Пять самых распространенных ошибок студента, обучающегося онлайн

Откуда берутся мнения, что офлайн образование намного лучше онлайнового? Что первое – это фундаментальные знания, а второе – пустышка в красивой обертке? Конечно, всегда есть риск нарваться на безответственного провайдера. Однако часто причина неудач кроется в вашем собственном поведении. Учиться онлайн вовсе не проще и не сложнее, чем очно, но по-другому. Предлагаю пройтись по основным ошибкам, которые совершают слушатели, решившие взяться за онлайн обучение, и определить: насколько лично вы готовы к тому, чтобы учиться по свободному графику.

1. «Успею завтра»

Когда вы уставший приходите домой после работы и понимаете, что из оставшегося свободного времени на обучение нужно уделить не меньше получаса, вы думаете: «Это можно отложить на завтра, а сегодня отдохнуть». Однако с каждым днем эти полчаса суммируются и выливаются в солидную сумму часов. Откладывая «на завтра», вы рискуете в итоге либо самостоятельно оставить учебу, либо «по приговору» провайдера. Не забывайте про одну очень важную вещь: на серьезных курсах есть дедлайны, в определенных случаях они могут быть очень жесткими – вплоть до отчисления.

Как избежать этой ошибки? Во-первых, помните, что свободный график все равно должен оставаться графиком. Учащийся волен сам выбирать, когда посмотреть видеолекции, когда изучить дополнительный материалы, когда выполнить задание (с поправкой на дедлайн). Однако он должен взять на себя ответственность за организацию собственного обучения. Подготовить хотя бы примерный план освоения курса и выполнения заданий с учетом собственного рабочего графика. Чаще всего разработчики курсов предлагают общий план изучения и ставят общие рамки. Мы, например, обязательно указываем, сколько часов потребуется слушателям на освоение того или иного материала, при этом вводим и помогаем освоить новые элементы планирования. Слушателю остается адаптировать общий план под себя, в чем мы также ему поможем.

Во-вторых, будьте честны с собой, подходите к своим возможностям реалистично. Например, не пытайтесь запланировать обучение на вечер пятницы, если вы знаете, что в такие дни любите отдохнуть. И не переусердствуйте, пытаясь построить жесткий план, так как для 99% людей он не работает.

В-третьих, создавайте напоминание в своем смартфоне о необходимости изучить материал или выполнить задание, о дедлайне. Это не требует каких-то особых навыков тайм-менеджмента, но отлично работает. Если у вас планируется день со встречами и поездками, поставьте напоминание ближе к вечеру. Если бумажная работа, которая вовлекает и не отпускает, - сделайте два или три напоминания. Подстрахуйтесь записками на домашнем компьютере.

2. «Обойдусь основными материалами»

Вы просматриваете видеокурс, отвечаете на вопросы, делаете тесты и…. вам кажется, что вы полностью освоили программу. Верно, но не совсем так. Во многих онлайн курсах, также как и в очных, преподаватели предлагают основной и дополнительный материал. Большинство студентов сосредотачивается на основном материале, а порой считает, что просто прослушать видеолекции достаточно для освоения предмета. Однако это не так. В дистанционном формате обучения дополнительные материалы играют значительно большую роль, чем в очном. Они позволяют глубже вникнуть в суть проблемы и в значительной мере компенсируют нехватку очного общения с преподавателем.

Что делать, если дополнительных материалов много, а времени мало? В начале 2014 года я окончил онлайн курс Unitersity teacher в John Hopkins University, посвященный новым технологиям в онлайн образовании для взрослых. Курс изобиловал списками дополнительных материалов. Даже при очень большом желании изучить все или хотя бы большую часть не представлялось возможным. Я просто ознакомился со списком «по-диагонали» и обнаружил для себя множество полезных идей. Теперь, если мне срочно понадобится какая-то информация, я знаю, что и где искать. Это мой арсенал «про запас». Поэтому крайне советую вам не лениться и хотя бы краем глаза просматривать то, что указано в дополнительных источниках.

3. «У меня нет времени на форумы и чаты»

Не смотря на сферу моей деятельности, я достаточно скептически отношусь к соцсетям и различным форумам, потому что они ассоциируются у меня с пустой тратой времени. Соответственно, когда я проходил свой первый онлайн курс, я подумал: «Форум? Там наверняка одни глупости или банальные вопросы». Думаю, вы сейчас тоже в этой фразе узнали себя. Многие слушатели игнорируют возможность общаться со своими «виртуальными однокурсниками» и преподавателями посредством специальных форумов, чатов, сервисов встроенных сообщений или социальных сетей.

Много времени спустя, когда я уже был не в роли слушателя, а в роли разработчика курсов, мне нужно было работать в том числе с форумами. Изучив их, я осознал свою ошибку. На таких форумах другие слушатели очень часто задают важные вопросы, на которые преподаватель дает вдумчивый ответ. Причем нередко качество вопросов и ответов значительно лучше, чем при личном общении. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, даже самые уверенные люди порой стесняются задать какой-либо вопрос лично, а «виртуальность» значительно облегчает эту задачу. Во-вторых, и у спрашивающего, и у отвечающего есть намного больше времени на то, чтобы четко сформулировать вопрос и вдумчиво ответить на него. В-третьих, обсуждение слушателями какой-либо темы значительно обогащается за счет того, что каждый имеет голос, и более «агрессивные» слушатели не заглушают голос более сдержанных.

