Тенденции в закупочных процессах
Наблюдается быстрый рост автоматизации закупочных процессов. Проводятся электронные торги, существует электронный документооборот и право электронной подписи. Во многих компаниях есть электронные системы закупок, в которых хранится вся закупочная информация, документы автоматически формируются, проверяются на правильность заполнения и рассылаются поставщикам. Скоро в жизнь закупщика войдут нейронные сети, которые позволят использовать большие данные для быстрого и точного анализа, а поиск и привлечение поставщиков будут вести боты с искусственным интеллектом.
В недалеком будущем оценка предложений поставщиков, формирование, заключение договоров и контроль затрат полностью автоматизируются. Электронные площадки переместятся в соцсети и мессенджеры, что позволит работать удаленно, легко решая сложнейшие аналитические задачи в сфере закупок. Все это значительно облегчит закупочный процесс, увеличит скорость, гибкость и прозрачность.
Наибольшую часть рабочего времени у специалистов по закупкам отнимают ручные процессы сведения информации, бумажный документооборот, обсуждение условий с поставщиками. С помощью автоматизации большое количество времени закупщиков высвободится от рутины для решения стратегических вопросов. А благодаря четко определенным и выверенным критериям, заранее выбранным рекомендованным поставщикам, стандартным процедурам и документации можно будет доверить закупки любому сотруднику предприятия, а результаты получать как от опытного снабженца.
Закупочные процессы и функции становятся более дифференцированными, разделяясь на стратегические и тактические. Стратегические категории – это те, которые важны для компании и ее развития на рынке. Для них сложно найти объективные условия оценки, и они сложно поддаются автоматизации. Например, это касается комплексных услуг или инновационных продуктов. Становится важным найти ключевые задачи и категории с наиболее высоким потенциалом ценности для компании, стратегические затраты и стратегических поставщиков, которым закупщики будут уделять особое внимание, где нужен вклад профессионалов. Однако можно легко автоматизировать тактические закупки, где добываться повышения ценности неэффективно, где человеческий фактор не так важен: от простых (канцелярских принадлежностей, воды, ГСМ) до более сложных. Достаточно четко сформулировать требования к тому, что необходимо закупить, и отдать на проработку боту. Такие закупки можно делегировать в функции, компаниям-коллекторам, или покупать полностью или частично нужные услуги закупок у поставщика третьей стороны, оставив за собой функции контроля.
Экономические предпосылки к эволюции отдела закупок
Изменение задач отдела закупок связано с изменениями рынка. В России мы наблюдаем замедление экономического роста и рост конкурентной среды, что не позволяет кратно увеличивать объемы продаж, и заставляет в борьбе за потребителя снижать цены. Это повышает важность оптимизации затрат, которые в основном приходятся на закупки. Затраты на сырье и продвижение продукта на некоторых предприятиях доходят до 85% от оборота. Каждый процент в этих затратах может превратиться в прибыль. Возникает понимание, что закупщик оказывает влияние на экономический рост компании через развитие рынка снабжения. Важной становится разработка совместной стратегии бизнеса и закупок, которая охватывает долгосрочную перспективу развития: раскрывает потенциал снижения затрат и себестоимости разработок, планы вывода новых продуктов, эффективность использования ресурсов, энергии, топлива. Закупщики привлекаются к стратегическому финансовому планированию, составлению бюджетов и управлению затратами. Финансовое прогнозирование на раннем этапе продолжается в ходе постоянного анализа факторов затрат и снижения общих затрат в цепи поставок.
Закупки из категории «расходы» переходят в категорию «инвестиции». Любая закупка требует теперь расчета совокупной стоимости владения. Идет изменение фокуса с закупочных цен на рентабельность и окупаемость инвестиций. Эти показатели – про долгосрочную перспективу, про стратегию и системное мышление. Недорогое оборудование, как правило, обходится дороже: требует частой профилактики, имеет дорогие расходные материалы, низкую производительность и потребляет много энергии, а дешевые ингредиенты снижают качество производимого продукта. Закупщик уже не может быть простым оператором по размещению заказа и отслеживанию поставок, а становится стратегическим партнером, влияя на качество конечного продукта через затраты и инновации. Совместно с другими отделами специалист отдела закупок определяет и уменьшает финансовые, геополитические, валютные риски компании; риски отсутствия необходимых услуг или материалов, сбоя графиков поставок, изменения законодательства…
Кроме того, конкуренция теперь проходит не только по цене, а по качеству продукта и по скорости производства и поставок. И у закупок самая важная роль: качество производства готового продукта напрямую зависит от качества поставляемого сырья, комплектующих и оборудования. В торговых компаниях качество закупаемых товаров и последующее стимулирование поставщиков повышать качество тоже целиком зависит от закупщика. Закупки определяют оптимальную географию рынка поставок и управляют цепями поставок для сокращения сроков вывода продукта на рынок. Как пример можно привести проекты импортозамещения (локализации закупок), которые увеличивают скорость и гибкость поставок и скорость обращения денег. Закупщик может выбирать оптимальные варианты из множества доступных на рынке предложений, учитывая наиболее эффективный способ доставки.
