МИРБИС: «Наш фокус – на стратегии и предпринимательстве»

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? Executive.ru продолжает серию интервью с руководителями российских бизнес-школ, начатую осенью 2017 года. На вопросы редакции отвечает представитель Московской международной высшей школы менеджмента МИРБИС Елена Переверзева.

Executive.ru: Чем МИРБИС отличается от других бизнес-школ?

Е.П.: МИРБИС – школа, которая делает основной акцент на стратегии и предпринимательстве.

На программах МВА мы стремимся помочь слушателям научиться использовать тот большой массив знаний, который они получают на программе, учим думать шире традиционных взглядов, помогаем освоить новые лидерские роли через проектную деятельность в гибких командах, решение живых кейсов и проектных задач. Используя подходы обучения предпринимательству, развивая дизайн мышление, креативность мы помогаем менеджерам среднего и высшего звена стать немного предпринимателями, а значит быть более устойчивыми к неопределенности и вызовам внешней среды.

Создание предпринимательского проекта включено в программу МВА, проходит через все основные управленческие дисциплины и завершается защитой. В активе бизнес-школы уже более 150 разработанных проектов, около 30% из которых превращаются в реальный бизнес.

В 2018 году нам исполняется тридцать лет. Эксперты британской Ассоциации МВА (АМВА), аккредитующие программы МВА и ЕМВА по всему миру, отметили МИРБИС как «школу бизнеса с человеческими лицом». Именно в этом наше ключевое отличие! Для всех слушателей, выпускников, преподавателей и сотрудников МИРБИС – не просто альма-матер, это дом, где можно встречаться с коллегами, партнерами, друзьями. Тридцать лет – не просто дата, это целая эпоха, в которой мы росли и развивались, строили новую модель бизнес-образования.

Executive.ru: Каковы результаты этой многолетней работы?

Нашу школу бизнеса закончил каждый четвертый топ-менеджер Москвы. 80% новых абитуриентов поступают к нам в магистратуру, на МВА и Executive MBA именно по рекомендациям. По оценке самих выпускников наших программы, их затраты на обучение в МИРБИС окупаются примерно за 1-1,5 года. Около 45% слушателей МВА в итоге меняют свою карьерную траекторию, причем половина – уже в ходе первого года занятий.

Executive.ru: Каковы мотивы абитуриентов, выбирающих вашу школу для получения MBA? Если ли отличия от картины, которая была в прошлые годы?

Е.П.: Мы видим эти изменения, проводя встречи с потенциальными слушателями МВА и анализируя вступительное мотивационное эссе и анкеты. В 2012-2013 годах основной запрос предъявлялся на систематизацию знаний и формирование целостной программы действий по развитию бизнеса. С 2014 года в анкетах чаще стали выбираться пункты «Получение новых знакомств» и «Создание / развитие бизнеса». Менеджеры стали активно искать ответы на вопрос, что делать, когда на рынках всё быстро меняется – особенно в IT-технологиях и маркетинге. Мы откликнулись на эту тенденцию и добавили в программу MBA компонент «Предпринимательское обучение». Сейчас явный тренд – запрос на управление в условиях неопределенности, меняющихся рынков, продуктов, моделей.

Executive.ru: Как быстро вы обычно меняете программу?

Е.П.: Мы не просто занимаемся мониторингом тех запросов, которые актуальны и в тренде сегодня. Мы стараемся быть на шаг впереди рынка, чтобы к тому моменту, когда возникнет новый запрос, у нас был уже готовый курс или программа.

Программа актуализируется, как правило, перед весенним или осенним набором. Мы тщательно анализируем корпоративные запросы, встречаемся с выпусниками, собираем отзывы слушателей МВА о занятиях в аудитории, о дополнительных темах, которые их интересуют. Это относится как к программе МВА, так и к программе для руководителей Executive MBA.

Самая актуализируемая часть или опция, это семинары и мастер-классы, идущие интегративами в дополнение к программе МВА. Например, в конце 2017 года мы запустили однодневные тренинги по Agile, нейролидерству, разработке финансовой стратегии для жизни. Очень популярными остаются темы управления личным брендом и персональным имиджем, которые год от года освещают различные спикеры.

Executive.ru: Какова конфигурация программ, адресованных руководителям?

Е.П.: Это более 25 различных дисциплин, связанных со стратегией, управлением финансами, маркетингом, персоналом, операционным управлением. И все они претерпевают изменения в ходе актуализации. Это важно, так как в первый год обучения на МВА слушатели систематизируют управленческие знания, или, как мы часто говорим, укрепляют управленческий фундамент, чтобы прочно стоять на ногах, изучая дисциплины, которые входят в блок специализации.

