Мировой рынок складской автоматизации растет темпами 9,5-13% в год. Автоматически управляемые тележки, роботы-сортировщики – это далеко не полный арсенал средств, которые повышают эффективность работы складов. С другой стороны, стоимость традиционной логистики в России быстро увеличивается, а услуги сборщиков заказов дорожают. Вакансии сборщиков на работных сайтах выходят в топы.
Маркетплейсы – двигатель прогресса
В апреле «Яндекс» объявил о том, что открывает центр тестирования собственных складских роботов «Маркета». В прошлом году компания сообщала о своих разработках в области промышленных роботов для складов и дарксторов. Из зарубежного опыта масштабной роботизации первым на ум приходит кейс маркетплейса Amazon. Он еще с 2014 года начал активно автоматизировать сборку интернет-заказов, используя роботов-манипуляторов. А сборщики, которые раньше выполняли эти задачи, в ряде случаев получили новые служебные обязанности: отслеживать работу сразу нескольких машин и фиксировать возможные проблемы.
Amazon планомерно шел к тому моменту, когда полностью укомплектованные роботами склады стали приносить ему десятки миллионов долларов экономии по сравнению с теми, где работают люди. Правда, попутно возникли сложности с тем, что теперь работники складов слишком долго стоят на одном месте: стеллажи с товарами к ним подвозят роботы – и остается только взять нужное. Это не очень полезно для здоровья сотрудников, но зато они не тратят до 80% рабочего времени на перемещения, как на неавтоматизированных складах.
Второй крупный игрок в американском ритейле, активно автоматизирующий все процессы, связанные со складской логистикой – Walmart. Компания использует в своих дистрибьюторских центрах автоматизированные системы с полностью автономными роботами. Как написала в апреле 2023 года американская газета Retail Detail, Walmart обещает в ближайшие три года автоматизировать большинство своих складов. Автоматизация уже лишает американцев рабочих мест: в марте 2023 года сеть Walmart уволила более трех тысяч складских сотрудников – их функции стали выполнять роботы. Компания также планирует к 2026 году снабжать 65% своих розничных точек продукцией, поступающей из автоматизированных распределительных центров. По расчетам Walmart, это позволит сэкономить 20% расходов на логистику.
Российская специфика
В России пока реализуется не так много крупных проектов по автоматизации складов, способных сравниться по масштабам с кейсами Amazon и Walmart. Сейчас мы отстаем от США и Европы на 5-7 лет, а среднее количество роботов на 10 тыс. рабочих в России в двадцать раз меньше. Заметных проектов не более двух на всю страну, если говорить о масштабном применении логистических роботов. Но три года назад, например, их не было вообще, если учитывать только склады, где имеется хотя бы несколько десятков роботов.
В пример можно привести сеть «Декатлон», которая быстро роботизирует свою логистику, при этом во многом копируя технологии и принципы автоматизации китайского Decathlon. Кстати, в Китае масштабы роботизации очень высоки, несмотря на то что стоимость рабочей силы не дотягивает до европейской. Так, по данным Всемирной ассоциации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в 2021 году Китай возглавил мировой рейтинг стран с наибольшим количеством промышленных роботов, внедряя их по 268 тысяч в год. Очевидно, низкая цена труда – далеко не главная причина того, что в России автоматизация идет не так быстро, как в США и Европе. Хотя этот фактор тоже имеет большое значение.
Ставка на средний бизнес
Одна из корневых проблем заключается в том, что российские ритейлеры используют в своей складской логистике технологии, закупленные и обкатанные десять лет назад. Быстрый переход на новые решения и бизнес-процессы потребует от них больших инвестиций, оправданность которых необходимо доказывать собственникам. Крупнейший бизнес в российском онлайн-ритейле вынужден работать в условиях очень жесткой конкуренции, когда на первом плане у компаний – территориальная экспансия, а не внедрение новых технологий. Задача первостепенной важности – не уступить свою долю рынка конкурентам.
В результате даже при том что обороты торговых компаний могут увеличиваться в три-четыре раза за год, они нередко используют те же стеллажи, тележки и компьютерные программы, которые были закуплены на первом этапе формирования бизнеса. Но по факту именно от скорости внедрения новых технологий, повышающих эффективность торгового бизнеса, и будет зависеть рыночный расклад.