Усложнение конкурентной бизнес-среды требует от компаний гибкости и вынуждает искать новые способы удовлетворения все более сложных и разнообразных потребительских запросов. Роль закупок – быстро найти и развить новых поставщиков, новые технологии, инновационные ингредиенты. Занимаясь инновациями в продуктах, управляя спецификациями, закупки оказывают влияние на то, какие продукты будут производиться и продаваться, и как эффективно вывести их на рынок. А сокращение сроков вывода нового продукта на рынок способствует росту объемов продаж и прибыли и помогает добиваться большей эффективности в целом.
Компании все чаще оценивают свой социальный вклад и открыто рассказывают об этом потребителям. Все более распространенной становится практика, когда компании через закупщиков начинают более активно требовать от своих поставщиков соответствия экологическим нормам и использовать системы и стратегии устойчивого развития, а также соответствие международным стандартам.
Закупки завтра
Перечисленные рыночные тенденции диктуют изменение роли отдела закупок в компании. Конечно же основными навыками закупщика остаются нахождение и оценка предложений, развитие поставщиков, переговоры, формирование и заключение договоров, управление поставщиками, контроль затрат, принятие участия в развитии продуктов. Но кроме этого закупщику необходимы будут абсолютно новые навыки.
Сложность многих видов снабжения требует создания многофункциональных команд по развитию, которые возглавляются закупками, в состав которых входят основные специалисты и менеджеры из всех заинтересованных отделов и подразделений. Иногда такие действия требуют привлечения поставщиков и сторонних специалистов по управлению затратами, которые способны внести вклад в реализацию инициатив. Поэтому закупщик будущего должен стать настоящим лидером, способным составлять, согласовывать и воплощать совместные стратегические бизнес-планы, управлять проектами, мотивировать людей, которые ему напрямую не подчиняются, в том числе управлять виртуальными командами. Для этого ему необходимо широкое знание и понимание бизнеса, деловая проницательность, ориентация на долгосрочную перспективу, стратегическое и системное мышление.
Закупки просчитывают – что выгоднее для организации: покупка, аренда, лизинг или набирающее популярность совместное использование. Они советуют бизнесу, что лучше закупить: товар или комплексную услугу, включающую в себя, например, хранение, учет, утилизацию, страховку, то есть не ограничиваются только производством. В будущем закупки будут все больше принимать решения по объединению потребностей двух и больше отдельных неконкурирующих организаций, благодаря чему эти организации могут получить более выгодную для себя цену, более качественные проектные разработки и другие преимущества, обеспеченные более крупными закупками. Также закупки определяют, на каком уровне компании лучше проводить закупку: уровень города, страны, а в крупных международных компаниях – локальном или глобальном. Задачей закупщика становится координация различных отделов с целью объединения их требований к схожим закупкам и объединение их, решение кросс-функциональных задач (на стыке между отделами, например, принятие решений, таких как: сделать самим или купить).
И наконец, закупщик должен:
- Нести ответственность за качество и своевременное удовлетворение потребительских запросов.
- Прекрасно знать и управлять категориями закупок.
- Понимать – какие факторы влияют на стоимость и как можно их оптимизировать.
- Понимать, какие риски существуют в данной категории затрат.
- Постоянно отслеживать рынок и новинки.
- Работать с поставщиками над улучшением качества продукта, сервиса, и оптимизацией затрат совместной деятельности через анализ и контроль издержек, изменение спецификаций и технологического процесса, планирование и управление цепочкой поставок.
ну а пока мы видим замещение опытных, грамотных и квалифицированных работников низкооплачиваемыми рользователяит ГуглПереводчик. Увы
Опытные и квалифицированные кузницы были заменены болванами-штамповщиками, а гениальные извозчики - тупицами-таксистами.
Такова жизнь, где опыт, квалификация и грамотность - ни стоят ничего.
Ценно только одно - умение приспосабливаться.
Смеюсь просто в голос над автоматизацией: робот проконтролирует качество образцов? Или втупую выберет самый дешёвый вариант?
Качество образцов ЧЕГО?
