Марина Фролова, руководитель проекта «Доступный коучинг» кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ, специально для Executive.ru
Работа с психоаналитическими бизнес-консультантами давно стала нормой для крупных и современных компаний – как зарубежных, так и российских. Эти специалисты помогают сотрудникам и руководителям найти мотивацию, повысить эффективность, наладить отношения в коллективе – словом, сделать так, чтобы знания и компетенции превращались в реальный результат, а работа приносила удовольствие.
Услуги таких специалистов зачастую бывают недешевыми: стоимость часа консультации может исчисляться десятками тысяч рублей. Но есть возможность получить профессиональную помощь совершенно бесплатно – в рамках сессий проекта «Доступный коучинг», которые проводят слушатели Магистерской программы НИУ ВШЭ «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование».
Это те самые люди, которые решили связать свою жизнь с психоаналитическим коучингом – причем речь идет вовсе не о юных студентах. Слушателями зачастую становятся руководители, PR-специалисты, даже топ-менеджеры – словом, люди, состоявшиеся в профессиональном плане и желающие передать свои знания другим. Под руководством опытных кураторов они нарабатывают практику, а клиенты «Доступного коучинга», в свою очередь, получают три часа бесплатных консультаций от участников лучшей психоаналитической образовательной программы России.
Проект «Доступный коучинг» был создан на кафедре психоанализа и бизнес-консультирования 10 лет назад. Изначально он назывался «Доступная психология» — работа велась с заявками, связанными как с профессиональными и карьерными запросами, так и с запросами на психологическую поддержку и помощь.
В начале 2022 года мы решили сменить название на «Доступный коучинг» и сделать акцент именно на профессиональной составляющей: построение карьеры, профессиональное развитие, коммуникация с коллегами, работа в команде. Отчасти на это повлияла пандемия, за время которой поступило невероятное количество заявок именно по этим направлениям. Поэтому решили назвать программу так, чтобы она отражала суть происходящей работы.
Самый частый запрос связан с коммуникациями — как на горизонтальном уровне внутри команды, так и с руководителями. Пандемия принесла и новые особенности: очень часто людям требуется помощь с тем, как выстраивать работу на удаленке или в гибридном режиме, когда часть коллектива находится в офисе, а другая — дома. Еще один важнейший момент — work/life balance, которого при удаленной работе многим очень сложно достичь.
Какие результаты можно получить на бесплатных сессиях?
Чего можно добиться за три бесплатных сессии, каждая из которых длится 50 минут? Все зависит от конкретного случая: бывает, что люди уже знают причины своих проблем и существующие сложности. Тогда нужно просто с кем-то поговорить, подумать, порефлексировать — и они достаточно быстро находят для себя все ответы и понимают, как действовать дальше. На такие истории трех сессий оказывается вполне достаточно.
Бывают и другие ситуации. Например, когда человеку суть и источник проблемы не до конца понятны: очевидно, что есть некие сложности, но их корни неизвестны. И тогда бесплатные сессии как раз уходят на поиск первопричины и выяснение истинного запроса: зачастую оказывается, что проблема лежит совершенно в иной плоскости. И здесь все тоже индивидуально — многие из таких людей, выяснив свой истинный запрос, в итоге остаются работать с коучем уже на платной основе.
Стоимость платных сессий может быть очень разной: все зависит от конкретного коуча. Среди наших коучей есть как начинающие специалисты, проходящие обучение в «Вышке», так и люди с многолетней практикой и богатым бэкграундом как в коучинге, так и в бизнесе – включая топ-менеджеров крупных организаций.
Как подбираются консультанты?
Как мы подбираем консультантов для клиентов нашего проекта? Уже на этапе рассмотрения заявки, исходя из формулировки запроса, мы понимаем, кому из наших практикующих специалистов его адресовать. Кроме того, стараемся подбирать консультантов примерно того же возраста, что и клиент – так легче и комфортнее налаживается общение.
Все практикующие специалисты проходят строгий отбор на соответствие необходимым критериям и участвуют в супервизиях – это процесс оценки психоаналитической сессии внешними консультантами с высоким профессиональным уровнем. Они смотрят, как коуч работает с клиентами, дают обратную связь, и только когда она оказывается стабильно положительной, мы допускаем консультантов к программе «Доступный коучинг». Разумеется, если клиенту после первой сессии вдруг не понравился коуч, его можно поменять – но такие случаи за 10 лет работы можно пересчитать по пальцам одной руки. При том, что ежедневно мы получаем от пяти до десяти заявок от потенциальных клиентов.
Консультации могут проходить как очно, так и в формате онлайн. Пандемийный период принес с собой новые вызовы, с которыми мы успешно справились: удаленные сессии по эффективности ничем не отличаются от «живых». Кроме того, у проекта постоянно расширяется география: все больше заявок приходит из различных регионов России и даже из-за рубежа, и с этими клиентами мы тоже продуктивно работаем. Но для жителей столицы всегда открыты кабинеты практики в здании НИУ ВШЭ на Мясницкой – если клиенту комфортнее встречаться очно, такая возможность есть.
Ключевое правило проекта «Доступный коучинг» — полная конфиденциальность. Во время работы с клиентами запись сессий не осуществляется, а супервизии проводятся без использования персональных данных. То есть консультант разбирает кейс с опытным преподавателем, но не раскрывает информацию, которая позволила бы идентифицировать клиента. Эти моменты строго зафиксированы в документах, которые подписывает каждый консультант.
Насколько прохождение бесплатных сессий помогает клиентам? Об этом лучше спросить самих клиентов — что мы и делаем, тщательно собирая обратную связь, которая в большинстве случаев оказывается либо позитивной, либо восторженной. Значит, будем продолжать работать и дальше: расширяя географию и масштабы, чтобы помогать как можно большему количеству людей в разрешении их карьерных запросов.
Записаться на бесплатные коучинг-сессии можно на сайте НИУ ВШЭ.
Партнерский материал
Когда бесплатно -- то становится непонятно зачем светят звезды. Когда бесплатно, то звездам невозможно задавать вопросы и требовать от них качества услуг и результата.
В чем мотив такого коуча? Потренироваться?
Вот, если бы психоаналитический бизнес-коуч платил мне за проведение своих тренировочных сессий -- было бы интересней :)
В долгу не останусь -- дам развернутую обратную связь. И поставлю лайк, конечно, если коуч его заслужит.
Ну, а если кроме шуток, то по моему опыту вместо предложений бесплатного сыра, сыр лучше продавать.
Но гарантировать возврат средств в случае неудовлетворенности клиента качеством купленного товара.
Примите это как консалтинг с моей стороны, а в качестве вознаграждения я с благодарностью приму ваш лайк под этим комментом.
Спасибо!
Отлично!!! Идём на доступный коучинг!!!
А вот по каким запросам можно обращаться - следует со странички программы "Доступный коучинг" :
Би платный ли? Каждый труд должен иметь своё вознаграждение. И, далеко не всегда материальное. Вопрос в том, кто эти консультанты и, какова их мотивация оказывать помощь даром? И, даром ли? До конца не объяснено, как будет продолжаться общение, в каком формате, после первой, первых, би платных консультаций? И, вполне допускаю, что есть консультанты, которые действительно хотят помочь и денег им за это не надо. Однако, способны ли? Может, это некий пилот для отработки метододики, ошибок и наработке КБ и базы знаний... ВШЭ и, би платно? Хм... С чего бы?
Тестирование продукта и бизнес-идеи.
Сначала Цена1 = 0 и смотрят трафик1.
Потом Цена2 = P2 и смотрят трафик 2.
Потом Цена3 = P3 и смотрят трафик 3.
Выявляют эластичность спроса от цены.
Потом по трем точкам построят седлообразную кривую, по которой определят оптимальную цену продукта, при которой трафик, помноженный на цену, даст максимальную выручку. Ну, или с учетом расходной части -- максимальный профит.
Типичная задача продуктовой аналитики.
Может быть я описал идеализированный кейс, но в любом случае здесь я вижу тестирование гипотезы продуктового маркетинга.
Первая итерация.
Если бы такое проводил я, то немного изменил бы условия:
- первую итерацию делал бы НЕ с 0 ценой, а любой символической (500 руб за сессию(/час), например), радикальные значения снижают качество тестирования и дают более высокую погрешность в оценках;
- в предложении обязательно бы обозначил возврат средств в случае неудовлетворенности клиента.
Такой подход позволит выжать из тестирования больше информации. Даст более достоверную оценку оптимальной цены, и дополнительные данные по отказам. В привязке к коучам для каждого из них определил бы конверсию его эффективности (неэффективности) и уже знал бы кто них подходит для этой работы лучше, а кто хуже.
Вполне жизнеспособный.
Так сложно набрать учебных клиентов, что даже в бизнес сообществе приходится писать об этом статьи?)
Велика вероятность, что это учебные клиенты, расшифровка консультаций которых после используется для написания дипломов и прочая - это обычная практика институтов психологии, 3 сессии по 50 минут. В такой программе могут участвовать и выпускники, если дела у них совсем плохи и они надеются найти т.о.себе клиентов, потому что, разумеется, и студент, и не студент очень рассчитывают, что бесплатный клиент превратится в платного и продолжит занятия. Вот и объяснения "бесплатности"))
Справедливости ради, такие три сессии человеку действительно могут здорово помочь, если конечно с ним работает кто-то толковый.
Я это и предположил в первом комментарии:
Либо:
Я скептически отношусь к любым коучам, менторам, фасилитаторам, модераторам стратегических сессий и прочим подобным.
Более того, только одно упоминание в заголовке подобных спикеров эффективного управления и лидерства уже может отпугивать разумных людей. Так как за минувшие лет 20 авторитет подобных профи был сильно подорван повылазившими невесть откуда всевозможными пройдохами.
Допускаю, что среди них есть реальные профи, с хорошим образованием и большим опытом в том, что они продают как обучение, но у таких это точно не бывает бесплатным.
Если бы я занимался подобным проектом, то подал (спозиционировал) бы это несколько иначе.
Выше в комментах -- предложил несколько идей.
Это и понятно и верно.
Автор пишет - "И тогда бесплатные сессии как раз уходят на поиск первопричины и выяснение истинного запроса: зачастую оказывается, что проблема лежит совершенно в иной плоскости. И здесь все тоже индивидуально — многие из таких людей, выяснив свой истинный запрос, в итоге остаются работать с коучем уже на платной основе".
Психологическая грамотность нашего населения оставляет желать лучшего, и потому бесплатные сессии как раз и служат для введение личности в основы понимания человеческого психологического профиля, и как только человек понимает, что проблема скрывается в его способе реагирования на окружающий мир, то естественно дальнейшая работа ведется на платной основе, и кстати говоря вестма не дешевой. Это нормально! Это ведь тоже бизнес!!
возможно эти три бесплатные занятия имеют цель "подсадить на коучинг".
ну как дилеры кое-чего запрещённого угощают новеньких, чтобы у них сформировалась зависимость. вполне вероятно, что некоторые "фомы неверующие", которые и не пробовали коучинг никогда, в жизни не станут покупать его за деньги, а разик бесплатно попробуют и им понравится.