Специализация – это последняя треть программы. Слушатели выбирают себе или функциональное направление (финансовый и стратегический менеджмент, маркетинг, управление персоналом), или отраслевое (управление цепями поставок, медицинским бизнесом, в строительстве, отрасли телекоммуникаций).

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает ваша школа?

Е.П.: Наша основная программа — стратегический менеджмент. Мы фокусируемся на том, чтобы дать качественное базовое образование в области управления и дополнить его современными российскими кейсами. Большая часть наших преподавателей работают в бизнесе как консультанты. Это позволяет им постоянно обновлять свои учебные материалы, идти в ногу со временем.

Если рассматривать цели, с которыми к нам приходят слушатели, то они, как правило, связаны с развитием карьеры, выходом на управленческие позиции (программа МВА) или новой стратегией развития компании (Executive MBA).

Executive.ru: Какие образовательные форматы вы используете?

Е.П.: Реже всего — традиционные лекции. Преподаватель на них дает только основные знания, концептуальные понятия. Теоретический материал слушатели обычно получают самостоятельно из рабочих тетрадей, книг, рекомендованных для чтения, публикаций в виртуальном классе школы. Большая часть занятий проходит в различных интерактивных формах – дискуссиях с преподавателями, работе в группах, работой над проектами, рассмотрением конкретных примеров их практики слушателей.

На протяжении последних десяти лет мы работаем в виртуальной среде. Часть дисциплин преподается в очном формате, когда слушатели встречаются в аудиториях, например, по выходным. А в остальные дни идет работа в виртуальных классах, предполагающая индивидуальное выполнение заданий и совместные исследования, которые затем оценивает преподаватель.

Для слушателей из регионов России и стран СНГ нашими специалистами разработан двухнедельный формат: раз в полгода мы набираем группу, участники которой прилетают в Москву и две недели учатся здесь в режиме full-time. Этот формат похож на формат обучения в западных школах: занятия весь день, работа над заданиями вечером и в выходной. Слушатели собираются группами или все вместе в МИРБИС, у кого-то дома или в кафе, где готовят домашние задания к зачетам или экзамену по каждой дисциплине.

Executive.ru: Какие темы слушатели выбирают для дипломных работ, и как часто они их реализуют на практике?

Е. П.: У нас есть две финальные точки обучения. В конце первого года защищается групповой проект, посвященный запуску новых направлений в действующем бизнесе. Это отражение того запроса на предпринимательские навыки и знания, о котором я говорила выше. В конце второго года обучения, пройдя ряд специализированных курсов, слушатели сдают индивидуальную дипломную работу.

Большая часть дипломов, конечно, посвящена стратегическому менеджменту. Для представителей производственных компаний по-прежнему актуальна тема бережливого производства. В тренде темы, касающиеся развития стратегии компании в условиях неопределенности, ограниченности ресурсов. И постепенно увеличивается количество проектов, нацеленных на запуск нового бизнеса или продукта. Если раньше из пятидесяти выпускников такие дипломы защищали примерно два человека, то теперь уже пять-восемь.

Дипломные работы внедряется в практику уже во время написания или сразу после защиты. Слушатели либо приходят к нам с конкретной проблемой своего бизнеса, либо формулируют ее в процессе обучения. А мы даем инструменты и варианты решения задачи.

Executive.ru: Какую работу ведет МИРБИС с выпускниками?

 

Е. П.: Во-первых, хочу особенно отметить, что многие наши преподаватели и руководители специализаций MBA и Executive MBA – выпускники МИРБИС. Это Евгений Бойченко, Дмитрий Пискунов, Вячеслав Белобжецкий, Анна Козлова, Инна Можайская, Марина Прокина, Мария Гусева, Сергей Черников.

Во-вторых, в МИРБИС создана ассоциация выпускников. Она насчитывает более 8000 слушателей. И они систематически организовывают конференции, семинары, встречи, различные кейс-клубы, где дискуссируют, делятся различными бизнес-идеями.

Executive.ru: Какие возможности есть для повторного обучения в формате Post MBA?

Е.П.: В первую очередь могу назвать такую опцию как «Два года бесплатно». Выпускники МИРБИС два года после получения MBA могут бесплатно посещать практически любые дисциплины из общего блока МВА, который охватывает первый год обучения, и по два курса из двух специализаций на выбор. Если, скажем, слушатель закончил «МВА – Маркетинг-Менеджмент», то он может еще раз прослушать общий менеджмент или «Управление потребительской ценностью», а затем посетить пару дисциплин по управлению в медицине или логистике.