Вот вам видео с примерами: https://www.youtube.com/watch?v=6JcFmmhElK8
Вот реальный пример: современная версия Lean Manufacturing - завод Toyota в штате Кентукки США. На 1. 07 минуте фильма - Лес роботов в цехе, а не выходе - 4. 09 минуте рабочие проверяют качество - Роботам ещё долго не будет под силу тягаться с человеком в поиске недостаков :)
Интересно - можно ли робота запрограммировать для выполнения основных принципов закупки? Жаль нет визуального ряда на фразу от робота: "Сколько, сколько? - вы должно быть шутите! " :) Основные принципы закупки:
1. НИКОГДА НЕ ВСТРЕЧАЙТЕ ПРОДАВЦА С РАДОСТЬЮ
2. ВСЕГДА НЕГАТИВНО ВОСПРИНИМАЙТЕ ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Любыми способами показывайте удивление, и в то же время нагнетайте обстановку, например фразой: «сколько?, вы должно быть шутите!….»
3. ВСЕГДА ПРОСИТЕ НЕВОЗМОЖНОГО
Выдвигая первое требование, не бойтесь просить гораздо большего, чем ожидаете. Возможно, даже это непомерное требование будет полностью соответствовать тому, что готова дать противоположная сторона
4. НИКОГДА НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
5. ВСЕГДА БУДЬТЕ ЧЬИМ-ТО ПОДЧИНЕННЫМ…..
6. БУДЬТЕ УМНЕЕ, ПРИТВОРЯЙТЕСЬ ГЛУПЫМИ
Говорите, что предложение не совсем понятно, и просите прояснить
Зачастую уступки делаются просто из сожаления
Прикидываясь идиотом вы испытываете терпение противника
Это лучший пособ остудить пыл супер-продавца и завладеть преимуществом
7. НИКОГДА НЕ УСТУПАЙТЕ НЕ ПОПРОСИВ ЧЕГО-ТО ВЗАМЕН
8. ВСЕГДА БУДЬТЕ ГОТОВЫ ОСТАНОВИТЬ ДИСКУССИЮ
Цель, оказать давление на противника, который стоит перед дилемой: уступить сейчас или рисковать потерей сделки в целом
Приостановка переговоров может быть частью стратегического блефа.
9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕЙ «ДОБРЫЙ/ЗЛОЙ»
В любых переговорах, 80% уступок делается в завершающей стадии переговоров Требования, выдвинутые в начале встречи имеют мало шансов быть принятыми Просите об уступках в завершающей стадии
Манипулируйте близостью к завершению сделки, задавайте вопросы и выделяйте проблемы, препятствующие заключению договора
Большая вероятность того, что продавец пойдет на дополнительные уступки.
Автоматизация это прекрасно, и, возможно, вышеописанное частично реализуемо в иностранных компаниях, но никак не в России. Когда зачастую львиная доля времени уходит на то, чтобы понять, что нужно внутреннему клиенту, который просто не в состоянии составить ТЗ. Надо ли говорить про поголовное отсутствие умения донести свои хотелки простым языком?
Цитата: "Закупки из категории «расходы» переходят в категорию «инвестиции». Любая закупка требует теперь расчета совокупной стоимости владения. Идет изменение фокуса с закупочных цен на рентабельность и окупаемость инвестиций".
Вот ещё бы немножко и я бы поверил автору. Но... всё вернулось к традиционным "цепочкам поставок". Надо срочно расширять понятие "закупки" не только на товар, но и на услуги, работы, инвестиционные проекты, на всё где есть Потребитель и Поставщик. Мелькнул намёк на предложенный мной универсальный ориентир для свойств любого предмета закупки - снижение стоимости владения объектом закупки (технологические линии, здания и сооружения, оборудование, инженерные системы и т.д.). Только из приведённой фразы не понятна логика. Почему нужен расчёт? Стоит договорить до логически завершённого тезиса.
А в целом автору, браво. Без сомнений положительно оцениваю статью. В нашем полку прибыло.
Чушь. Робот лучше человека найдет любой недостаток.
Единственная проблема - челвоек обходится дешевле робота на данный момент.
В учебном фильме, на который была дана ссылка, на 4. 09 минуте рабочие проверяют качество - Здесь даже достаточно трудно сформулировать, что они проверяют ))) А сформулировать для Робота что нужно проверять ещё сложнее, потому что человек достаточно сложно устроен - даже количество нервных клеток и нервных окончаний трудно сосчитать. Можно представить, что порой сложно передать Опыт специалиста высокого класса - этот Опыт не формализован иногда до конца - работает интуиция и что-то ещё ...
А в шахматы человек может быть и проиграет роботу, если вдруг не изменит правила игры ))) У фантастов проблема безработицы в век робототехники решалась расширением рабочих мест за счёт освоения космоса и новых мест обитания. Но сейчас роботехника развивается опережающими темпами, и пора думать об ограничениях, начиная с уменьшения продолжительности рабочего дня - 8 часовой рабочий день был введён, наверное, впервые в 1888 году - это же прошло более 130 лет с тех пор (((