Как изменились критерии успешности бизнеса

Откройте любую книгу по менеджменту. Вспомните пройденные бизнес-курсы. В них во всех есть одно общее – они все считают необходимым и правильным рост: производства, продаж, потребления. Чем больше, тем лучше! Ставите себе цели? Чем амбициознее, тем лучше! Захват доли рынка! Эффект масштаба производства! Повышение результативности продаж! Жизненный цикл компании описывается этапами ее роста! Да что далеко ходить? Откройте картинки в поисковике с ключевым словом «бизнес» – львиная доля из них будет содержать диаграммы роста.

Это – наш менталитет, навязанная нам теория.

Что говорит практика?

Возьмем, к примеру, отрасль жилищного домостроения. До сих пор, судя по отчетам в этой отрасли считается достижением построить больше жилья, чем в прошлом году. Долго ли это продлится? Представляется, не очень.

Например, мощности строительных компаний Москвы достаточно, чтобы в течение относительно короткого времени переселить всю страну в нашу столицу. У отрасли есть физические ограничения роста – уменьшающееся количество населения, если считать по регионам, а не в целом по стране, и комфортное количество квадратных метров на человека. Дорастем до этой планки и все – останется только обновление старого фонда.

Суровая реальность

Население большинства развитых стран не растет, а экономика большинства стран растет медленно. И этот рост обеспечивается преимущественно услугами. Ростом промышленного производства может похвастаться счетное число стран из относительно «развитых» – Китай, Индия, Россия и Индонезия. Промышленное производство в США выросло на 1,3% за 16 лет. Япония потеряла более четверти своего производства от достигнутого ей в 2008 году пика. Германии «легче» – она потеряла от своего пика производства, достигнутого в 2017 году, всего 15%.

Можно наводнить свою страну деньгами каким-нибудь хитрым способом, за счет этого стимулировать рынки услуг, показав рост ВВП, но это временное решение, не дающее так нужного стратегам организаций стабильного роста на их рынках.

Естественные ограничения роста

Быстрый рост большинства рынков уже невозможен:

  • Население в интересных регионах в своем размере стабилизировалось и имеет направленность к сокращению.
  • Интенсификация использования продуктов исчерпала себя. Менять телефон чаще раза в год желающих мало, еще меньше желающих стричься чаще раза в неделю. Самое страшное ограничение на рынке услуг – время потребителей, которое ограничено 24 часами в сутки. Даже если люди будут стричься круглые сутки, рынок будет съеживаться просто потому, что население будет уменьшаться.
  • Фантазия по придумыванию новых рынков практически исчерпалась. Где-то сразу после появления витаминов для ногтей. Опять же, каждый новый продукт требует время потребителей, которое уменьшается независимо от роста экономики.

Планирование, основанное на росте

Допустим, что мы работаем на процветающем рынке, который за год вырос аж на 5%, и посмотрим на планы роста, составляемые в работающих на этом рынке организациях. Ставить в планах рост ниже 10%? Ни за что! Таких организаций вы не найдете. Все участники рынка планируют рост, значительно превышающий среднерыночный. За счет чего они планируют рост? За счет конкурентов. А конкуренты как будут достигать своих целей? За счет других конкурентов.

Вопрос: сколько организаций добьются своих амбициозных целей? Одна из сотни. Кто-нибудь в оставшихся ответит за недостижение плановых рыночных показателей? Нет, потому что всегда есть объективные причины, и потому, что мы интуитивно понимаем нереалистичность этих целей уже на стадии их утверждения. Ну а как, а вдруг получится?

Хотим быть той самой организацией, которая «одна из сотни»? Хотим. Потому что почти во всех организациях принято полагать, что у них отличный продукт и очень квалифицированный персонал. То, что точно так же считают все конкуренты – это проблема конкурентов.

Не расти быстро – признак слабой организации. Так нас учит среда, книги и консультанты. То, что стабильность или очень медленный рост – норма, никто не задумывается, это вне навязанного нам еще прошлым веком менталитета.

Что же делать?

Нужно постепенно отвыкать от роста в качестве критерия успешности, и привыкать к новым:

  • Гибкость: что бы не случилось на рынке, мы должны уметь защитить свое и вовремя перестроиться, если свое начинает «сдуваться», чтобы найти «новое свое».
  • Стабильность: если удалось удачно перенастроиться на новые возможности рынка, это хорошо. Но вдруг это получилось случайно? Мы должны добиться стабильной способности перестраиваться.

Справедливости ради, стоит признать, что передовая управленческая мысль выдает периодически «на гора» инструменты и техники, позволяющие организациям развивать гибкость, так что при желании в бизнес-образовании можно найти идеи для подготовки организации к новым реалиям.

Мы должны понимать, что стратегии роста пока еще вполне допустимы в некоторых отраслях и некоторых регионах.

Гнать ли поганой метлой консультантов, предлагающих «радикально кардинальный рост»? Нет. Но нужно очень трезво оценивать себя, рынок и возможные риски. Следует помнить, что многие становятся пессимистами после финансирования оптимистов.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Разумно изложено. 

Нужно постепенно отвыкать от роста в качестве критерия успешности, и привыкать к новым:

  • Гибкость: что бы не случилось на рынке, мы должны уметь защитить свое и вовремя перестроиться, если свое начинает «сдуваться», чтобы найти «новое свое».

Мечта стабильного бизнеса, когда "И волки сыты и овцы целы".

Вот только не перешло бы ВСЁ ТВОРЯЩЕЕСЯ СЕЙЧАС в уже имевшее место "Грабь награбленное" !

