10 критических ошибок при создании бизнес-плана

Военные перед битвой разрабатывают план сражения, строители начинают с чертежей и смет, а предприниматели, чтобы значительно повысить шансы на успех своего дела, составляют бизнес-план – документ, который обозначает стратегические цели компании, определяет маршрут (или маршруты) из точки А в точку Б, описывает ресурсы, которые понадобятся в пути.

Не все предприниматели считают необходимым тратить время или деньги на создание бизнес-плана. Отчасти такое положение вещей обусловлено низкой финансовой грамотностью, банальной ленью и изменчивостью бизнес-среды. И если последний аргумент целесообразно принять во внимание, то первые два не стоит учитывать вовсе, бизнес-план нужен в любом случае.

Одни разрабатывают его для получения банковских или иных кредитов, другие хотят привлечь инвесторов или партнеров, третьи надеются на правительственные гранты или государственные субсидии. Важно понимать, бизнес-план нужен в первую очередь самому предпринимателю. Это своего рода путеводная звезда, которая поможет не заблудиться начинающему коммерсанту на просторах бизнес-океана и достичь желаемого результата.

Распространенные ошибки при разработке бизнес-плана

Главная оплошность на старте бизнеса – вообще отказаться от написания совокупного плана проведения ключевых коммерческих операций. Если же решение разработать документ принято, важно избежать типичных ошибок. Рассмотрим расхожие.

1. Недостоверные данные

Люди, не обладающие должным опытом, не имеющие соответствующих знаний и навыков, не желающие привлекать профильных специалистов, склонны искажать действительность, глядя на нее сквозь призму своего восприятия. Неточные цифры, взятые из Сети или указанные на глаз, непроверенные факты, полученные от «доброжелателей», чаще вредят, нежели помогают. Это и количество конкурентов в сегменте, и стоимость сырья/расходников/товаров, и средняя планка ЗП в отрасли. Любая ошибка в расчетах на этапе планирования будет дорого стоить в процессе реализации проекта, или даже станет фатальной для всего предприятия.

2. Отсутствие внятных целей

Нельзя поразить мишень, не видя ее перед собой или, по крайней мере, не понимая, как она выглядит и где находится. Заработать много денег – плохая цель, а достичь самоокупаемости через 8 месяцев – хорошая, если расчетные сроки аргументированно обоснованы. Цели должны быть конкретными, с заранее определенным дедлайном, иначе это просто бизнес-фантазии и мечты. Уже на этапе создания проекта бизнесмен должен понимать, где он будет через год, два и пять лет. Чем крупнее предприятие или чем более зрелый предприниматель, тем дальше горизонт планирования.

3. Пренебрежение анализом и маркетингом

Простейшее маркетинговое исследование перед стартом может дать решающее конкурентное преимущество. Анализ ниши, продукта, геолокации, актуальных трендов, сезонности – важные маяки, которые помогут не наломать дров, начать свое дело в правильном месте, в подходящее время и в наиболее благоприятной форме. Реклама – еще один важнейший столп. Будете ли вы использовать модные нейросети или сделаете ставку на проверенный «сарафан», не столь важно. Гораздо важнее понимать, как люди будут узнавать про вас, и сколько это будет стоить.

4. Отсутствие УТП

Планируя открыть 100500-ю фирму по продаже металлопластиковых конструкций или по установке кондиционеров, достаточно сложно создать уникальное торговое предложение. Но можно обозначить свою индивидуальность иначе: сделать ставку на минимальные цены при должном уровне качества (не путать с демпингом) или наоборот сильно завысить прайс, включив в него ряд сопутствующих услуг. Важно понимать, чем вы будете отличаться от конкурентов, почему будущие клиенты должны выбрать именно вас, и прописать это на бумаге.

5. Игнорирование конкурентов

Еще Макиавелли рассуждал о необходимости держать врагов накоротке. Конечно, некорректно сравнивать конкурентов с врагами, но знать их планы, понимать методы работы, возможности и цели – архиважно для любого дальновидного предпринимателя. К тому же, анализ деятельности конкурентов поможет выгодно отстроиться от них и предложить клиентам не сотую услугу в районе или тысячный товар того же производителя, а что-то действительно полезное.

6. Завышенные ожидания

Не стоит думать, что сразу после открытия бизнеса деньги потекут рекой. Разумнее отталкиваться от негативных вариантов развития событий и подготовиться к тому, что будет не так радужно, как это рисует подстегиваемое энтузиазмом воображение. На начальном этапе, скорее всего, клиентов будет меньше, чем хочется, желаемый прайс придется уменьшить, точка безубыточности, вероятно, будет преодолена позднее, чем, рассчитывалось, а найти подходящих сотрудников будет ой как нелегко. При этом никакого пессимизма и упаднических настроений! Как у Линкольна: надейся на лучшее, но будь готов к разному.