Executive.ru: Насколько активны контакты с зарубежными бизнес-школами и университетами?

Е. П.: Иностранных партнеров у нас много. Вот, к примеру, финский университет Haaga-Helia. Осенью 2017 года мы подписали с ним соглашение по программе двойного диплома Executive MBA.

У наших слушателей есть разнообразные возможности для стажировок в других странах. Сейчас, скажем, наши специалисты работают над программой по Agile в Южной Корее.

Кроме того, в рамках программы Executive MBA «Стратегическое и корпоративное управление» в МИРБИС работает интересный проект консорциума Global Executive MBA, посвященный практике международного бизнеса. Международный модуль в рамках этого международного консорциума проводится на английском языке во второй половине сентября (или октября) в следующих школах бизнеса:

  • Bologna Business School, Болонья, Италия.
  • Chapman Graduate School of Business, Майами, США.
  • COPPEAD Graduate School of Business, Рио-де-Жанейро, Бразилия.
  • Московская Международная Высшая Школа Бизнеса «МИРБИС» (Институт), Москва, Россия.
  • School of Business Chongqing University, Чунцин, Китай.
  • University of Stellenbosch Business School, Стелленбош, ЮАР.
  • School of Management Sabanci University, Стамбул, Турция.
  • Cranfield School of Management, Крэнфилд, Великобритания.
  • Lucas Graduate School of Business, Сан-Хосе, США.
  • Indian Institute of Management, Ахмедабад, Индия.

В отличие от широко предлагаемых на образовательном рынке стажировок, обучение в период модуля ведется в интернациональных по составу группах по единой программе, что позволяет расширить обмен опытом, знаниями и личными связями. Участие в международном модуле - возможность окунуться в культуру, традиции и практику международного бизнеса. А по окончании обучения в рамках международного модуля Global EMBA слушателям выдается именной сертификат международного консорциума.

Слушатели МВА и магистратуры могут также воспользоваться предложением, предполагающим дополнительные стажировки языковой или бизнес-направленности.


Бизнес-школа в цифрах

Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) основана в 1988 году на основе межправительственного соглашения с Италией. По итогам 2017 года занимает второе место в народном рейтинге бизнес-школ, составленном Российской лигой МВА и РБК, и третье место в российской части рейтинга международного агентства Eduniversal. 34,5 тыс. выпускников, в том числе – 8560 выпускников программ МВА и Executive MBA, более 750 выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Более 200 преподавателей, 35 университетов-партнеров. Более 100 программ обучения – от краткосрочных курсов до программ высшего и дополнительного образования. В том числе 13 функциональных и отраслевых направлений специализаций МВА, 12 языковых курсов.


В рамках исследовательского проекта, начатого осенью 2017 года, редакция Executive.ru проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Елена, ну как-то Вы про наше направление МВА-маркетинг ничего не сказали. А оно у нас в МИРБИСе самое сильное по Москве.И таких методик анализа и оптимизации ассортимента или марочных портфелей, которые разрабатывают наши выпускники на выпускных аттестационных работах, даже в крупных компаниях не встретишь. И это - методики для постоянного применения, а не просто решение отдельного кейса!

HR-директор, Москва

Комплектовал группы московскими топами (рекомендовал) лет 6-7 до 2013 года. Применяю методики преподавания стандарта МВА в МИРБИС уже лет 14 для кадровых резервистов ГК.Хороша, но пришлось доработать 3 блока. Вел, когда-то, курс стратегического менеджмента в МИРБИС. Добавил к нему несколько десятков реальных стратегий ( а в коллекции более сотни), в участии которых принимал участие за 20 лет. Транслирую в первую линейку холдингов, но достается и малому + среднему бизнесу.Может быть МИРБИСу будет интересна новая практика планирования с учетом эры цифровой технологии в режиме бизнес-симуляций? (ЕМВА Крахотин А.В.)

Консультант, Москва

Марина Владимировна, спасибо за комментарий! В формате небольшого интервью очень сложно сказать все и рассказать о всех 13-ти наших специализациях и возможностях МИРБИСа. Нужно большое писать об интересных методиках, комплексных решениях по развитию бизнеса, о внедренных стратегиях и многом другом!!!