4. «Запишусь на бесплатный курс»

Сейчас очень популярными становятся Massive open online courses (MOOC). Многие делают им предпочтение перед платными курсами. Однако бесплатные онлайн курсы хороши только для ознакомления. Все чаще появляется информация о несовершенстве МООС. В первую очередь, это нехватка взаимодействия с преподавателем, недостаток взаимодействия с «однокурсниками», а также проблема академической честности (плагиата).

dark-side-mooc.jpg

Информация с сайта www.onlinecolleges.net

Одной из главных проблем МООС до сих пор остается отсутствие у слушателя самомотивации. Из таблички видно, что данные прохождения курса MIT Circuits and Electronics катастрофичны:

  • 154 763 зарегистрированных пользователей, из них 7 157 окончили весь курс обучения.
  • 5% студентов до конца прошли курс обучения.
  • 55% - не обучались с самого начала занятий.

Дафна Коллер, сооснователь Coursera, отмечает, что в среднем лишь около 8% зарегистрировавшихся на курс доходят до финиша.

Интересный факт заключается в том, что мотивация у нас растет в зависимости от того, какую сумму мы платим за свое обучение. Это не пустые слова. Я сам неоднократно записывался на МООС, некоторые из которых так и не окончил. В своем исследовании Kings college of London выяснил, что высокая цена ассоциируется с более высоким качеством (и это справедливо). А ожидание высокого качества влияет на мотивацию положительно (Херцберг, 1993). У одного и того же курса в бесплатном и платном формате есть целый ряд принципиальных отличий, которые делают разницу заметной. Во-первых, в бесплатных курсах чаще всего слушатели не получают фидбека по выполненным заданиям. В лучшем случае неавтоматизированные задания будут проверяться «виртуальными однокурсниками» (так называемое peer review). Однако такой формат подходит для очень немногих курсов, да и добросовестность однокурсников гарантировать сложно. Кроме того, они почти никогда не обладают глубиной знаний и опытом преподавателя. Во-вторых, только по результатам платных курсов предоставляются серьезные сертификаты. Конечно, некоторые скажут, что учатся для себя, а не для бумажки. Однако онлайн обучение набирает обороты, как и интернет-технологии в целом. Работодатели все с большим уважением относятся к навыкам работы в виртуальной среде. А официальный сертификат будет хорошим подтверждением наличия этих навыков. В-третьих, у бесплатных курсов есть еще один минус: качество. Хотите похватать знаний «по верхам»? Беритесь за МООС. Думаю, для деловых людей не будет открытием, что в разработку качественного курса, в эффективность цепочки «лекция - взаимодействие с преподавателем - практические задания - сопровождение и проверка» нужно вкладывать немалые деньги.

5. «Могу не напрягаться»

У многих создается ошибочное впечатление, что онлайн курсы значительно проще, чем традиционные очные курсы. Когда мы хотим глубоко вникнуть в проблему, мы в любом случае должны потратить на это определенные эмоциональные, интеллектуальные и временные ресурсы. Сложность заключается не в обилии сложных терминов или концепций. Нередко в онлайн курсах представлен более продвинутый материал. Ставка делается на то, что слушатель может несколько раз изучить его, если чего-то не понял, и обратиться к преподавателю с вопросом. При этом я бы сказал, что сложность компенсируется удобством: дает больше свободы, вы можете сами перераспределить затраты своих ресурсов. У вас всегда есть выбор: либо проходить в свободном режиме и тратить в неделю минимум по три-четыре часа, либо, например, одну неделю пропустить из-за загруженности на работе, а на второй и третьей неделе пройти сразу весь курс.

Надеюсь, я смог вас убедить, что к онлайн образованию следует относиться с полной серьезностью и организованностью, не распыляясь и не кидаясь на все попало, в том числе и на интеллектуальный фаст-фуд. В этом случае ваши временные, интеллектуальные и финансовые затраты окупятся с лихвой.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

Самая ''распространённая ошибка студента'', в том , что он
легко покупается на красивую рекламу.
Студенту трудно определиться в потоке предложений
''самого лучшего дистанционного образования'' ,все
обещают прекрасное образование , но не гарантируют
трудоустройства...

Разговор должен быть более предметным,утверждения типа :
''только по результатам платных курсов предоставляются серьезные сертификаты''...не убедителен.
Нужны конкретные примеры программ,ВУЗов...это
поможет студентам.
Призыв :''Учиться,учиться и учиться!'' ,сегодня звучит так :
''Ищи работу по своим способностям и готовься к ней.''

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово

''Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...''(с)Пушкин А.С.

