Что нужно делать, чтобы не попасть под сокращение в кризис?

Андрей Велесюк, Executive.ru

В 1 квартале 2015 года общая выручка «Вымпелкома» выросла на 0,2% по сравнению с 2014 годом — до 66,3 млрд руб. Но 2014 год в принципе нельзя назвать очень удачным для компании: общая выручка снизилась на 3% — до 281 млрд руб. А показатель EBITDA по сравнению с аналогичным результатом 2013 года сократился на 8% и составил 111 млрд руб. В сотовом операторе такое снижение объяснили прекращением оптовых продаж техники Apple и отказом от «токсичных доходов».

менеджмент

В ближайшие годы в компании на 30% сократят финансовую функцию, а также функцию закупок и логистики. Однако, как утверждает исполнительный вице-президент, главный финансовый директор компании Николай Иванов, эти сокращения не связаны с кризисом, и план по «обрезанию жирка» был разработан еще в апреле прошлого года. При этом по некоторым направлениям «Вымпелком» наоборот планирует увеличить количество сотрудников. Так, до конца 2015 года будет открыто дополнительно 150-200 монобрендовых магазинов «Билайн», а в call-центрах сохранят нынешнее количество консультантов — d – d.

Executive.ru: Николай, в прошлом году общая выручка «Вымпелкома» снизилась на 3%, а показатель EBITDA сократился на 8% – это довольно много. Почему?

Николай Иванов: Мы сделали кардинальный ход – отказались от так называемых «токсичных доходов» (нежелательные сервисы контент-провайдеров – Executive.ru). Вреда от таких доходов больше, чем пользы – клиенты только раздражаются. Также «Вымпелком» был довольно крупным оптовым продавцом телефонов и девайсов. До 2014 года «Вымпелком» занимался оптовой продажей девайсов Apple — перепродавал их компаниям, которые уже реализовывали устройства конечным потребителям. Это миллиарды рублей выручки, но маржинальность такого бизнеса составляла копейки, и мы от этой схемы отказались. Общая выручка в 2014 году из-за этого упала, но в EBITDA не потеряли. Замечу, что за прошлый год наша абонентская база выросла, и самое важное, что выросло само качество абонентской базы.

Executive.ru: Вы к тому, что трудовых мигрантов среди ваших абонентов стало меньше?

Н.И.: Да, мы стали меньше от них зависеть. Трудовых мигрантов в принципе стало меньше в 2015 году, из-за сложившихся экономических условий. И если сейчас их большая часть неожиданно решит уехать, на наших показателях это скажется в меньшей степени, чем раньше. Благодаря этому мы уже можем с большой долей вероятности говорить, что большого падения доходов не должно произойти.

Executive.ru: Опишите вкратце ваши планы по строительству на 2015 год?

Н.И.: К сожалению, я не могу вам назвать в цифрах, какие у нас конкретные планы. Могу лишь заверить, что все наши проекты четко просчитываются. Если, к примеру, мы говорим о 4G, то нужно помнить, что сейчас проникновение LTE-девайсов — 4,7%. И большая их часть сосредоточена в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, поэтому нет смысла строить 4G-сеть там, где у нас будет, условно, 50 абонентов. С другой стороны, есть Краснодарский край, где растет внутренний туризм, и с точки зрения инвестиций логичнее будет развернуть там строительные работы.

Executive.ru: Как изменилась в кризис стратегия компании? Сокращения будут?

Н.И.: Наша клиентоориентированная стратегия, разработанная в конце 2013 – начале 2014 года, не изменилась. Это во-первых. Во-вторых, бизнес всегда должен быть высокоэффективным – точка. В том числе, с точки зрения управления затратами. Но при этом мы не занимаемся cost cutting’ом – простым сокращением затрат. Мы занимаемся повышением эффективности. Это две разные вещи. И если нам эффективнее нанять дополнительных людей, несмотря на кризис, то мы будем это делать.

Executive.ru: Вы можете привести пример?

Н.И.: Например, раньше часть наших задач по IT решали аутсорсингом. Ко мне пришел Володя Савкин (директор по информационным технологиям «Вымпелкома» – Executive.ru) и сказал: «Мы можем делать это качественнее и дешевле, но для этого необходимо дополнительно нанять 19 человек». Посчитали кейс – действительно, с точки зрения эффективности правильнее нанять 19 человек и рассадить их у нас. Сделали.

Возвращаясь к вопросу о сокращениях. У нас не было сокращений зарплат, и я противник подобных подходов – они несут крайне демотивирующий характер для людей. Однако сокращения сотрудников были, но решения были приняты еще в начале четвертого квартала 2014 года, до того, как начались серьезные проблемы с рублем. Они не были масштабными и коснулись функций, не завязанных на фронтлайне, в основном они коснулись В2С-маркетологов, финансистов, в общем, мы порезали накопившийся «жирок»...

Я пришел в компанию полтора года назад, и на мне целиком финансовая функция компании, функция закупок и логистики. В каждом отделе работает больше тысячи человек, и уже в апреле прошлого года у меня был составлен план реорганизации служб таким образом, что при повышении их эффективности я сокращу каждую примерно на 30% за три года. Это никак не связано с кризисом. Например, мы перевезли наш административный центр обслуживания в Ярославль, куда свели всю бухгалтерскую функцию, до этого раскиданную по регионам. За счет этого мы получим эффект синергии, эффективность работы вырастет. И таких способов – миллионы.

Executive.ru: Но, я так понимаю, эти сокращения с самим кризисом не связаны?

