Применение сбалансированной системы показателей, позволяющей трансформировать стратегию в планы действий руководителей.
Декомпозиция целей и показателей.
Оцифровка стратегии компании.
Проверка достижимости финансовых целей.
Что делать для достижения основных финансовых показателей компании.
Управление по отклонениям.
Выявление между действительными и сметными издержками.
Норматив по отклонениям на разных этапах развития компании.
Управление обратной связью ЦфО.
Практическая часть:
Проведение анализа потребностей участников семинара как пользователей системы планирования на предприятии.
Рассмотрение финансовый план для достижения результативности бизнеса в условиях неопределенности.
Анализ схемы управления финансами на каждом этапе развития бизнеса.
«Оцифровка» и визуализация стратегии.
Построение дерева новых финансовых целей.
Кейс «Стратегическая карта, позволяющая достичь финансовые цели компании».
Бизнес–игра: «Достижение финансовых целей компании.
Эффективная система бюджетирования
Оценка эффективности существующей системы бюджетирования. Типичные ошибки построения системы бюджетирования.
Подходы к формированию финансовой структуры компании (опора на реальные центры финансовой ответственности).
Сущность и этапы построения системы бюджетирования компании.
Стимулирование выполнения бюджетов.
Ответственность и управляемость в процессе бюджетирования. Учет человеческого фактора.
Практическая часть:
Проведение анализа потребностей участников семинара как пользователей системы бюджетирования на предприятии.
Рассмотрение кейса «Построение системы бюджетирования».
Проведение оценки системы бюджетирования.
Организация управления оборотным капиталом
Оценка и анализ оборотного капитала компании по показателям баланса организации. Основные цели управления величиной оборотного и чистого оборотного капитала.
Теория и практика управления денежным циклом компании. Взаимосвязь денежного цикла и уровня чистого оборотного капитала. Методы анализа потока денежных средств, способности компании генерировать операционный денежный поток на основе анализа отчета о движении денежных средств.
Анализ операционной деятельности по показателям отчета о прибылях и убытках: «валовая прибыль – EBITDA – EBIT – чистая прибыль»; взаимосвязь показателей с величиной оборотного капитала и денежными потоками организации.
Практикум: «Влияние параметров оборотного капитала на финансовые показатели компании».
Стратегия и тактика компании в области оборотного капитала. Политика хеджирования: подбор «безопасных» источников финансирования операционных активов (запасов и дебиторской задолженности), внеоборотных активов. Отдельные аспекты политики компании в управлении запасами. Факторы, определяющие допустимый уровень дебиторской задолженности.
Расчет потребности в оборотном капитале для финансирования операционной деятельности.
Управление финансовым результатом компании на основе «CVP-анализа». Практические финансовые решения.
Практическая значимость анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»: от выделения постоянных и переменных издержек к директ-костингу и безубыточности.
Расчет основных показателей «CVP-анализа»: маржинальный доход, точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный леверидж.
Финансовое моделирование бизнеса
Базовые принципы построения финансовой модели.
Бизнес-план, финансовая модель, бюджет, инвестиционный план – практическое понимание и применение.
Модель – типовая структура, последовательность «сборки».
Сбор информации для финансовой модели.
Как встроить в финансовую модель Unit экономику.
Практика применения Direct Costing при финансовом моделировании.
Создание модели текущей деятельности в плане доходов и расходов (P-LS) с учётом всех типов расходов и нагрузок.
Организация и оптимизация работы финансово-экономических служб
Современная финансово-экономическая служба: какой она должна быть. Признаки и причины неэффективности работы службы.
Практикум: «Анализ причин неэффективности финансово-экономической службы в компании. Принятие управленческих решений. Сколько финансистов, экономистов и бухгалтеров нужно бизнесу».
Функции и продукты финансово-экономических служб. Что и для кого мы создаем. Способы оценки качества и «полезности» продуктов финансовых и бухгалтерских служб. Оценка качества управленческих отчетов.
Основные направления оптимизации. Комплексное применение «простых» методов. Разработка и внедрение положения о документообороте: почему документ не всегда работает.
Практикум: «Анализ и усовершенствование имеющихся положений и регламентов работы».
Организационная структура финансово-экономической службы. Разграничение функций внутри Финансово-экономической службы. Оптимизация численности и подбор персонала. Оценка эффективности и обеспечение оперативности работы службы. Способы оценки времени на выполнение функций.
Практикум: «Разработка KPI для сотрудников финансово-экономической службы».
Оптимизация бизнес-процессов финансово-экономических служб. Внедрение оптимизированных функциональных матриц: основные условия. Проектное внедрение: цели, сроки, взаимодействие менеджеров. Эффективное взаимодействие с другими подразделениями компании.
Практикум: «Применение метода построения функциональной матрицы».