В современных компаниях бизнес-партнеры встречаются практически во всех направлениях: HR, Legal, Partnership и, конечно же, IT. За какую бы часть бизнеса не отвечал человек, занимающий позицию бизнес-партнера, его ключевая зона ответственности — это оформление стратегии развития (и ее исполнение) в рамках обозначенного бизнес-аспекта конкретной компании, корпорации, холдинга. В отличие от узкого специалиста, стоящего чуть ниже по карьерной лестнице и отвечающего за прямое выполнение назначенных заданий, бизнес-партнер выступает в роли человека, который эти задания формирует и в конечном итоге отвечает за цифры, бюджет компании.
Соответственно, если мы говорим об IT-бизнес-партнере, то это специальный человек в команде, который на все IT-решения смотрит с точки зрения того, как их принятие и стоимость скажутся на маржинальности, а также размере прибыли/убытка в расчете на одного клиента, и знает, как оптимизировать эти решения для получения наибольшей выгоды.
Практика «Антирабства» показывает, что в последние годы ценность позиции IT-бизнес-партнера в компаниях только растет. Назвать общую цифру подобных вакансий на рынке сложно (это все-таки меняющийся показатель, вакансии появляются и исчезают ежедневно), но если еще пять лет назад счет шел на сотни открытых позиций (в России), то сейчас он исчисляется тысячами. IT-решения в современном мире остаются аспектом, одновременно и дорогим, и коренным образом влияющим на капитализацию бизнеса. Соответственно, потребность в человеке, который сможет свести воедино оба эти момента и принести компании выгоду, только растет. Впрочем, очевидно, что так было не всегда.
Когда IT-департамент стал играть важную роль в бизнесе
Да, исторически IT-департамент реактивно реагирует на запросы бизнеса. Но одновременно с этим IT-сотрудники обычно играют более пассивную роль в компании — решения принимаются на уровне руководителя, а IT-департаменту отводится роль их исполнителя. Еще совсем недавно представитель IT-направления в компании воспринимался как вспомогательная функция, полутехнарь-полуремонтик, который, с одной стороны, выполнял обязанности системного администратора и, с другой, призывался для решения более тривиальных задач, от подключения компьютеров в бухгалтерии до ремонта принтеров.
Ситуация менялась постепенно, причем в несколько этапов — можно обнаружить две ключевые точки, которые резко все изменили.
Первая точка отсчета — это период после мирового кризиса доткомов, примерно 2004–2005 годы, когда компании впервые почувствовали, что IT может серьезно влиять на капитализацию бизнеса и начали использовать решения вроде Microsoft, Oracle или каких-то других, в том числе российских, аналогов. Именно в этот период IT-департамент стал постепенно переформировываться в сознании собственников из департамента «почини и настрой», который воспринимался на уровне административно-хозяйственного отдела, в департамент, который пусть еще и не занимает самую значимую позицию, но уже всерьез влияет на рост бизнеса.
Второй этап начался в первые годы 2010-х, продолжается до сих пор и связан с многочисленными скандалами и кризисами последних лет вокруг приватности данных и информационной безопасности. Роль IT-департаментов стала одной из самых ведущих в тот момент, когда компании поняли, что именно через IT, а не через промышленный шпионаж, можно выйти на главные секретные проекты компании, какие-то ноу-хау, конкурентные преимущества. И не только выйти на них, но и запросто увести принципиальные разработки. Как результат — компании стали всерьез заниматься информационной безопасностью, и теперь человек на позиции IT-бизнес-партнера входит в десятку ключевых лиц компании, напрямую влияющих на текущее положение дел в бизнесе. Согласно статистике в исследовании американской компании CEB SHL на данный момент кадровый потенциал в сфере кибербезопасности по всему миру составляет 169 600 человек.
Надо ли говорить о том, что в условиях растущего количества информационных атак слаженная работа IT-департамента не только оберегает бизнес от возможной кражи информации, но в принципе является гарантом его функционирования. Вспомним, например, шумевший по всему миру в 2016–2017 годах вирус Petya, который нанес ущерб компьютерам в более чем 60 странах. По самым скромным подсчетам агентства Reuters атаки вирусом Petya и его предшественником WannaCry нанесли бизнесу ущерб порядка 8 млрд долларов. Добавим к этому факт безвозвратной потери клиентских баз, важных документов и прочей ключевой для бизнеса информации, и, думаю, необходимость в действительно качественно и эффективно работающем IT-департаменте станет очевидной.