CIO, Москва

Ошибка одна - учить то, что тебе ненравится.
Сегодня с учебными материалами проблем нет, даже секретную документацию можно достать, закрытую от многих ботанов.. :)
Сегодня проблема с поколением деблоидов. :)
''Я бы в лётчики пошёл, - Пусть меня научат!'' - этим стишком троллю сегодняшнее поколение, а прикольно то, что они не видят в этом юмора :)

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Если Вам нужны знания - изучайте то, что Вам действительно интересно.
Если Вам нужна бумажка (Диплом, сертификат и т.п.) - изучайте с минимальными потерями времени и денег.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Признаюсь, что до чтения статьи руки пока не дошли (чуть позже). Потому пока соглашусь с авторами комментов.
Константин Комшуков пишет: ''Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...''(с)
Поскольку это у нас повсеместно, то тема хорошего обучения (особенно менеджменту) как нельзя актуальна. Самое главное - все лежит под ногами и потому не стоит денег, только времени. И это - ... Е-хе. Е-хе уникален не тем (личное мнение), что много рекламы разных образовательных программ (они ему помогают материально), а тем, что сам Е-хе, при желании, может стать для любого лучше любой самой дорогостоящей западной программы МВА, проверено электроникой.
Аналитик, США

Владимир Токарев пишет:
''сам Е-хе, при желании, может стать для любого лучше любой самой дорогостоящей западной программы МВА, проверено электроникой.''

Владимир, поясните мысль на примере .

Генеральный директор, Нижний Новгород
Виктор Большаков пишет: Владимир, поясните мысль на примере .
С удовольствием, Виктор: 1. Если описывать подробно, то я изложил свою версию в статье, вот ссылка на мой блог, с которой выход на эту статью (в конце поста блога по ссылке) - http://www.e-xecutive.ru/blog/tokarev/15474.php 2. А если кратко, то это выглядит так: - лучший метод освоения материала - это обучать других (наконец и сам поймешь) (ПРИМ - как работающую технологию впервые увидел это, кажется, у Акоффа, потом сам проверил в нашей первой бизнес-школе в 1992-1993 гг., затем подтвердил во второй нашей уже ''корпоративной бизнес-школе'' (2000-2001 гг.), и при том стали широко применять непосредственно в процессе консультирования клиентов (когда желающий познать менеджмент гендир проводил САМ семинары по менеджменту для своих подчиненных). - но почему препод так хорошо знает свой предмет? (практика управления - отдельная тема, она также вписывается в работу препода) - ему слушатели задают ''дурацкие'' вопросы, поиск ответов заставляет обращаться в книгам, к практике, короче говоря, - глубоко понимать то, чему обучаешь, - потеряв в 2002 году регулярную практику преподавания (стал заниматься только консалтингом), я где-то в 2009 году стал искать снова работу препода по совместительству (не для денег - для развития самого себя), и тут как раз поймал себя на том, что на Е-хе - также задают коллеги ''дурацкие вопросы'' - и также вынужден лезть в книгу и анализировать свой практический опыт управления по теме обсуждения. Результат на Е-хе - оказался на порядок лучше (могу перечислить темы, где это применил практически), так как ''слушатели'' на Е-хе - одни из самых сильных в стране. Точка (обычно моя ''точка'' всем оппонентам очень нравится, не могу их не порадовать :)).
Партнер, Украина

Поскольку наша бизнес-школа Fast Management работает исключительно в онлайне, видимо, нужно и мне высказаться.
Проблема низкой эффективности многих онлайн-курсов в неправильном построении структуры курса.
В котором основной предмет излагается в виде статичных программ для самостоятельного обучения, а общение происходит в чатах и форумах. Поэтому студент оказывается в одиночестве наедине с предметом.
Все разговоры о том, как студенту самому себя самомотивировать - это издевательство над занятыми людьми у которых проблема. Программа должна сама включать в себя элементы мотивации студента, общения с одногруппниками, обратной связи с преподавателем. Только так дистанционное обучение вообще может работать.
А поводу более высокой эффективности платного обучения - согласен. Тот, кто заплатил деньги, ему жалко их и он готов уделять внимание этому курсу, чтобы вернуть свои инвестиции.

Аналитик, США

Владимиру Токареву:
Спасибо за пояснение про Ваш личный опыт.
Для бакалавров он конечно не работает,даже не всякий
магистр выдержит обкатку на Е-хе.....

Аналитик, США

Фёдор Нестеров пишет:
Программа должна сама включать в себя элементы мотивации студента, общения с одногруппниками, обратной связи с преподавателем. Только так дистанционное обучение вообще может работать.

Фёдор Владимирович, разделяю Ваше мнение , что мотивация -это базис процесса
обучения.
В Вашем заведении всё конкретно и ясно ...и цели и мотивы .
Проблема в том , что многочисленные школы бизнеса ''мотивируют'' красивым дипломом,
стажировками за границу,несбыточными перспективами.
На уровне бакалавриата студент в радужных перспективах, после окончания ...в депрессии, страхе
ошибиться ещё раз...Их много наплодили и бросили на произвол судьбы.
Поэтому, при приёме в магистратуру ,рекомендуется курс ''Введение в специальность''
в процессе прохождения которого предусматривается:
- оценка базового уровня знаний и склонностей /способностей/ слушателя;
-выбор специализации;
-разработка плана обучения на базе профессиограммы...
Основа мотивации - получение работы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.