7. Несистемный подход

В реальности не всегда будет так гладко, как на бумаге, тем не менее, в плане должна быть прописана четко сформулированная бизнес-модель – это схематическое описание взаимосвязанных коммерческих механик. Нужно понимать, что все структуры внутри компании – части единого целого, от качества взаимодействия которых напрямую зависит конечный результат. Хорошо бы заранее проработать распределение обязанностей и ответственности внутри команды, основы для будущих регламентов и корпоративной этики.

8. Неправильно рассчитанное время

Особенно важно в контексте финансовых расчетов. Если вы ожидали выйти в плюс через полгода, а на деле получилось через год, то при отсутствии возможности привлечь дополнительное финансирование это может привести к бюджетному коллапсу. Если понадеялись собрать и адаптировать штат за месяц, а в результате не нашли и половины нужных специалистов, то можно облажаться уже на старте. В подобных вопросах целесообразно отталкиваться от негативных сценариев и рассчитывать временные рамки с запасом.

9. Отсутствие гибкости

Во времена экономической и политической нестабильности бизнес-реалии стремительно меняются. Цены у поставщиков, на которые вы рассчитывали при составлении бизнес-плана, как и арендная ставка подходящего помещения, к моменту запуска могут вырасти. Рубль по отношению к мировым валютам – внезапно подешеветь, а учетная ставка Центробанка, к которой привязаны кредитные деньги, – наоборот подрасти. Следует понимать, что план – не константа, а скорее ориентир. При его составлении нужно закладывать люфты и допускать возможность оперативных корректировок, тогда он не будет балластом, а станет мощным подспорьем.

10. Недостаточный размер подушки безопасности или ее полное отсутствие

Следует понимать, что бизнес практически никогда не становится рентабельным в одночасье. Это значит, что первые месяцы придется работать с минимальной прибылью или вовсе без таковой. При этом арендные и кредитные платежи, заработная плата сотрудников, платежки поставщикам, коммуналка и другие текущие расходы никуда не денутся. До момента достижения точки безубыточности их придется покрывать из специально созданного для этого фонда. Целесообразно сделать финансовый запас в размере не менее 50% от расчетного объема, лучше больше.

Выводы

Один из корифеев тайм-менеджмента Брайан Трейси убежден, что 20% времени, потраченных на целеполагание, позволят сэкономить до 80% времени, необходимого для достижения поставленных целей. В бизнесе то же самое – благодаря качественному бизнес-плану можно сэкономить годы времени и N-лионы денег. Чем тщательнее и подробнее планирование, тем быстрее и легче достижение целей.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Могу добавить, что когда ты начинаешь новый бизнес, новое направление, (помимо как говорит классика, надо посчитать вложения, период окупаемости, периодичность реализации, поступления денег,  допустимые лимиты задолженностей и т д.)  - можно чуть упростить: посчитай, сколько на это надо потратить. Потом всегда умножь эту цифру на 2, потому что ты посчитаешь только то, что ты видишь, а как правило, очевидные расходы - это всегда только половина. Потом напиши получившуюся сумму перед собой и реши, готов ли ты её потерять. Без надежды на возврат. И начинай новый бизнес только тогда, когда ты мысленно согласился с тем, что:  

1. Ты эти деньги готов потерять.

2. С этой потерей ты (и твоя семья, твой нынешний бизнес - если это новое направление) всё равно выживешь.

Генеральный директор, Москва
Леон Фед пишет:

Могу добавить, что когда ты начинаешь новый бизнес, новое направление, (помимо как говорит классика, надо посчитать вложения, период окупаемости, периодичность реализации, поступления денег,  допустимые лимиты задолженностей и т д.)  - можно чуть упростить: посчитай, сколько на это надо потратить. Потом всегда умножь эту цифру на 2, потому что ты посчитаешь только то, что ты видишь, а как правило, очевидные расходы - это всегда только половина. Потом напиши получившуюся сумму перед собой и реши, готов ли ты её потерять. Без надежды на возврат. И начинай новый бизнес только тогда, когда ты мысленно согласился с тем, что:  

1. Ты эти деньги готов потерять.

2. С этой потерей ты (и твоя семья, твой нынешний бизнес - если это новое направление) всё равно выживешь.

Готовность потерять деньги - главное для бизнесмена.

О прочем:

Старая мудрость: при любой сторонней оценке умножьте данном Вам число на 2 и перейдите к следующей единице измерения. Будет намного точнее и ближе к реальности.  Вас похвалят, и Вы потом сами себя похвалите.

Например, при оценке исполнителем продолжительности работы в 4 часа есть шанс, что, скажем, 2 дня по 8 часов, возможно, будет достаточно для получения хотя бы основных результатов.

Мой опыт: умножьте на 3. Мало ли что бывает.