При этом понятно, что, говоря о миллиардах возможного ущерба, мы обычно ведем речь об огромных компаниях, которые имеют возможность направлять на защиту от кибер-атак значительную часть своего бюджета. Впрочем, это не значит, что у малого бизнеса нет никаких шансов справиться с рисками — современный рынок предлагает огромное количество компактных, гибких и недорогих решений, которые не требуют серьезных расходов на программное обеспечение.
Надо сказать, несмотря на то, что роль, которую играют IT-департаменты, усилилась самым серьезным образом, мы все еще далеки от той точки, когда рост остановится. Сейчас мы видим, что основные и риски, и конкурентные преимущества у большинства компаний, в том числе не имеющих отношения к IT, формируются именно за его счет. Это видно на примере крупных ритейловых, FMCG и фармакологических компаний, которые активно занимаются созданием и развитием IT-департаментов, покупкой новых передовых IT-продуктов и привлечением новых, лучших специалистов.
Новая модель сотрудничества
Конечно, одновременно с формированием ведущей роли IT-департаментов постепенно менялось и отношение собственников бизнеса. Так, периоду отношения к IT-специалистам как к людям, которые реально влияют на прибыльность бизнеса, предшествовал очень долгий и сложный период непонимания. Довольно долго с позиции собственника, который сам не имел к IT-никакого отношения, этот департамент и люди, в нем работающие, воспринимались как необходимая, но обуза. Все вокруг говорят, что они нужны, но что они делают — не ясно, а денег при этом уходит огромное количество. Период непонимания пришелся на начало 2000-х, когда на рынке открыто царило раздражение и бесконечные, ежегодные смены IT-директоров.
Сейчас, конечно, ситуация изменилась — ценность и роль IT-департамента, если ему повезло быть возглавляемым профессионалом, невозможно переоценить. И собственники конца 2010-х, в отличие от коллег начала 2000-х, отлично это понимают.
Что поменялось? Люди стали свидетелями того, как хорошо налаженная работа IT может помочь масштабировать бизнес, и поумнели. Причем это был двусторонний процесс — не только собственники стали понимать ценность департамента, но и само IT-подразделение постепенно научилось говорить на языке бизнеса. В результате сейчас хороший IT-бизнес-партнер находится на одной бизнес-волне с собственником или акционером, и является одним из ключевых звеньев в трудоемком процессе роста бизнеса. В свою очередь, обеспечение роста бизнеса, капитализации, ликвидности актива — главная головная боль любого собственника и показатель его успеха.
Требования к желающим занять позицию IT-бизнес-партнера
Естественно, важным моментом будет понимание не только своей отрасли, но и той, к которой относится бизнес — выстраивать процессы, не понимая, чем занимается компания, попросту невозможно. Но это — вопрос опыта и готовности погрузиться в детали. Что же касается необходимых навыков, то здесь их следует разделить на две категории.
Первая — это стандартные профессиональные навыки. Прежде всего, знание современных технологий и IT-продуктов (и регулярная актуализация этих знаний, так как новые решения появляются на рынке чуть ли не ежемесячно), в частности — всего, что связано с безопасностью и прозрачностью бизнеса. Со стороны прозрачности речь идет о понимании работы разнообразных систем управленческих учетов, а со стороны безопасности — все, что связано с хранением и защитой данных.
Вторая категория — это личностные навыки и, в первую очередь, уже названное выше умение говорить на языке бизнеса. Что имеется в виду? Привычка заменять высказывания из разряда «Мы поставим это решение, потому что я его знаю, оно будет работать» на «Мы поставим это решение, потому что оно критично для нашего бизнеса, даст такой-то результат и улучшит такие-то аспекты». То есть речь идет об умении обосновать необходимость своих решений с точки зрения цифр и прямой выгоды для компании. Это навык, которому спокойно обучают при получении хороших MBA в IT-направлениях, где специалистов среди прочего учат пониманию основных бизнес-показателей.
Вообще, не стоит недооценивать важность и значимость прохождения самых разнообразных курсов, лекций, онлайн-обучения, экзаменов, и получения необходимых сертификатов, подтверждающих владение теми или иными знаниями и навыками. Актуализация знаний важна для самих IT-специалистов, но понятно, что не меньше них самих в обучении своих сотрудников должны быть заинтересованы и собственники бизнесов.