Директор по правовым вопросам, Москва

Население большинства развитых стран не растет, 

большинство бывших развитых стран (не озвученных, кстати, но предположу, что это "Запад"), находятся и будут находится в кризисе. Об этом давно говорят экономисты , в том числе западные.

 

Мы, Индия и в некотором случае Китай отстегиваемся от тонущего корабля. Мы находимся в разных эпостасях, так сказать. 

Директор по развитию, Москва
Сергей Корчанов, вложите все свои сбережения в бизнес, встаньте у его руля, поработайте год, два, если полчится три.... А потом перечитайте свою статью :)
В начале, вы запомните цену на батон хлеба и пакет молока, узнаете в каком продуктовом цени ниже и где какие акции. Потом вы задумаетесь, будет ли хуже ездить Ваш автомобиль на 92-ом. Вы хорошо запомните это время и чётко усвоите, что вы должны достаточно заработать, дабы не вернутся в то время, когда вы смотрели на цену батона хлеба.
И если повезёт и ваши способности, целеустремленность и вера в себя выведут вас на самоокупаемость, ваши потребности неприменно начнут преумножаться, приняв со временем лавинный харрактер... новая машина, дача, мальдивы, дорогие рестораны. И чем больше потребности, тем больше необходимоть преумножать свой бизнес. Посмотрел бы я на вас в конце этой цепочки, как бы вы рассуждали о необходиомсти остановиться)))
И это ещё без философии про кредитно-денежную и геополитику!)
Консультант, Новосибирск

Сергей Корчанов, вложите все свои сбережения в бизнес, встаньте у его руля, поработайте год, два, если полчится три...

У меня за плечами более 20 лет работы топом. И владельцем.
Статью перечитал, все в ней нормально )))

 

Консультант, Новосибирск

Не помню автора одного шикарного высказывания, но само высказывание приведу:

У нас не было необходимости расти.
У нас было безудержное желание расти.


Высказанные в статье мысли могут сильно не нравиться, если живешь в желании постоянно расти, масштабироваться, поглощать...

Но нужно понимать, что на стабильном рынке быстро расти могут единицы, а остальным, ничем не хуже нас - не светит. И те единицы смогут вырасти не потому, что у них "прокачен менеджмент", а потому, что они воспользовались "внеконкуретным преимуществом". Или им просто повезло. 

Можно, конечно, заниматься самообманом...

Или, еще хуже - обманывать своих, как это делается, например, в сетевом маркетинге, где новичков потчуют невероятными историями обретения "богасьва", ясно понимая, что выше среднего вылезет один из тысячи, а остальные - "мясо"...

Главный инженер, Новосибирск

Корчанову, даже не читая можно ставить сразу лайк или два! 

У нас сильно расти нельзя - могут подстричь ))

 

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Владимир Колмогоров пишет:

Корчанову, даже не читая можно ставить сразу лайк или два! 

У нас сильно расти нельзя - могут подстричь ))

 

Вы, наверное, на одной ниве работаете :))

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Сергей Корчанов пишет:

Не помню автора одного шикарного высказывания, но само высказывание приведу:

У нас не было необходимости расти.
У нас было безудержное желание расти.


Высказанные в статье мысли могут сильно не нравиться, если живешь в желании постоянно расти, масштабироваться, поглощать...

Но нужно понимать, что на стабильном рынке быстро расти могут единицы, а остальным, ничем не хуже нас - не светит. И те единицы смогут вырасти не потому, что у них "прокачен менеджмент", а потому, что они воспользовались "внеконкуретным преимуществом". Или им просто повезло. 

Можно, конечно, заниматься самообманом...

Или, еще хуже - обманывать своих, как это делается, например, в сетевом маркетинге, где новичков потчуют невероятными историями обретения "богасьва", ясно понимая, что выше среднего вылезет один из тысячи, а остальные - "мясо"...

я тоже ещё раз "перечитал" и не согласен вот в чём: В однозначном посыле к росту. Если, пользуясь Вашей подсказкой, открыть книги по менеджменту, то во всех из них, чаще, чем про постоянный рост, говорится о SWAT - анализе. Про остальные тоже аббревиатуры говорится, но про SWAT - обязательно. Так вот там - Оценка среды, своих возможностей, риски и т.п. И, если оценка обстановки даёт сомненияя в увеличении рынка на 5-10%, какой управленец "забьёт себе в Стратегию" рост??? Как раз, на этом этапе и возникают вопросы о "гибкости" и уходу в другие ниши. Капитал должен приносить чуть больше дохода по депозиту. И, зная на берегу, что этого не достичь и принимать такой план???? Нуууу, не знаю...

Руководитель группы, Москва
Елена Виноградова пишет:
Мы, Индия и в некотором случае Китай отстегиваемся от тонущего корабля. Мы находимся в разных эпостасях, так сказать. 

Мне кажется, что Индия с Китаем - это одно, а Россия - другое.

Россия - часть европейской цивилизации, как и США, и Великобритания, и страны ЕС. 

Поэтому в России, странах Европы и США происходят примерно одни процессы:

- Снижение рождаемости у местного населения.

- Замещение населения приезжими из южных стран (в США - латиноамериканцами, в Европе - выходцами из Африки, арабских стран, в России - таджиками и узбеками). 

- Замедление экономического роста.

- Трудности в создании производства с низкой себестоимостью (соответственно, сложности в конкуренции с товарами, произведенными в странах Азии). 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.