Инновации рождаются в совершенно разных пространствах: это могут быть яркие open space компании Google, аскетичные офисы 3М или творческие коворкинги для небольших встреч распределенной команды. Интересен также факт, что повторение некоей среды само по себе не может гарантировать вашей компании появление прорывных идей, хотя абсолютно точно влияет на этот процесс. «Среда формирует ощущения – ощущения формируют среду», – фраза руководителя проекта Design against crime профессора Лоррейн Гамман, которая отмечает, что граффити в неблагополучных районах являются одновременно и отражением и причиной неблагоприятной атмосферы.
Мы провели исследование «Культура Инноваций», в котором изучили опыт более 50 российских и международных инновационных компаний. Один из наших вопросов мы посвятили среде и пространству, в которых работают люди. И вот к каким выводам мы пришли.
1) Содействуйте коммуникациям
Прорывные решения – это не про продукт. В первую очередь это вопрос коммуникаций между сотрудниками. И формирование правильной среды – один из самых доступных и удобных решений, способствующих коммуникациям. Чтобы люди из различных сфер и подразделений лучше работали друг с другом, компания в целом должна действовать, как единая нейронная сеть, связанная множеством отношений и пронизанная каналами распространения информации.
- Случайные пресечения. Еще компания Pixar начала использовать случайные пересечения сотрудников как возможность для поиска новых идей. Специально создавались такие пространства у кофе-машины, в столовой, в лифтах и на этажах, где люди могли бы как можно чаще случайно встречаться, знакомиться и общаться. И когда собиралась новая команда, ее участники уже видели друг друга или даже были хорошо знакомы, что невероятно упрощало совместную работу.
- Доконкурентные пространства. Инновации требуют высокого уровня открытости и доверия, чего очень сложно добиться в корпорациях, где проекты конкурируют за бюджет, ресурсы, внимание и т.д. Поэтому для обсуждения идей и совместной работы инновационные компании создают пространства, лишенные каких-либо атрибутов конкуренции. Очень часто они находятся за пределами офиса, как, например, «Гараж Microsoft». В таких свободных зонах появляются проекты и команды, которые еще не входят в сферу деятельности компании, а, значит, не конкурируют с ней и не тратят энергию на борьбу.
- Здесь и сейчас. Инновационные компании знают, как важны спонтанные идеи, и подчеркивают важность этих коммуникаций, организуя рабочее пространство. Офисная культура и технологии позволяют сотрудникам практически где угодно обсуждать и фиксировать свои мысли, будь-то маркерные стены в Mail.ru или блокноты и ручки на всех столах.
2) Отражайте самобытность компании
Когда мы проводили исследование, нам казалось непонятным, почему мы встречаем такие разные рабочие пространства. Позже мы объяснили эту особенность «отражением самобытности компании». Дело в том, что обычно, в процесс инноваций вовлечены очень разные люди. И пространство – это отражение чего-то, что их всех объединяет. Например, в Google – это пуфики и какая-то детская атмосфера. В офисе этой компании ты чувствуешь материнскую опеку о тебе, твоем комфорте, питании и т.д. Непосредственность и открытость полностью отражаются в стиле работы. В 3М вы сразу чувствуете себя немного в научной среде: пространства закрыты и аскетичны. А вот в офисе лондонской Made by Many все очень мобильно и легко, как и люди, которые там работают.
Прорывные решения рождаются между компетенциями, сферами и людьми. Так что среда должна достаточно сильно подчеркивать единство и особенности культуры. В этом случае прокладывать мостики будет легче. Это именно тот случай, когда быть немного нестандартным – отличное решение.
3) Визуализируйте все, что возможно
Мы крайне редко используем пространство офисов на 100%. Но инновационные компании, понимающие ценность открытой информации, научились задействовать стены как огромные полотна для создания единой информационной среды. Они действуют как дизайнеры, создавая своеобразные корпоративные mood-boards («стены настроения», которые обычно используются для сбора любой важной для создания продукта и вдохновляющей информации: прототипы решений, цветовые идеи, фотографии пользователей и т.д.).
Визуализация – действительно, очень ценный ресурс. Это возможность для компании создать общее настроение, описать смысл работы, подчеркнуть существенные изменения, вовлечь людей в жизнь друг друга. Что может служить артефактами? Да практически все что угодно:
- Миссия и цели компании, ее амбиции и возможности. Все, что описывает или вербализирует ценности компании.
- Протоколы рабочих групп и состояния проектов. Людям необходимо чувствовать движение компании, кто чем занимается и куда продвинулся. Это дает ощущение безопасности и понимание общего направления.
- Обучение, внутреннее и внешнее. Кто и чему учится или учит внутри компании, какими компетенциями мы прирастаем. К кому можно обратиться с вопросом.
- Изменения. Это новые сотрудники, перестановки, рабочие процессы.
