохого? уроки пострадают? а с чего такой вывод. а если качество не страдает, то отлично - больше времени для того, что доставляет удовольствие: эндорфины еще никому не повредили :)
в общем, смысл в том, что данная теория не учитывает эмоциональных потребностей.
за исключением этого - полезно.
основное тут ''не делать лишнего''.
Касательно КПД... Чтобы его не ''убивать'' надо быть достаточно ленивым для того, чтобы делать всё быстро и качественно.
Ксения! Спасибо за развёрнутый комментарий!
Хочу немного уточнить.
Суть как раз в том, что необходимо понимать для чего всё делается. Пауза для восстановления сил - это супер. Но пауза, во время которой в голове крутится: ''Когда же приедет такси?! Почему так долго?! Я опаздываю! Ну где же оно?! Нужно позвонить и заказать другое! Нужно выйти и поймать такси на улице!'' - то это фиксация и трата энергии, а не восстановление. Это работа на холостом ходу. Но если цель работы на холостом ходу прогреть двигатель - то почему нет?
Фраза ''Какая прекрасная сегодня погода!'' сказанная с целью завязать разговор - это коммуникация. Эта же фраза сказанная в пустой комнате себе самому - это формулирование. А если эта же фраза появляется в твиттере, то на мой взгляд - это уже клиника. Но опять же, если цель - писать в твиттер все свои ощущения и следить за реакцией последователей - то это норма. Главное - понимание цели своих действий.
Если цель получить максимум удовольствий от жизни, то нужно бежать на прогулку, быстро сделав уроки и это не будет ловушкой. Если цель научиться, то ускорение будет ментальной ловушкой. А если цель быстро сделать всё неприятное и приступить к получению эндорфинов - то это наркомания.
А вот в том, что теория не учитывает эмоциональные потребности вы абсолютно правы.
Денис! Посмею не согласиться. Чтобы научиться делать быстро и качественно нужно посвятить этому делу много времени, а это исключает лень.
Лень - двигатель прогресса!
Елена! Спасибо за комментарий.
На днях прочитал книгу Петра Людвига ''Победи прокрастинацию'', в которой описывался эффект Даннинга-Крюгера. Он показывает, что невежественные люди не осознают своего невежества и поэтому совершают глупости. Видимо моя статья - пример проявления этого эффекта.
Но это не значит, что нужно впасть в ступор и ничего не делать и ничего не говорить, чтобы не показаться глупым. Я пишу и делаю то, что считаю правильным и так как считаю правильным. Если это ошибочно, то те кому не безразлично меня поправят. Я скажу им спасибо и если найду ещё один источник подтверждающий что я не прав, то как минимум задумаюсь.
Умные люди критически оценивают любую информацию. Если вы заметили ошибки значит и другие заметили. А мудрые сделали выводы. И стали ещё мудрее от моей глупости.