Десять лет назад Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Институтом бизнеса и делового администрирования была создана первая российская программа Executive MBA, разработанная специально для тех, кто уже состоялся как крупный руководитель или построил свой собственный успешный бизнес, и от кого зависит принятие важных стратегических решений и продвижение российского бизнеса. На конференции, приуроченной к празднованию юбилея, выступил специальный гость, признанный гуру в области менеджмента, научный консультант программы Executive MBA ИБДА РАНХ при Президенте РФ, проводивший лекции более чем в 50 странах мира, доктор Ицхак Адизес. Профессор поделился своими взглядами на то, как на сегодняшний день выглядит российский менеджмент и как надо организовывать бизнес-образование для руководителей в России. «Хотя мои наблюдения могут показаться вам критикой российского менеджмента, они таковыми не являются. Российские менеджеры – скорее жертвы, чем злодеи».
Доктор Адизес считает, что россияне полностью порабощены авторитетом корпоративной власти, и никто не может взять на себя смелость бросить ей вызов. «На своих лекциях я заметил, что если в комнате присутствует высшее руководство, в аудитории воцаряется молчание – все ждут, пока большой начальник не скажет свое слово». Что это – сгибание спин перед властью, перед авторитетом? Или нечто большее? Профессор говорит, что это проблема связана с тем, что управленческое поведение в России целиком основано на страхе. В истории России в течение долгого промежутка времени было много диктаторов, но не было ни одного периода, когда несогласие поощрялось или воспитывалось. Люди привыкли бояться. Предпочитают сидеть тихо.
По мнению Адизеса, российские компании чрезвычайно централизованы. При возникновении проблемы подчиненные рапортуют о положении дел руководящему составу. Никто не готов взять на себя ответственность, никто даже не пытается. Поэтому в таких компаниях нет прогресса, движения вперед. «Некоторые руководители любят такую ситуацию. Им нравится имперское чувство, что все зависит только от них. Это формирует элитаризм. Однако они становятся пленниками ожиданий, которые возлагают на них другие люди. Они не могут себе признать, что не в состоянии реализовать того, что от них ждут». Ситуация также осложняется тем, что руководители не слушают своих подчиненных и коллег, они живут в вакууме и там же принимают решения. А люди внизу ждут от них указаний и ничего не делают сами. Получается хождение по замкнутому кругу.
Адизес отмечает, что в России слаба административная роль, нет системы и нет стремления придерживаться закона и порядка. Достаточно взглянуть на очереди – каждый старается втиснуться, перепрыгнуть, обойти. Такая среда оказалась идеальной для зарождения коррупции. «Что происходит с системой, когда нет порядка? Она перестает работать. И единственный способ возможности ее функционирования – через коррупцию. Ведь система является дезорганизованной, и те, у кого есть власть и возможность заставить других работать, будут ей пользоваться». Ко всему прочему, дисфункциональность системы усиливает бюрократия, которая внедрялась при коммунизме не с целью наведения порядка, а с целью контроля над населением.
Одной из основных проблем современных руководителей Адизес считает алчность. При коммунизме значение материальных стимуляторов принижали. Сейчас, когда страна перешла к рыночной экономике, деньги превратились в бога, в основную жизненную ценность. Но возможности зарабатывать как можно больше нет, так как сама система не работает, и это, опять же, ведет к коррупции. «Власть подчиняется иерархии. Страх, элитаризм, коррупция,- все эти факторы не поощряют развитие предпринимательства. В такой системе очень сложно вести честную предпринимательскую деятельность, намного легче делать бизнес нелегальным путем».
Подводя итоги своей речи, доктор Адизес сравнил бизнес-среду нашей страны с пустыней. «Если вы попадете в пустыню, первое, что вас поразит, – тишина. Когда я проводил в российских компаниях консультации, подобная тишина меня насторожила. А потом я понял кое-что другое. Какое самое богатое место на земле? - пустыня. Почему? – ей никогда не пользовались, никто не знает, какие ресурсы в ней скрыты. И, чтобы она зацвела как райский сад, как оазис, вам нужна только вода. Так вот, пустыня – это российские руководители, вода – чувство безопасности».
