Зарубежный опыт
В свое время, названное затем бесславными «дотком-временами», это было феноменом: учредители оплачивали расходы на консультантов, адвокатов и другие услуги акциями вместо наличных.
(Дотком – англ. «dotcom», «dot-com» — термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет. Возник и получил распространение в конце 1990-х годов в момент бума на интернет-бизнес. Термин произошел от английского домена (dot.com) — верхнего уровня в котором зарегистрированы преимущественно сайты коммерческих организаций. После краха доткомов слово «дотком» стало употребляться как обозначение какой-либо незрелой, непродуманной, либо неэффективной концепции бизнеса).
Когда этот пузырь лопнул, многие владельцы таких «ценных бумаг» свалились в пропасть банкротства. Теперь история может повториться, так как в ходе актуального бума M&A-транзакций в IT-отрасли опять поднят лозунг: доли вместо наличных. Сейчас снова платят акциями.
Одним из признаков dotcom-пузыря в конце 1990-х был следующий. Молодые стартапы компенсировали непрерывную нехватку денег особенно «великодушным» выпуском акций. Консультанты, адвокаты, график-дизайнеры, рекламные агентства и бухгалтеры были в той или иной степени «принуждены» принимать в счет оплаты своих счетов акции вместо наличных. Даже арендодатели бюро и поставщики электроэнергии получили предложения по оплате счетов акциями.
После того, как dotcom-пузырь лопнул, большинство этих акций потеряли свою стоимость, и многие предоставляющие услуги компании в результате конкурса интернет-компаний ушли на дно.
В последующие годы молодые стартапы должны были очень сильно «стараться», чтобы получить прямые инвестиции от венчурных капиталистов (ангелов и фирм), так как в предложениях сервисных компаний было кратко написано: «Акции – спасибо, нет!».
Start-ups в США: после Doctom-пузыря оплата акциями вновь приобретает значение
Актуально оплата акциями вновь приобретает значение в США, хотя недавние IPO принесли не столько много денег в кассы, как во времена dotcom-бума. Зато при аквизициях дела идут лучше: почти ни один день не проходит без того, чтобы какой-нибудь стартап не был куплен одним из больших игроков по весьма привлекательной цене. Так, относительно недавно Microsoft купил компанию Yammer, специализирующуюся на социальных медиа в области бизнеса.
Учрежденное в 2008 году предприятие, получившее в общем $142 млн инвестиций, было продано за $1,2 млрд.
Окрыленные такими перспективами, все больше сервисных компаний снова готовы получать оплату акциями по принципу: лучше участвовать в молодых предприятиях, чем немедленно заносить в бухгалтерские книги подлежащий налогу наличный доход.
Примеры
Нью-Йоркская фирма по веб-дизайну Cyrus Innovation разработала для одного стартапа веб-сайт и отказалась от гонорара в размере $50 тыс. Вместо этого получила 10% доли в молодом предприятии.
Агентство веб-дизайна Dashfire из Чикаго также вошла в подобную сделку. Она разработала веб-страницу для специализирующейся на модной спортивной обуви онлайн-фирмы BucketFeet. По свидетельству шефа фирмы, вместо $100 тыс. Dashfire получила чуть «менее 10%» доли участия в BucketFeet.
Также адвокатская контора Wilson из Сан-Франциско снова готова принимать доли в предприятиях вместо наличных. Контора специализируется на учреждении предприятий – в фазе, когда у молодых предприятий с деньгами особенно трудно. За свои услуги адвокаты требуют паушальную сумму $5000 или 2% доли участия в предприятии. Эту долю предприятие должно выплатить конторе в случаях, когда найдется венчурный капиталист, предприятие выйдет на биржу или будет продано.
Бизнес адвокатской конторы до сих пор очень рентабелен – партнер конторы Йоширо Таку рад: «Некоторые доли предприятий при обратных выплатах имели стоимость $100 тыс.»
Критики обмена платежных требований против долей указывают на то, что лишь немногие поставщики услуг могут реально оценить будущие перспективы молодых стартапов. В целом же можно заметить, что оплата вознаграждения консультантов, адвокатов и т.д. акциями имеет под собой скрытый от неискушенного глаза «дефект», а именно: получатели акций вместо твердых наличных перенимают у молодых предпринимателей часть их предпринимательского риска и перекладывают его в свои бухгалтерские книги. Разумеется, что такие риски могут принимать на себя достаточно устойчивые в финансовом отношении сервисные компании, а небольшим компаниям или же индивидуальным консультантам такой метод оплаты услуг может оказаться камнем на шее.
С другой стороны, специализирующийся на стартапах консультант из Бостона Тим Пэйн говорит: «Молодые фирмы с хорошими перспективами на успех не должны входить в такие сделки, так как венчурные фирмы стоят у их дверей в очереди».
Стартапы в США: акции как вознаграждение сотрудников все менее привлекательны
У сотрудников акции стартапов в качестве вознаграждения становятся все менее привлекательными. Многие из них уже не раз могли убедиться, как их доли размываются на каждом следующем круге финансирования. Непривлекательным становится также «эрзац» заработной платы и по другим причинам: изменения в правилах выпуска акций и налогообложения. Так сегодня запрещено устанавливать непомерно низкие курсы выпусков акций.
Google предлагал своим сотрудникам акции стоимостью 10% от стоимости привилегированных акций – сегодня это уже не допускается. Также изменилось налогообложение при продаже акций. Раньше продажа акций сотрудником классифицировалась как прирост капитала и облагалась 15% налога. Сегодня прирост капитала из опционов рассматривается как дополнительный доход и должен облагаться налогом до 50%.
Макс Хайт, владелец консалтинговой компании «Max Hait Unternehmensberatung»
Фото: freeimages.com