Кадровая революция
Общее усиление роли технологий в нашем мире, а также усиление страха, сопряженного с темой информационной безопасности, двигает отрасль вперед, поэтому потребность в специалистах будет только расти. Как и уровень заработной платы в IT, которая уже растет выше, чем инфляция, и выше, чем в среднем зарплата у отраслей-лидеров рынка. Традиционно IT входит в тройку отраслей всего мира, показатели зарплаты в которых растут опережающими темпами — и, следует признать, на данный момент не существует ни одной причины для того, чтобы ситуация эта вдруг изменилась в другую сторону.
Наоборот, мы видим массу примеров того, как правильно подобранные IT-решения и верно принятые шаги двигают бизнес вперед. Наиболее яркий пример — история с выходом на лондонскую биржу и общая лидирующая позиция в бизнесе банка Тинькофф. Изначально маленькое предприятие, в туманных перспективах которого не сомневался разве что ленивый, сейчас входит в пятерку самых котируемых банков с самыми высокими прибылями и самой высокой стоимостью акций. И не в последнюю очередь это заслуга именно IT — Тинькофф торговался и торгуется на лондонской бирже не как банк, а как IT-компания, за что получает совсем другие, значительно более высокие мультипликаторы.
Другой пример — совершенно по-разному можно относить к тому, что делает Сбербанк с точки зрения технологий (встречаются как хвалебные оды, так и открытая критика), но факт остается фактом. То, что Сбербанк создал отдельный технологический отдел и стал менять себя с точки зрения IT позволило ему подняться в мировом банковском рейтинге и оставаться привлекательным для рынка несмотря на все то, что происходит вокруг (в том числе, несмотря на санкции). Использование Big data и понимание пользователей повлекло за собой значительный скачок, и уже сейчас по этому же пути проходит, например, Почта России, которая стала подниматься с точки зрения прибыльности и развития сразу же после того, как начала использовать инструменты IT-оптимизации на всех этапах работы.
Наконец, бесчисленные примеры того, как грамотное выстраивание процессов на базе IT-решений помогает ускорить рост и развитие бизнеса мы видим в среде малых предприятий не государственного сектора и стартапах. Очень яркий пример — успех фермерского кооператива LavkaLavka, выросшего из небольшого фермерского хозяйства в огромный маркетплейс. Здесь же можно назвать успехи сети кофеен Даблби, которая уже вышла на рынок ОАЭ, и, например, сервиса по выгулу собак Собака-гуляка.
Резюме
IT всегда были глобальной отраслью, но сейчас процессы глобализируются еще сильнее, поэтому хороший IT-бизнес-партнер — это человек, который:
- знает все мировые технологии и умеет современно с ними работать;
- понимает бизнес, а также умеет решать проблемы своего подразделения, говоря с акционерами на понятном языке;
- интегрирован в мировое пространство (подрядчики, партнеры, тендеры и проч.);
- всегда идет слегка впереди и поэтому может заранее сообщить собственнику о тех проблемах и угрозах, которые стоят перед бизнесом с точки зрения IT и которые надо будет решать решать в самое ближайшее время;
- наконец, распределяя задачи, отвечает за удобство и стиль работы и коммуникации сотрудников, а значит, прямо влияет на корпоративную культуру в целом.
Перспективы такого человека на современном рынке труда нельзя переоценить, но успешная работа — это всегда обоюдный процесс, совместный труд всех сторон, поэтому точно так же, как IT-специалист должен понимать бизнес, так и бизнес не должен оставаться не сведущим и понимать IT хотя бы минимально. Специально для собственников бизнесов, которые хотят шагать в ногу со временем, мы разработали брошюру «Уйти в облака, чтобы выжить: новые правила малого бизнеса» .
Читайте, узнавайте, разбирайтесь в решениях, которые предлагают для бизнеса IT-технологии, и пусть они и будут вашим надежным партнером и помощником в росте и развитии.
Узнать больше об облачных решениях для малого бизнеса
Партнерский материал
Об авторе: Алена Владимирская – хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга и основатель проекта «Антирабство», нацеленного на помощь в поиске работы мечты и оказание услуг карьерного консультирования.
Алёна, мне понравилась Ваша статья! Хорошие примеры, с которыми я согласен. Оптимистична. Да и елей на душу: "IT всегда были глобальной отраслью"! Надеюсь, что Вы понимаете, что в этой короткой фразе - полжизни? Сколько лет мы шли к этому пониманию! Ужас!