«Самый большой актив, которым обладает Россия – не нефть и не газ – это российские люди. Они умные, способные и талантливые. Так что же мешает им развиваться на территории своей страны? – страх, иерархия, элитаризм, коррупция…».
Чтобы что-то изменить, нужно не так много времени. Профессор считает, что настоящий бум можно организовать в течение трех месяцев. «Тут мы подходим к теме управленческого образования. Как мы пытаемся справиться с существующими проблемами, описанными выше? – мы копируем американскую модель бизнес-образования. Мы не учитываем того, что Америка – очень успешная экономическая держава, лидер свободного мира. В копировании нужно соблюдать осторожность, ведь в Америке успех системы основан на справедливых правилах игры, на индивидуализме, на отсутствии ограничений. России эта концепция чужда. Внимание стоит обращать на то, что американская система сейчас меняется. Она активно использует японский опыт, уделяет особое внимание управлению через соучастие, коллективному управлению». Доктор Адизес говорит, что для России сейчас наиболее важно настроиться на решение таких вопросов: как больше ценить людей и меньше ценить вещи; как решать проблемы, работая в команде; как держать под контролем свое эго и слушать тех, кто с вами не согласен. «Образование должно развиваться не под воздействием спроса на рынке, а под тем, что люди должны знать. Россия должна адаптировать свою систему правленческого образования с тем, чтобы направить его воздействие на решение актуальных проблем, и тогда жизнь станет лучше».
Подробное видео с выступлением доктора Адизеса вы можете посмотреть здесь.
Материал подготовлен на основе видеозаписи выступления на ИБДА РАНХ
Фото: adizes.lv
Также смотрите:
Недавно общался в местной администрации с специалистом по земельным отношениям. Вот его фраза - ''у нас тут опять начальство поменялось, так что живём без руководителей...'' Я его спрашиваю - так может новый начальник придёт и вас ''попросят'', он в ответ - '' да ты что - это начальники менятся, специалисты остаются... Кто-то же должен работать... :D
Если говорить о власти (администрациях разного рода), крупном бизнесе, то зачастую руководителей подбирают не от профессиональных качеств, а по принципу доверия и как следствие тянут родственников всех мастей, друзей по хоккею и т.д. По факту смена крупного лидера приводит к полной смене команды и мнение крупного лидера становится важнейшим для всех в команде. В таких командах есть ещё неформальные лидеры, имеющие огромное влияние на крупного, так что с ними тоже живут дружно...
Плохо это или хорошо - судить сложно, так работают не только в России... Если говорить об акционерных обществах, то многие ОАО и ЗАО отходят от этой практики, вводя независимых директоров. Лично я независимый директор и могу сказать что не зря свой хлеб ем и тусуюсь на советах директоров. Есть комиссионная система с привлечением внешних экспертов и комиссии по стратегии, персоналу, контролю как правило эффективно готовят качественные документы для компаний. В целом можно создать комиссию на любое проблемное направление и закрыть его в разумные сроки.
Если говорить о молчании на ваших выступлениях, то в России говорят - ''молчание золото''. Лично я не буду вступать в открытую полемику если не готов, лучше промолчу. Письменно проще - можно подготовиться и подумать.
Соглашусь с тем, что мысли доктор Адизес высказывает правильные, и, как ''любой публичный лектор'' - довольно общие. По опыту консалтинговой деятельности изменения тех вещей, о которых он говорит, в одной отдельно взятой компании занимают примерно год. И это - при желании руководителя изменяться самому и готовности жить в измененном мире, где сотрудник имеет право на свое мнение.
Можно ли рассказать о том, как это делается, в течение одной лекции - едва ли. Разве что очертить направление - и он это делает с успехом.
Более того, пожалуй, мнение таких людей, как он, и формирует потребность у руководителей в изменениях. Потому что не все умеют смотреть на себя со стороны. Но если есть ориентир - многие начинают задумываться. Что уже здорово.