Тот из крупных игроков, кто первым решится на масштабные технологические изменения, сможет повысить свою долю рынка за счет вытеснения конкурентов. С другой стороны, очень высоки шансы быстро автоматизировать логистические процессы у тех компаний, которые будут создавать новые складские проекты с нуля. Таких игроков особенно много в бизнесе среднего размера – эти компании гибки и легки на подъем, восприимчивы к новым технологиям и способны инвестировать более крупные суммы, чем малый бизнес. Именно средний бизнес – драйвер роботизации в России и сейчас, и в перспективе. А уже на его опыте, кстати, и крупные корпорации смогут оценить все плюсы автоматизации.
Критические узлы
Вторая важная проблема – уход с российского рынка западных поставщиков робототехники и комплектующих, а также санкционные ограничения. Многие российские производители роботов закупали комплектующие в Европе или в Китае, и потеряли своих поставщиков после введения санкций. Ведь и китайские компании отчасти были вынуждены следовать санкционным ограничениям, инициированным на Западе.
Российские производители потихоньку перестраивают свои логистические цепочки. В целом уровень локализации технической платформы, разработанной с нуля, достигает 75% (до 2022 года было всего 60%).
Пока не все еще можно приобрести в нашей стране. Так, в области электроники, в частности производства аккумуляторных ячеек, мы отстаем, и такой продукт на рынке не всегда можно найти. Но постепенно ситуация выравнивается. Хотя нельзя отрицать и того, что определенные трудности с комплектующими могут приостановить развитие роботизации складов в стране.
Неочевидные выгоды
Наконец, не всегда просто объяснить бизнесу преимущества инвестирования в новые, роботизированные, технологии складской логистики. Да, можно назвать весьма оптимистичные цифры: окупаемость роботизированных складских систем может составлять от 2–2,5 до 5 лет – конкретная цифра зависит от того, как выстроены бизнес-процессы на складе. Но важно еще и рассказать ритейлеру о многих неочевидных выгодах автоматизации:
- Роботы способны увеличить полезную площадь складов, поднимая товары на высокие стеллажи – человек мог бы это сделать только с применением специальной техники.
- Роботы могут стать альтернативой тем сотрудникам, которые заняты проверкой технического состояния стеллажей. Они не пропустят момент, когда предохранительные металлические пластины на последних необходимо заменить. А значит, не будет никаких форс-мажоров из-за человеческого фактора.
IT всему голова
Ну и самое простое: собирая в среднем по 60-80 заказов в час, в конце смены сборщики практически со стопроцентной вероятностью начнут уставать. В результате скорость их работы неизбежно снизится, а во-вторых, они, скорее всего, будут совершать ошибки. Отсюда возвраты и жалобы клиентов и прямой ущерб бизнесу. Машины никогда не устают и не ошибаются, если вы заложили в них правильные программы.
А вот здесь очень важна синхронизация IT-систем на складе и самих роботов – все ячейки в системе должны быть подогнаны идеально, чтобы у владельца была возможность гибко менять бизнес-процессы, то есть в случае необходимости оперативно сократить или увеличить количество машин, и не зависеть при этом от одного вендора. Для этого нужен единый софт, система управления роботами, при которой разные модификации машин могут быть взаимозаменяемы и управляемы.
Догнать и перегнать
Впрочем, все ограничивающие рост автоматизации складов факторы преодолеваются одной простой рыночной данностью: скорость доставки интернет-заказов должна и обязательно будет расти вслед за требованиями клиентов.
Хороший пример – российский региональный рынок. Если в Москве ритейлеры могут привезти клиенту заказ через пару часов после оформления и оплаты, а в некоторых случаях и за 30 минут, то в регионах средняя скорость доставки до сих пор составляет около двух дней. Чтобы соответствовать запросам потребителя, бизнесу придется перестраиваться и менять технологии обработки и сборки заказов, а здесь путь к успешному выполнению задач пролегает только через автоматизацию и роботизацию.
