Как учитывать запасы: по средней стоимости или методом ФИФО

Есть два способа учитывать запасы: по средней стоимости и методом ФИФО (First In, First Out: первый пришел, первый ушел). Как выбрать способ учета запасов в вашей компании — расскажу в этом материале, но сначала разберемся, что такое запасы.

Что относится к запасам

Сырье и материалы, которые компания использует для производства, выполнения работ или оказания услуг. Например, у строительной компании запасами будут стройматериалы, у автосервиса — запчасти, у ресторана — продукты.

Готовая продукция и товары для продажи. Одна компания изготавливает трубы, а другая покупает и перепродает строительным фирмам. У обеих компаний трубы — это запасы, только у производителя — запасы готовой продукции, а у перекупщика — запасы товара.

Товары для собственных нужд бизнеса. Это может быть печатная бумага для офиса, хозяйственный инвентарь, компьютеры, бензин. Все это можно учитывать как запасы, если закупать большими партиями, а потом расходовать в течение длительного времени.

Как учитывать запасы

Допустим, вы торгуете пылесосами: покупаете их партиями у нескольких поставщиков, а потом перепродаете в розницу

Вы купили 100 пылесосов по 6000 руб. за штуку, появился запас товара. Давайте учтем его в количестве и стоимости.

Товар

Количество

Стоимость

Пылесос

100

600 000 руб.

Выглядит красиво и понятно, но это временно. Ведь запасы постоянно обновляются: вы продаете пылесосы и закупаете новые, а стоимость за штуку может различаться. Как тогда учитывать запасы? 

Есть два варианта: учитывать по средней стоимости и методом ФИФО.

Как учитывать запасы по средней стоимости

Давайте теперь купим не одну, а две партии пылесосов. Причем вторая партия будет крупнее, и за это поставщик даст скидку.

Партия

Количество

Стоимость
за штуку, руб.

Стоимость
всей партии, руб.

Партия 1

100 

6000

600 000

Партия 2

180

5685

1 023 300

Итого

280

?

1 623 300

Сколько в среднем стоит пылесос? Разделим общую стоимость на общее количество: 1 623 300 / 280 = 5797,5 руб.

То есть, если продадим один пылесос, то в запасах останется 279 пылесосов, а их стоимость будет равна 279 * 5797,5 = 1 617 502,5 руб. Таким образом можно узнать стоимость запасов, сколько бы пылесосов ни оставалось на складе. 

Как учитывать запасы по ФИФО

Название этого метода происходит от английского сокращения FIFO, что значит First In, First Out: первый пришел, первый ушел. Именно в такой последовательности и будем учитывать стоимость пылесосов при продаже: сначала по цене пылесоса в первой купленной партии, а когда партия закончится — по цене во второй партии. 

Вот как это выглядит. Пылесосы в первой партии стоили по 6000 руб. за штуку, а общая стоимость двух партий — 1 623 300 руб. Если продаем один пылесос, то считаем, что он был из первой партии. Значит, общая стоимость запасов уменьшится за 6000 руб.

Если продать сразу 200 пылесосов, тут немного сложнее. Первая партия пылесосов была по 6000 руб., но их было всего 100 штук. Возьмем еще 100 штук из второй партии, они стоили по 5685 руб. 

Партия

Стоимость 1 пылесоса, руб.

Сколько продали пылесосов

Стоимость проданных пылесосов, руб.

Партия 1

6000

100

600 000

Партия 2

5685

100

568 500

Итого

 

200

1 168 500

Обе партии стоили 1 623 300 руб., а продали мы уже на 1 168 500 руб. Значит, стоимость запасов на складе составляет 1 623 300 − 1 168 500 = 454 800 руб.

Сравним, как это выглядит в разных моделях учета

Операция

Кол-во, штук

Стоимость, руб.

Метод средней стоимости

Метод ФИФО

Купили

280

1 623 300

1 623 300

Продали

200 

1 159 500

1 168 500

Осталось на складе

80

463 800

454 800

Результат оказался разный, но в этом нет ничего странного: если при использовании средней стоимости неважно, из какой партии продаем товар, то на стоимость остатков по методу ФИФО сильно влияет, товар какой партии продается, и по какой цене мы его покупали.

Когда продадим все оставшиеся пылесосы, тогда расхождений в учете уже не будет — стоимость 280 пылесосов в размере 1 623 300 руб. пойдет в расход, а запасов на складе останется 0.

В общем, какой бы метод вы ни выбрали, результат будет один.

Если результат одинаковый, тогда в чем отличие

Из примера с пылесосами видно, что метод ФИФО затратнее для учета. Необходимо всегда точно знать, сколько товара и по какой стоимости лежит на складе. Одна ошибка — неправильно посчитаем расходы и стоимость запасов на складе, весь учет коту под хвост.

Поэтому, если у вас большая номенклатура и много продаж, используйте метод средней стоимости, и считайте свои запасы и расходы после завершения месяца, как в этом примере:

Наименование

Кол-во

Стоимость всего, руб.

Стоимость за единицу, руб.

Остаток на начало месяца

25

100 000 

4000

Поступило за месяц

100

450 000

4500

Итого: остаток + поступление

125

550 000

4400

Продано и списано в расход за месяц

50

220 000

4400

Остаток на конец месяца

75

330 000

4400

Если сделок немного, и результат по каждой из них нужно считать в момент сделки, а не в конце месяца, то подойдет метод ФИФО. Аналогично применяйте эти методы учета и с другими видами запасов: для учета и списания в производство материалов и сырья, изготовления и продажи готовой продукции, использования расходных материалов для нужд компании.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный аналитик, Екатеринбург

FIFO - модный термин, но по сути - это просто партионный учёт и абсолютно логичная последовательность отпуска товара.

Кстати, для товара с небольшим сроком годности может быть актуальным FEFO, ведь первый не всегда значит самый свежий

Генеральный директор, Москва

В начале статьи написано "Есть два способа учитывать запасы..." и не написано, где есть. То, что здесь написано - верно, только это налоговый учёт, не финансовый.

Я многие годы пользовался учётом "по среднему", но с учётом цены за будущий товар. При этом, разумеется, бухгалтерия считала так, как того желает ПБУ, налоговый кодекс. Да, так почти никто не делает, и это всегда удивляло: легко влететь в большие убытки или остаться без оборотки. Что, кстати, часто происходит во время существенных валютных скачек, как сейчас. 

Спустя годы, когда возникла возможность учиться финансовому анализу глубоко, узнал:

1) Управленческий учёт (т.е. учёт по правилам компании - одно, а для налоговой - другое) - это учёт, который используется во всём мире (в России тогда "двойной учёт" означал только одно "белый" - официальный, "чёрный" - сокрытие налогов). Поэтому, желание считать так, как диктует здравый смысл, а не положения налоговой - правильное и законное желание во всем мире. Смысл фразы "двойная бухгалтерия" до сих пор у нас и "на Западе" - разный. 

2) Метод, который я использовал, мой преподаватель финансов (не только преподаватель различных экономических вузов с учёной степенью, но и советник в крупных советах директоров) называл "единственно верным" - NIFO (Next In, First Out: какой придёт, такой уходит). 

Т.е. нет в бизнесе слова "или" (это про заголовок) - учитывать можно только по среднему, с учётом будущей цены (что такое будущая цена - отдельный разговор). А в налоговом учёте, конечно, есть. Но это специфический учёт, предназначенный для расчётов с государством, не более. Если его применять рыночной компании, высок риск быстро и надёжно бизнесу вылететь в трубу.

Для объективности: ничего не имею против методик, которые используются в бухгалтерском/управленческом учёте - расчёты баланса и прочие. Они очень хороши, но всегда требуют адаптации к особенностям бизнеса компании.

Генеральный директор, Москва
Никита Гуцал пишет:

FIFO - модный термин, но по сути - это просто партионный учёт и абсолютно логичная последовательность отпуска товара.

Кстати, для товара с небольшим сроком годности может быть актуальным FEFO, ведь первый не всегда значит самый свежий

Собственно... да, именно - метод должен соответствовать целям учёта. А они бывают разные, не только бухгалтерские. Об этом в статье не написано, поэтому она озадачила.

IT-менеджер, Красноярск

В этом вопросе, лучше исходить из специфики товара и способа исчисления налоговой базы.

В общем случае, если номенклатурная позиция, со временем, дешевеет (компьютеры и комплектующие, сотовые телефоны) - лучше, FIFO. Сейчас не говорим о курсе доллара.

Если, в целом, дорожает - тогда по-среднему.

Когда-то, был еще метод списания - LIFO. При продаже, списывалась стоимость последнего прихода. Потом, его запретили. 

Консультант, Украина
Антон Французов пишет:

 

Когда-то, был еще метод списания - LIFO. При продаже, списывалась стоимость последнего прихода. Потом, его запретили. 

А почему его запретили?

 

Системный аналитик, Санкт-Петербург
Олег Гончаров пишет:
NIFO (Next In, First Out: какой придёт, такой уходит)

Интересно, в каких учетных системах (эксель не считается) эта схема учета и рассчета реализована "из коробки"?

Чаще всего вопрос учета прямых материальных и нематериальных затрат стоит при рассчете премиальной части сотрудников. Если сотрудник молодец, все организовал так, что дельта положительная - получи премию, нет - не получи премию (а то и получи штраф). Но если я все организовал верно, сосед организовал верно, а его сосед - увел сделку в крутой "-", то почему мы "по среднему" должны за него расплачиваться? 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.