Простите, я не верю, что Ицхак Адизес «…проводил лекции более чем в 50 странах мира…», т.к. не глухой (хотя бы) доктор должен был бы заметить, что «…если в комнате присутствует высшее руководство, в аудитории воцаряется молчание – все ждут, пока большой начальник не скажет свое слово» имеет место быть В ЛЮБОЙ ГЕОГРАФИИ, - наблюдал сам и наслышан от гораздо более наконтактировавшихся по всему шарику людей. Цитата «…Хотя мои наблюдения могут показаться вам критикой российского менеджмента, они таковыми не являются. Российские менеджеры – скорее жертвы, чем злодеи»», вместе со «взглядами Профессора» на российский менеджмент и на организацию его образования, - не более, чем самопиар для своей вовлеченности в это самое «образование». Еще перл: «Доктор Адизес считает, что россияне полностью порабощены авторитетом корпоративной власти, и никто не может взять на себя смелость бросить ей вызов», - во-первых, всегда ли надо «вызывать»? (это что – самоцель по Адизесу?). Во-вторых, власть – всего лишь инструментально-структурное проявление корпоративности, - Адизес в пылу «откровений» забыл чему учит сам и учат другие гуру? (корпоративное – превыше…) В третьих, совершенно свежий (кризисного периода!) опыт нашего Агентства в контактах с зарубежными компаниями (не перечисляю – их много) показывает, что это отнюдь не «российский» симптом. Аналогичная инверсия: «По мнению Адизеса, российские компании чрезвычайно централизованы. При возникновении проблемы подчиненные рапортуют о положении дел руководящему составу. Никто не готов взять на себя ответственность, никто даже не пытается» - почти точное положение в известном немецком полиграфическом концерне, с которым нам пришлось иметь дело. В другом случае (тоже с полиграфистами), периферийные структуры отказывались даже от «рапортов наверх»! (формула: «не наш формат») По поводу «элитаризма» и «коррупции» г-н Адизес явно витает… (достаточно полистать в архиве e-xecutive недалекие события 2008-2010 гг. из более близкой к Адизесу географии). «Подводя итоги своей речи, доктор Адизес сравнил бизнес-среду нашей страны с пустыней» - пусть радуется, потому что, если… Короче, очередной залетный и наверняка полинявший гуру со свежее чищенными бусами-зеркальцами для туземцев…
То, что Лидер тянет СВОИХ - это норма всегда и везде. Проблема не в этом. Проблема в том, что эти СВОИ, начинают думать, что они СПЕЦИАЛИСТЫ, и начинают учить и вмешиваться в работу СПЕЦИАЛИСТОВ. Когда в фирме сидит жена директора - это хорошо, так как позволяет ему знать ситуацию изнутри, получая жизненно важную неформальную информацию. Но вот когда его жена начинает УПРАВЛЯТЬ напрямую - система разлаживается. Обычно дилетанты предлагают простые логические решений, в которых отсутствует элемент КАК. Их советы напоминают список ''Благих пожеланий'', который со стороны владельца влет выглядит так:
ПОКУПАТЕЛИ много и постоянно платят.
ПОСРЕДНИКОВ нет.
ПЕРСОНАЛ много работает за маленькую зарплату.
ПОДРЯДЧИКИ качественно, быстро и дешево исполняют свои услуги.
ПРЕЗИДЕНТ много работает в счет будущих дивидендов.
ПРЕССА пишет бесплатно только хорошие статьи.
ПРАВИТЕЛЬСТВО не берет налоги, а дает субсидии.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ падают ниц и не создают конкуренции.
ПРОФСОЮЗА нет.
.... ну и так далее.
Дилетанты не понимают, что это зачастую противоречивые требования, и их немоно исполнить в теории. Но русские - они же все гении впереди планеты всей, а все остальные - тупые америкосы, косоглазые япошки и собаки - айну. И пока русские не захотят переучитаться, не будут готовы отказаться от своих старых принципов - ничего у них не получится, какую ты им богатую землю, моря и океаны не дай. Пока УЧЕБА будет восприниматься только как приобретение новых знаний, а не разрушение старых ошибок - никуда Ваша фирма не сдвинется. Это ИМБО, которое я говорю на своих лекциях.