Генеральный директор, Москва

В реальности не всегда будет так гладко, как на бумаге, тем не менее, в плане должна быть прописана четко сформулированная бизнес-модель – это схематическое описание взаимосвязанных коммерческих механик. Нужно понимать, что все структуры внутри компании – части единого целого, от качества взаимодействия которых напрямую зависит конечный результат.

Как, по мнению автора, выбирается конкретная модель? Из каких вариантов? 

И что такое "коммерческие механики"?

Консультант, Новосибирск

Статья начинается словами "Распространенные заблуждения начинающих предпринимателей, которые пытаются составить главный стратегический документ перед запуском бизнеса".
На мой взгляд, начало содержит важную ошибку.
Бизнес-план, составленный именно начинающим предпринимателем до запуска бизнеса, - это не стратегический, а тактический документ.
Уже очень быстро он потеряет свою актуальность, это произойдет, как только начинающий предприниматель столкнется с реальностью.
Тем не менее составлять такой документ нужно, и в статье есть важные рекомендации для этого.
Только вот "молиться" на него не надо, нужно быть готовым его поменять в любой момент.
Можно, конечно, сначала составить план, а потом просто молиться и ждать, что он сработает.
Другой фактор, который часто не учитывается при создании бизнеса, - это мнение о нем и его создателе со стороны "Высших Сил".
Именно поэтому огромное количество бизнесов быстро закрывается.
Но зато его участники получают полезный опыт и могут использовать его в своей дальнейшей жизни.
Некоторые люди даже начинают сотрудничать с Высшими Силами и еще больше расширять свой жизненный бизнес-опыт.

Инженер, Томск

Не написано как эти ошибки исправлять, между тем есть технология...

Инженер, Томск
Николай Сычев пишет:
Другой фактор, который часто не учитывается при создании бизнеса, - это мнение о нем и его создателе со стороны "Высших Сил".

Ну точно6 высшим силам заняться больше нечем, как следить за открытием пивного ларька в Усть-Зажопинске

Генеральный директор, Москва

Автор привел 10 критических и одновременно, типичных ошибок при составлении бизнес-плана и предложил, как их не допустить. Это хорошо. Даже когда на практике встретятся и другие ошибки, то упомянутых руководитель наверное, не совершит, почитав сначала публикацию. 

А как насчет всего перечня возможных ошибок? Может быть, за первой - вообще не составлять бизнес - плана, идет вторая - не читать давно написанные и апробированные правила, как формировать бизнес - план, например, PMBOK? Почему автор не сослался на этот документ, там гораздо больше можно обнаружить возможностей совершить критические ошибки и избежать их?

И кстати, почему автор сходу отверг Наполеона, гения военного менеджмента, с его "Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет". Наполеон сам делом показывал, как приводить в жизнь ненаписанные бизнес-планы, например на Аркольском мосту. А ведь он тоже в это время был начинающим предпринимателем...

Генеральный директор, Москва
Александр Кудряшов пишет:
А как насчет всего перечня возможных ошибок? Может быть, за первой - вообще не составлять бизнес - плана, идет вторая - не читать давно написанные и апробированные правила, как формировать бизнес - план, например, PMBOK? Почему автор не сослался на этот документ, там гораздо больше можно обнаружить возможностей совершить критические ошибки и избежать их?

Интересная идея! Так можно взять любой стандарт в любой области - вообще любой, лучше потолще.

Понятно, что знание того факта, что можно совершить потенциально бесконечное количество ошибок, не избавит нас от их совершения. Никто не даст таких гарантий. Все мы чем-то болеем, время от времени.

Возвращаясь к публикации, автор говорит, большей частью, о структуре и содержании бизнес-плана. Допустим, структура соблюдена, все основные разделы на месте.

Кто и в какой момент мог бы сказать - не читая документ - что у будущего бизнеса хорошие шансы на успех?

Коммерческий директор, Воронеж

Хочется добавить статью советом  для людей, которые хотят запустить свой бизнес, это обязательно хорошенько прокачайте его во всех вариантах на программной модели.  Данное  ПО позволит вам увидеть, как меняются ваши финансовые показатели бизнеса при изменении тех  или иных факторах. Эти программы хорошо   имитируют производственную модель и внешнюю среду будущего бизнеса. Представляя вам полный бухгалтерский баланс и различные финансовые показатели.  Вручную прокачать разнообразные ситуации развития  бизнеса (особенно в динамической совокупности многих рыночных показателей)  просто не возможно. Можно порекомендовать Project Expert, Альт-Инвест и другие, благо на рынке их достаточно

Генеральный директор, Краснодар

Также важно в БП предусматривать сценарии, в том числе выхода инвесторов и основателей, стресс-сценарии. И одно самое важное замечание - модель масштабирования, на нее обращают внимания почему-то крайне редко

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.