Н.И.: Да, именно об этом я и говорю! Программа работы, о которой я вам сказал выше, была утверждена в апреле 2014 года, и я буду по ней двигаться вне зависимости от того, будет цена на нефть $300 или $30 за баррель. Это задача руководителя направления — повышать его эффективность.

Executive.ru: Я все-таки еще раз уточню – в call-центрах...

Н.И.: ... сокращений не будет, это фронтлайн. Мы наоборот набираем туда сотрудников: чем больше работников – тем меньше клиенты ждут, они получают лучший сервис, а у операторов остается время для апсейла, чтобы предложить клиенту дополнительные услуги. К тому же мы планируем расширить розницу – до конца 2015 года будет открыто 150-200 монобрендовых салонов «Билайн». Это самый дорогой канал дистрибуции, и прибыль он приносит не сразу. Мы могли бы их не открывать и тем повысить показатель EBITDA, но стратегически расширение сети собственных офисов – это правильно, поэтому мы двигаемся в этом направлении.

Executive.ru: Дайте пару советов топ-менеджера нашему сообществу менеджеров — как вести себя в условиях кризиса.

Н.И.: Универсальной стратегии нет, я расскажу вам свою стратегию, которой придерживаюсь всю свою жизнь. Ответ на все вопросы – много работать. Это ключевой постулат. Даже в самом крайнем случае руководитель будет выбирать между двумя менеджерами, он будет смотреть на то, сколько человек работает и какие у него результаты. Нужно больше работать и быть результативнее, чем твои коллеги. Я работаю много — прихожу в офис к 8 часам утра, порой даже встречи на 8 часов назначаю. Прихожу на работу каждое воскресенье, мало сплю, примерно по шесть часов в сутки, это не очень хорошо для здоровья, но очень хорошо, чтобы не потерять работу. Шучу.

Нужно всегда отвечать за свой результат. Если я что-то пообещал, то помню фразу: «Мужик сказал – мужик сделал». Нужно всегда хорошо подумать перед тем, как что-то обещать. Порой приходится слышать: «Это было неожиданно... это обстоятельства...», но это не работает. Умей предсказать обстоятельства, готовься к тому, что конкуренты поступят так. Если человек не умеет прогнозировать, то у меня к такому специалисту возникнут вопросы.

Executive.ru: В кризис нужно вкладываться в свое образование, быть может, получить степень МВА?

Н.И.: Это вопрос индивидуальный. Я лично считаю, что степень МВА за последние десятилетия несколько деградировала, в том смысле, что она уже не несет экстраценности. Для меня такая строчка в резюме, безусловно, имеет положительное значение. Но сказать, что это какой-то ключевой показатель – не могу! Гораздо важнее работоспособность, готовность отвечать за результат, умение работать в команде. И опыт работы, достигнутые результаты гораздо важнее того, что кандидат закончил какую-то академию. Впрочем, если есть свободное время и свободные деньги, то можно и получить бизнес-образование.

Executive.ru: Предпринимателям как вести себя?

Н.И.: Хороший вопрос. Может быть, не по адресу, потому что я принципиально не готов вести свой бизнес, это не мое, я наемный менеджер. Но я бы советовал им не паниковать, потому что резкие шаги часто только ухудшают ситуацию. При этом, если в кризис предприниматель внезапно обнаружит, что работу, которую у него делают два человека, может делать один – возникает вопрос, а почему он раньше этого не заметил?

Executive.ru: Какие профессии востребованы в кризис?

Н.И.: В основном в кризис, и это логично, необходимы антикризисные менеджеры. Но это из категории General. Для остальных категорий специалистов – если ваши компетенции высокие и не подлежат сомнению, то за вами все равно будут охотиться. Если же вы, условно, средний финансист, тогда нужно много работать и приносить больше пользы.

Executive.ru: Чьим прогнозам можно доверять в период кризиса?

Н.И.: На прошлой работе, в ТНК-BP, меня часто спрашивали: «Сколько будет стоить нефть?». Я отвечал, что если бы знал, то, скорее всего, не работал бы. Безусловно, есть люди, у которых есть инсайд, но эти люди не кричат в СМИ направо-налево, а просто пользуются своими знаниями. И когда я читаю прогнозы о том, что будет до конца года, то отношусь к этому индифферентно. Разве кто-то в сентябре предсказал, что в декабре курс доллара подскочит до 80 рублей? Из-за большого количества факторов слишком сложно составить прогноз, сколько будет стоить рубль или сколько будет стоить нефть.

В то же время напомню, что кризис — это золотое время, время возможностей. Самые сложные и часто непопулярные меры гораздо проще делать во времена кризиса. Есть поговорка «Когда хорошие времена — продавай, когда плохие — покупай». Сейчас лучшее время для приобретения активов, которые потом, в тучные годы, можно будет продать по более высокой цене.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Да, сейчас работодатели за все отыграются :-)
Помню, какой был цирк в 2009-10
-
Только нехватку кадров в России никто не отменял - а большинство ЗП вообще не мотивируют к труду - если люди сотрудники хороши, то как правило по другим, не ведомым автору причинам.

Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

Что нужно делать, чтобы не попасть под сокращение в кризис?
а) быть в фаворе у руководства - т.е. удовлетворять их психологические потребности в первую очередь
б) действительно эффективно работать - т.е. удовлетворять объективные материальные потребности

первое у большинства превалирует. ''личность'' всегда берет верх над просто ''должностью''
если психологическая потребность заключается в желании видеть результативность в первую очередь - замечательно. побольше бы таких

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.