Консультант, Москва

Александр, спасибо большое за комментарий, рекомендации и лояльность. Будем рады встрече ! Нам безусловно интересны новые практики, в том числе и для среднего и малого бизнеса. В наше бурное время небольшие но быстрые компании часто становятся лидерами.

HR-директор, Москва

Спасибо, Елена! Практики, применяемые нами на ПАО НЛМК, ПИК, ИНТЕКО, МИЭЛЬ, ИНКОМ, КОРСТОН и МСБ имеют большие различия, но полезны именно в сравнении.

Руководитель проекта

Пять международных ассоциаций, аккредитация которых дает возможность преподавать программы МБА:

The Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB;

The European Foundation for Management Development, EFMD;

Программа «Бизнес и общество» Aspen Institute;

Academy of Business in Society, ABIS;

The Globally Responsible Leadership Initiative, GRL

Вопрос к автору статьи - какую аккредитацию этих организаций имеет МИРБИС?

Действительно интересно )))

Или не более, как сказано в статье: "Эксперты британской Ассоциации МВА (АМВА), аккредитующие программы МВА и ЕМВА по всему миру, отметили МИРБИС как «школу бизнеса с человеческими лицом»" ?)))

Только что задала такой же вопрос Вашим коллегам из РАНХиГС - и нет ответа )))

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Людмила Апраксина пишет:
Вопрос к автору статьи - какую аккредитацию этих организаций имеет МИРБИС?Действительно интересно )))

А зачем ему аккредитация непонятных для меня абракадабр? Сегодня, по моему мнению, им пора аккредитовыватся в МИРБИСе -у нас образование на порядок лучше.

Креативный директор, Москва
Людмила Апраксина пишет:
Только что задала такой же вопрос Вашим коллегам из РАНХиГС - и нет ответа )))

Я Вам уже ответил по поводу РАНХИГС в другой ветке.

По поводу МИРБИС ответ будет аналогичным. Находите в Гугл сайт МИРБИС. Находите на сайте раздел http://mirbis.ru/about/ На этой странице - исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.

Руководитель проекта
Андрей Семеркин пишет:
Людмила Апраксина пишет:Только что задала такой же вопрос Вашим коллегам из РАНХиГС - и нет ответа )))Я Вам уже ответил по поводу РАНХИГС в другой ветке.По поводу МИРБИС ответ будет аналогичным. Находите в Гугл сайт МИРБИС. Находите на сайте раздел http://mirbis.ru/about/ На этой странице - исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.

Знаете, мы не подростки чтобы в гугл посылать )))

Правильный ответ и именно от автора статьи - определенная программа МИРБИС имеет определенную международную аккредитацию с определенного времени ))) с полным совпадением названия )))

Если есть аккредитация - преподавание легитимно, и те кто учится действительно платят за то что им обещано и получают степень МБА в соответствии с международными требованиями к качеству образовательной программы )))

Или пометка "на правах рекламы". И бла бла бла в статье )

Партнер, Москва

За статью и всем участникам дискуссии поставил «+1». Кто активнее участвовал, у того получилось больше плюсиков. Вы все работаете на благое дело, и не теряю надежду, что благодаря дискуссиям, происходит улучшение качества развития управленцев на программах DBA и МВА.

Но я не увидел, чтобы серьезно обсуждалась проблема коренного изменения программ МВА. В 2012 году вышла статья Андрея Теслинова «К новому поколению МВА», которая в свободном доступе есть на его личном сайте (http://www.teslinov.ru/wp-content/uploads/2013/01/mba-pokolenie.pdf) и в которой прямо говорится Мастер делового администрирования (МВА) – бюрократ от бизнеса… умер. Да здравствует, Мастер Развития бизнеса (Master of Business Development)».

Во-вторых, много говориться о развитии Hard Skilss и о возрастающей значимости Soft Skills и, практически ничего не говорится о концептуальных компетенциях Concept Skills. В 1986 году Робер Л. Кац предложил модель, где компетенций руководителя можно структурировать на три главных блока(на моей личной страничке разместил рисунок с визуализацией модели Р. Каца (https://www.e-xecutive.ru/users/382272-urii-rodionov) :

  • Профессиональные компетенции (Hard Skilss)
  • Социально-коммуникативные (Soft Skills)
  • Концептуальные (Concept Skills)

Концептуальные навыки – Р. Л. Кац, определил, только, как способность видеть важные составляющие в любой ситуации, - это системное мышление – способность в сложном увидеть простое. Сегодня этого уже недостаточно. В 1998 году было издано знаменитое исследование стратегических школ Г. Минцберга и Ко «Стратегическое сафари» . «В масштабном исследовании Г. Минцберга, Б. Альстрэнда и Дж. Лэмрела «Школы» стратегий» сформулирован очень важный вывод, на который не было акцентировано внимание авторами исследования. Из их картограммы пространства формирования стратегий понятно, что при формировании стратегий надо опираться на эволюционные и институциональные законы». (Цитата из моей статьи опубликованной в рубрике «Журнал» https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1989509-evolutsionnye-i-institutsionalnye-zakony-dlya-strategicheskogo-mysletvorchestva).