Но по сути статьи. Я пару раз (года 3) работал с бизнес-партнёрами. У меня всё как-то по-другому было: у человека появились деньги, он решил вместе с тобой вложить их во что-то знакомое. Как-то я не видел прорывов в их работе. Может мне просто не удалось встретить описанных Вами людей.
"Карканье"+критика = каритика? Какой интересный неологизм...:-) Это по форме...
Что касается содержания, то такое ощущение ,что бизнес не оставляет попыток найти "волшебную пилюлю"...И вот теперь, оседлав хвост очередного тренда, ищет не халявщика, а IT-партнера...Ну-ну...
Дмитрий, роль партнера в статье Алены, по моему, скорее под силу "коллективному партеру", т. е. юридическому лицу, эксперту в таком широком поле как IT-технологии и вряд ли наемный IT-специалист, даже высокой квалификации сможет удовлетворить запросы бизнеса. Если я правильно понял автора, то в понятие ПАРТЕР Алена вложила способности понять философию бизнеса компании, его индивидуальные особенности (фишки) и найти необходимые решения (скорее всего из числа стандартных - доступных! даже малому бизнесу). Первоначальная задача ПАРТНЕРА - проникнуть в душу компании, ее владельцев, идентифицировать бизнес-идеи, чего не всегда понимают руководители и персонал компаний, а затем искать решения или приложения для решения.
Масштабирование бизнеса путем применения стандартных решений это очень интересная идея и наверное правильная. Возможно термин "партнерство" не совсем удачен, но смысл его я понимаю именно в сказанном выше комментарии. Интересно услышать мнение Алены.
"Вот оно что, Михалыч..."(с)У компании есть душа, оказывается...Какая патетика! Это из той же области ,что и следующее определение корпоративной культуры. "Корпоративная культура - это социальный клей, который скрепляет всех работников организации"(с) Не мое.
Отнюдь!
Поелику "бытие определяет", а оное обеспечивается деньгами, то первоначальная задача "ПАРТНЕРА" -- это проникновение к деньгам компании. А проникновение в душу и так далее -- это всего лишь средства решения первоначальной задачи.
На мой взгляд, автор создала всю статью из двух ингредиентов: некорректного использования термина "партнёр" и объяснения изменения роли IT в бизнесе. Слушать хедхантера о роли IT - не самое очевидное решение, а о том, что я думаю о ее использовании термина "партнёр", я сказал сразу.
Видимо Дмитрий удалил своё сообщение. Поэтому, извините, Григорий, воспользуюсь Вашим ответом.
И я , и Алёна под термином "бизнес-партнёр" понимаем одно и тоже. Эта фишка появилась лет 5-7 назад: искать профессионально занимающегося определённым видом деятельности для совместно выполнения какого-либо проекта под общим юрлицом. Да, Вы правы, никакого отношения данный контекст к партнёрским, договорным отношениям двух юрлиц это не имеет.
Просто я сослался на свой опыт, что все эти ИТ бизнес-партнёры просто приносят свои деньги. Кстати, на это же указал Владимир Зонзов.
внимательно прочитал список умений и навыков хорошего IT-бизнес-партнера, задумался, и, несколько "выпал в осадок".
это не список, а какой-то утопический образ идеального сотрудника - мастера на все руки, причем даже не касаемо IT. если убрать слово IT из контекста, то это применимо к любой сфере деятельности. этакий пушкинский Балда.
сразу же возникает вопрос - сколько же будет стоить специалист, обладающий такими умениями? всем ли он будет по карману?
для всех бизнесов, кроме отдельных крупных, он будет просто недоступен.
ps видимо о таком идеальном IT-бизнес-партнере задумалась автор на фото :)
Я встречал таких, иногда их называют - советник по IT. Мое впечатление об их деятельности скорее негативное. В основном это малограмотные люди, нахватавшиеся по верхам специфических терминов, могут говорить на любые темы, но мало где разбираются в деталях. В проектах такой горе советник скорее вредитель чем помощник.
Вот именно! В связи с этим возникает вопрос. А нужны ли такому человеку бизнес-партнеры, если он самодостаточная единица и вполне может промышлять IT-консалтингом/аутсорсингом? Как говорится, главнее тот, кто без другого проживет.