Есть и оптимистичные прогнозы экспертов для поддержания боевого духа игроков отрасли: по данным доклада Высшей школы экономики «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия» (2021 год), российский рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 году увеличится в 7 раз и достигнет 626 млрд рублей. Но главное, в результате производительность труда в этих отраслях вырастет на 20%.
Читайте также:
На самом деле сколько не сталкивался с автоматизацией через роботов, ча-ботов и прочие разные ИИ по типу ChatGPT, всё равно нужен минимум один человек, который будет всё это проверять вручную. Или минимум два человека, в зависимости от объёмов
Не доросли мы ещё до Бендера из Футурамы xD
А вообще удивляет всеобщее помешательство на таких инструментах. С одной стороны это или увлечение, или инструмент в помощь, а с другой стороны вообще доходит до увольнения штатного сотрудника, потому что: "У нас теперь эту работу будет делать бот! И платить за него втрое меньше, чем тебе зарплату!" Сначала удивлялся с таких "роботодателей", а потом начало конкретно раздражать
Верно, скорость доставки интернет-заказов является ключевым фактором, который требует автоматизации и роботизации складов. Поставщикам необходимо соответствовать требованиям клиентов и обеспечивать быструю доставку товаров. В регионах России средняя скорость доставки до сих пор отстает от Москвы, и для улучшения этой ситуации бизнесам приходится внедрять новые технологии обработки и сборки заказов.
Оптимистичные прогнозы экспертов подтверждают значительный рост цифровизации транспорта и логистики в России к 2030 году. Это предоставляет возможности для бизнеса внедрять новые технологии и повышать производительность труда на 20%.
Таким образом, рост и развитие автоматизации и роботизации в сфере складской логистики являются необходимыми для удовлетворения требований клиентов, повышения эффективности бизнеса и сохранения конкурентоспособности на рынке.
Что останавливает руку робота? Это, проблема с оборудованием. Как вскользь отметил автор, практически все оборудование поставлялось от европейских, американских и китайских производителей. А нет оборудования, то и нет всего остального. К сожалению, автор видит решение этой проблемы в том, как притаранить это оборудование окольными путями. Это даже нельзя рассматривать, как временное решение, оно убивает отрасль. Китайские гиганты производители подобного оборудования создавались 2000-2010 годы, и уже через 10-12 лет вышли на международные рынки. Вот какой опыт надо изучать, а не успокаиваться, упоенно докладывать, как мы ловко тащим это через терни, правда не к звездам.
Удивительно, но эта замечательная статья не всплывала в анонсах, я пропустил её.
Интересно написана и, несомненно, важна. И собеседники правы - отстаём мы. К сожалению отстаём! Вроде бы и споров не должно быть - у нас огромные территории, огромные расстояния. Но не хватает ни самих отделений, точек логистики, той же "Почты России", ни законодательных решений. Ну кто мешает Почте раздавать лицензии на почтовые услуги? Никто, но нет их. У меня дом в небольшой деревне Мособла. Три магазина, плюс два строительных, но нет ни почты, ни аптеки, ни главы деревни. Нет почтальона.
Почему я пишу про деревню? Развитие всей этой карусели должно начинаться комплексно, со всеохватывающих решений - законы, акты, кодексы. Где-то надо вспомнить опыт СССР. Ведь тогда тоже не было почтовых отделений в каждой деревне, но письма доходили, почтальоны были.
А сколько противоречий в нашем логистическом подходе. Например, у нас сейчас обязанность доставить заявление истца к ответчику переложена на истца. Ещё тяжелее с судебным приказом, о котором никто вас не обязан извещать. И живу я в деревне, пишу про роботов, а в это время в ближайшем почтовом отделении возможно лежит судебный приказ в мой адрес, о котором я никогда не узнаю.
Так что роботизация подошла к классическому выражению прежних лет "Хаос автоматизировать нельзя".
Но будем оставаться оптимистами- успехи есть несомненные. "Озон" нашу деревню находит быстро и замечательно! И даже дорогу, которую мы сами строили, яндекс-навигатор занёс в свои записи.
И ещё замечу. Американская пони-экспресс имела агентов по всему миру, даже на судах тихооукеанского региона. И даже использовала их для задач развеки, вспомним знаменитую операцию "Пони-экспресс" по слежения за нашими боеголовками.