«Деятельность», как диалектическое целое – это две полярности «стратегическая деятельность» и «операционная деятельность». Майкл Портер, в конце 80-х ХХ века сказал, очень четко: «Операционная эффективность – это не стратегия. Но, нет стратегий без операционной эффективности, как и нет операционной эффективности без стратегий»

Сегодня, а вернее, еще позавчера (с 60-х годов ХХ века) организации трансформируются в плоские структуры - проектные, матричные и интегральные сети или технологии Agile. Все больше руководителей среднего, операционного и проектного звена участвуют в стратегических процессах, но для этого нужны другие мозги, нужен новый уровень мышления – концептуальное мышление.

В своей статье «Эволюционные и институциональные законы для стратегического менеджмента», мной предложен ряд теорий, которые составляют основу для выращивания концептуальных компетенций:

  • Эволюция человека Пьер Тейяр де Шардена («Феномен человека»)
  • Законы диалектики
  • Теория «клеточки» и отношений К. Маркса.
  • Законы иерархичности мира, принципы холонов и холархий Артура Кестлера,
  • Законы структурной изменчивости из Китайской «Книги перемен».

В таблице 1 (https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1989509-evolutsionnye-i-institutsionalnye-zakony-dlya-strategicheskogo-mysletvorchestva) мной, структурированы определенные теории и авторы прошлых и новых знаний и теорий, без которых тяжело выстроить интегральное знание и подняться на уровень концептуального мышления, - и не возможен качественный стратегический процесс.

Во-вторых, возникает вопрос, если стратегические процессы охватывают все большее количество управленцев, то Concept Skills, становятся обязательными профессиональными компетенциями Hard Skilss. В трансформации Soft Skills -> Hard Skilss, я надеюсь, уже никого убеждать не надо, и это же происходит с концептуальными компетенциями. Не правда ли???

В-третьих, Concept Skills – это… осознавать Бытие – духовное развитие (стремление к Абсолюту), и без этого, ни какими тренингами Soft Skills не развить. Разве я не прав???

На DBA программах становится обязательной дисциплиной «Философия бизнеса» или «Философия развития бизнеса», но еще позавчера, это знание должно было опускаться на уровень МВА, ведь по стандартам МВА, окончательный зачет проводится после защиты бизнес-плана с формулировкой стратегий. Так это бизнес-планы или….???

Был бы очень благодарен тем, кто готов начать обсуждать структуру знаний, дидактику и образовательные технологии программы Мастер Развития бизнеса (Master of Business Development), на форуме моей статьи «Эволюционные и инволюционные законы для стратегического менеджмента». В статье есть достаточно смыслов для структурированной и конструктивной дискуссии, особенно . Во-вторых, мы можем обсуждать и материалы статьи А. Теслинова (http://www.teslinov.ru/wp-content/uploads/2013/01/mba-pokolenie.pdf) [1]. Понимаю, что программ MDB, нет в мире, и придется работать под старым названием МВА, но ведь задиристая задача быть первыми в мире.

«Компаниям пора вырваться из плоского пространства матриц и войти в объемное пространство эволюционных и институциональных законов. Но, это не возможно без изменения мышления собственников, менеджмента и программ ВУЗов, бизнес-школ, и корпоративных систем развития персонала. Мастер делового администрирования (МВА) – бюрократ от бизнеса… умер. Да здравствует, Мастер Развития бизнеса (Master of Business Development)».

[1]- на личном сайте А. Теслинова в рубрике «Публикации»/»Статьи» несколько статей о качественном развитии взрослых. Во-вторых, в рубрике «Публикации»/ «Книги» есть книга Теслинов А.Г., Протасова И. А. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития./ - М.: ФЛИНТА:иНаука, 2016. – 112 с. – (Развивающее образование для взрослых). Очень рекомендую не только профессионалам от образования взрослых, но и как набор знаний для управленцев – лидеров-наставников. Книга есть и на ozon.ru

Честь имею, Юрий Родионов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи