ПРОГРАММА
Модуль 1. Финансовый анализ деятельности предприятия
1. Определение цели анализа и основных подходов.
- Сравнение показателей предприятия со средними показателями для экономики или отрасли (с нормативными).
- Сравнение показателей данного отчетного периода с данными предшествующих периодов или плановыми показателями.
- Сравнение показателей с аналогичными показателями других фирм – конкурентов.
- Размещение и использование средств (активов) и источников их формирования (пассивов).
2. Оценка качества информации, представленной для анализа.
3. Определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов.
Информационная база финансового анализа - данные бухгалтерской отчетности.
- Ф№1 «Баланс предприятия».
- Ф№2 «Отчет и прибылях и убытках».
- Ф№4 «Отчет о движении денежных средств».
- Ф№5 « Сведения о состоянии имущества предприятия» и др.
4. Методы или стандарты финансового анализа.
- Анализ абсолютных показателей.
- Горизонтальный (временной) анализ.
- Вертикальный (структурный) анализ.
- Трендовый анализ.
- Пространственный анализ.
- Анализ относительных показателей (коэффициентов).
- Факторный анализ.
5. Этапы финансового анализа предприятия.
- Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.
- Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия.
- Анализ оборачиваемости оборотных средств.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
6. Типы финансовой устойчивости.
- Абсолютная устойчивость.
- Нормальная устойчивость.
- Неустойчивое состояние.
- Кризисное состояние.
7. Источники, ослабляющие финансовую напряженность.
- Временно свободные собственные средства (фонды, средства экономического стимулирования, финансовые резервы и другие).
- Привлеченные средства.
- Превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской.
- Кредиты банка на пополнение оборотных средств.
8. Аналитические коэффициенты.
- Коэффициент независимости - отношение собственных средств к общей величине средств предприятия.
- Коэффициент финансирования: собственный капитал / заемный капитал.
- Коэффициент инвестирования: Собственный капитал / Основные средства и прочие внеоборотные активы.
- Коэффициент обеспеченности материальных запасов и затрат собственными средствами.
- Коэффициент маневренности (мобильности).
9. Анализ ликвидности баланса.
- Активы предприятия.
- Пассивы предприятия.
10. Анализ финансовых результатов.
- Динамика показателей балансовой и чистой прибыли.
- Рентабельность продаж.
- Рентабельность собственного капитала.
- Рентабельность основных средств и внеоборотных активов.
- Рентабельность текущих активов.
11. Комплексная оценка деятельности предприятия.
Модуль 2. Организация процесса бюджетирования как средства достижения финансово-экономических целей компании.
1. Сущность бюджетирования.
- Отличие от других форм внутрифирменного планирования и взаимосвязь с ними.
- Место бюджетирования в системе управленческого учета.
- В чем отличие бюджетирования от лимитирования затрат?
2. Цели и задачи бюджетирования.
- Эффект от внедрения механизма бюджетирования на предприятии.
- Какие проблемы решает и не решает процесс бюджетирования в организации?
- Какие результаты следует ожидать от внедрения механизма бюджетирования на предприятия?
3. Участники процесса бюджетирования.
- Виды функциональных центров ответственности бюджетирования и организация их эффективного взаимодействия.
- Функции участников бюджетирования.
- Персонификация ответственности за формирование бюджетных данных как залог успеха процесса бюджетирования.
4. Процесс бюджетирования в динамике.
- Когда начинается и заканчивается процесс бюджетирования?
- Этапы процесса бюджетирования, практические результаты каждого из этапов.
- Разработка бюджета, бюджетный контроль и корректировка бюджета как составляющие единого процесса бюджетирования.
5. Структура бюджета и его отраслевые особенности.
- Основные формы бюджетов.
- Процесс разработки структуры бюджета.
- Нужно ли каждому предприятию выстраивать собственную бюджетную структуру?
- Примеры отраслевых бюджетов (фэшн-ритейл, деревообработка, туризм, добывающая отрасль, трикотажное производство).
6. Карта разработки бюджета.
- Матрица: функциональный центр ответственности - бюджетная форма - бюджетные данные.
7. Финансовое моделирование как основа бюджетирования.
- Что такое бюджетная модель и как ее формировать?
8. Методология формирования бюджетных данных.
- Как формировать собственно бюджетные данные?
- Доля аналитики и предпринимательского творчества в бюджетировании.
- Бюджетирование по центрам ответственности и система оценки подразделений компании.
- Формирование системы внутреннего бюджетирования.
- Подразделения компании как центры финансовой ответственности.
- Коэффициенты эффективности деятельности подразделений.
- Трансфертные цены – причины и цели применения.
9. Информационная среда бюджетирования.
- В какой информационной среде стоит реализовывать бюджетирование?
- Сколько это стоит? Достоинства и недостатки работы с готовым продуктом.
Модуль 3. Управленческий учет
1. Концепция управленческого учета.
- Сущность управленческого учета, его необходимость в кризисных ситуациях.
- Отличие управленческого и финансового учета.
- Роль управленческого учета в системе управления предприятием.
- Автоматизация управленческого учета. Обзор систем автоматизации.
2. Затраты – ключевой объект системы управленческого учета.
- Управление затратами – естественная функция любого бизнеса.
- Краткий обзор методов и приемов учета затрат.
- Классификация затрат для принятия управленческих решений и краткосрочного планирования: постоянные и переменные, прямые и косвенные.
- Разделение затрат по степени их регулируемости.
- Релевантные и безвозвратные затраты.
- Альтернативные затраты.
- Классификация затрат для целей контроля: контролируемы и неконтролируемые затраты.
- Формирование системы учета затрат.
3. Распределение затрат – как корректно рассчитать и контролировать себестоимость.
- Абсорбционный учет. Учет с полным распределением затрат.
- Учет затрат с анализом причинности. АВС-костинг (ActivityBasedCosting) как наиболее объективный метод распределения затрат.
- АВС против традиционной системы учета затрат.
4. Анализ зависимости «Затраты – объем производства – прибыль».
- Анализ безубыточности.
- Графический CVP анализ и анализ безубыточности.
- Принятие решений о нижней границе цен.
- Критерии выбора между собственным производством и закупкой на стороне.
5. Маржинальный учет.
- Маржинальный учет ценообразования.
- Маржинальный учет для контроля стоимости запасов.
- Маржинальный учет для принятия управленческих решений.
6. Центры ответственности - основной инструмент управления.
- Разновидности центров ответственности: центры продаж, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.
- Выделение центров ответственности и организационная структура предприятия.
- Поиск оптимального соотношения централизации и децентрализации в системе управленческого учета.
- Причины и цели применения трансфертных цен.
- Использование затратных, рыночных и договорных трансфертных цен.
7. Управление денежными потоками и оборотным капиталом.
- Управление денежными потоками. Объекты планирования и контроля.
- Управление запасами. Использование АВС-анализа в управлении и учете запасов.