- Тренды и новости с рынка. Это интересные и неординарные решения, показывающие, как мир продвинулся вперед.
Визуализировано может быть каждое рабочее место. Компании используют для этого доски или стены. Таким образом, проходя по офису, сотрудники сразу понимают, кто и чем занят сегодня.
4) Помогайте сотрудникам оставаться собой
Одна из ключевых ценностей инновационных компаний – это целостность. Они понимают, что давление социальных рамок, стереотипов и собственных комплексов отнимают просто бешеное количество энергии. Поэтому они борются за возможность оставаться собой.
Некоторые прорывные проекты, такие как Valve или российский сервис «Кнопка», изначально строились не как компания по производству прибыли, а как новый тип организации. В соответствии с такой стратегией и пространства компаний, которые исповедуют целостность, организуются таким образом, чтобы работающие здесь люди оставались сами собой, не носили маску «крутого парня», а сосредотачивались на том, что их на самом деле волнует. Такие офисы:
- часто расположены рядом с водой или в природных зонах;
- больше похожи на студенческие кампусы, нежели на бетонные джунгли;
- в них можно встретить собак или животных;
- в них открыт (и даже приветствуется) доступ детям.
5) Поднимайте волны позитива и счастья
Множественные исследования доказывают, что в стрессовых ситуациях у нас блокируются творческие процессы, мозг переходит в состояние животных инстинктов. Иногда, конечно, в таком состоянии тоже рождаются прорывные решения. Вспомнить хотя бы Сергея Королева и его команду. Но решения, принятые под таким давлением, не могут быть ориентированы на человека. Зачастую они являются последней надеждой компании, но и тогда редко приносят выигрыш. Чтобы такая компания могла развиваться, надо постоянно усиливать в ней страх, и это постепенно убивает ее изнутри, делает сотрудников абсолютно равнодушными, а чаще – еще и внутренними врагами.
Happy people do happy products («Счастливые сотрудники производят счастливые продукты») – слоган компании Happy Melly, помогающей компаниям выстраивать внутренние социальные сети. Инновационные компании поняли, что пропаганда счастья – гораздо более выигрышная стратегия, которая дает колоссальный результат. При всей внешней нервозности и напряженности творческих процессов, они являются источником удовольствия для команды, так как сопряжены с позитивом.
Например, компания «ТехноАс» – российский лидер в выпуске приборов температурного контроля – использует доску благодарностей. На ней сотрудники различных отделов размещают благодарственные высказывания в адрес друг друга. Этот маленький инструмент запускает волну позитива, а также знакомит людей с работой друг друга. Конечно, сотрудники не работают только «за спасибо». Но культура признания и благодарностей помогает в совместной деятельности.
Безусловно, невозможно создать среду инноваций, если инноваций в компании нет. Вам не помогут в этом случае ни пуфики, ни модный дизайн. Но, не используя потенциал пространства, в котором работает ваша команда, вы снижаете возможность появления прорывных решений. Не стоит бояться экспериментировать: «типового офиса инновационной компании» не существует. Будьте собой, больше визуализируйте и добавьте позитива!
Елена, добрый день!
Мне кажется, в начале статьи очень полезно будет дать определение что же такое - инновация и чем она отличается от таких понятий как оптимизация, улучшение и внедрение чего-то нового.. возможно многое сразу проясниться.
Инновация по сути равна понятию открытие в науке, а большинство открытий как известно рождаются на стыке наук.. теперь можно попробовать представить - каким должен быть "офис", где рождаются инновации )
В своё время Сергей Петрович Капица очень правильно сказал про инновации- "если у вас нет науки, об инновациях вы можете забыть".
Небольшая статья в тему -
Сергей Капица: Субъективные заметки об инновации
http://bibnout.ru/sergej-kapica-subektivnye-zametk...
Успехов!
Не могу найти это интервью, но один из организаторов европейской науки во время своего визита в Сколково (в то время когда были планы строить инновации) спросил местных менеджеров, которые показывали корпуса нового тогда комплекса зданий "а где у вас тут маленькие кафе?" его очень удивленно спросили сколковитяне "а зачем для науки и инноваций кафе?" и в интервью он объяснял основы методологии поиска новаторских решений и что маленькие кафе важнее самих лабораторий.
Прочитал. Вспомнил о самолёте из соломы.
п. 1) Здесь и сейчас.
можно ещё почитать книгу Дэвида Мерсера о компании ИБМ - этот опыт появился намного раньше, чем приведённые в статье примеры:
например, руководители среднего звена проводят большую часть рабочего времени на совещаниях и "не сидят над душой" своих сотрудников. Преимущество в постоянных коммуникациях и творчеству сотрудников не так сильно мешают :)
И ещё в есть такая категория сотрудников с большим опытом работы - их называют "Дикие утки", которых мало интересует "вертикальный рост" , их горизонтальным коммуникациям не мешают, когда они проталкивают какие-то инновационные идеи.