Без чего нельзя начинать масштабирование компании: 5 важных пунктов

У меня три бизнеса: переводческая компания, медиакомпания и технологический стартап. По мере их развития не раз поднимался вопрос масштабирования. Делюсь пунктами, которые не стоит упускать из внимания при расширении компании.

1. Выстраивание бизнес-процессов

Часто у предпринимателя происходит головокружение от успеха после первой продажи, особенно если чек многомиллионный. Но, как и «одна дождинка – еще не дождь», так и первая сделка не является гарантией того, что бизнес может масштабироваться. Первую продажу вполне реально совершить и без отлаженной системы. Однако как только случился второй, третий цикл сделки (вернулся предыдущий покупатель или пришел новый), это означает, что вы нащупали боль рынка и получили признание того, что ваш продукт востребован.

Есть и плохая новость: если к этому времени бизнес-процессы и порядок действий еще не выстроились, то ваша компания обречена на провал. Ни в коем случае не откладывайте внутренние процессы в дальний ящик, иначе они очень не вовремя напомнят о себе.

2. Наличие «теплых» покупателей

Вы хорошо изучили рынок, детально прописали профиль заказчика: пол, возраст, где живет, куда ходит, на чем ездит – чем более развернуто, тем лучше. Провели конкурентный анализ и выявили причины, по которым будущий клиент готов покупать конкурирующее решение, сформулировали уникальное торговое предложение, которое позволяет отстроиться от конкурентов. И только затем приступаете к продажам.

Затем начинаете считать экономику:

  • Сколько в компании тратится и остается денег после каждой продажи?
  • Сколько продаж нужно провести, чтобы выйти на самоокупаемость?
  • Какая длина цикла одной сделки?
  • Какие ресурсы задействованы для проведения одной продажи?
  • Сколько ресурсов потребуется для проведения десяти сделок одновременно, и за какой отрезок времени?

Полученные результаты сверяете с фактами наличия на радаре реальных «теплых» клиентов, которые готовы купить ваш сервис/продукт уже сейчас, будь у вас для этого все необходимое. Есть ли у вас необходимая сумма для того, чтобы вложить в осуществление десяти продаж. А двадцати? А ста?

3. Расширение категорий пользователей вашего товара

Речь пока не идет о расширении географии продаж. Представьте, что вы строите бизнес в рамках отдельно взятого города или региона. Даже не думайте в сторону экспансии на всю страну или мир, пока не исчерпали свои подходы ко всем «низкоуровневым» категориям: номенклатуры товаров, классы клиентов...

Масштабирование географическое должно произойти не раньше, чем вас начнет буквально «распирать» изнутри от тесноты «кольчужки» вашего бизнеса в условиях небольшой территории, но широкой линейки ваших предложений и огромного веера групп заказчиков, которых вы охватили своей любовью и заботой.

4. Образовательные программы для предпринимателей

Примите участие в акселераторе с теми менторами, у которых есть хорошая насмотренность на проекты и бизнесы из разных сфер деятельности, от услуг до реального сектора экономики. У каждого из них есть и истории успеха, и свое кладбище бизнесов, которые не смогли выжить. Эти специалисты, как правило, знают, что и в какой момент пошло не так. И имеют они дело примерно с одинаковой типологией проблем и болезней роста компаний, поэтому не нужно думать, что именно ваш кейс уникальный, и вам никто не сможет помочь.

Считается, что акселераторы нужны исключительно для стартапов, но это заблуждение. И маркетинг, и юнит-экономика, и подходы к метрикам – примерно одинаковые в любом бизнесе. Предостерегаю вас от вируса предпринимательской гордыни, которая заставляет думать, что только ваш бизнес уникален, поэтому, дескать, этот проект нельзя судить по общепринятым канонам. Итак, акселератор – это и ваш мини-МВА, и лечебница, и коучинговый центр.

5. Поддержка сотрудников

Без команды вы сможете масштабировать разве что собственные неудачи. Персонал – не менее ценный актив, чем имущество компании. Принимая решение масштабироваться, следует не просто заручиться поддержкой сотрудников, а для начала собрать всех ключевых игроков и поставить вопрос на обсуждение. Будьте открыты для диалога, и услышите много ценных предложений или возражений.

Послушная поддержка ваших намерений должна стать тревожным звоночком. В таком случае просто необходимо назначить «Бабу-ягу», которой следует поручить подготовить аргументы против масштабирования. Потом снова соберите всех и объявите эту сессию открытыми дебатами по вопросу масштабирования. В пику аргументам «за» начинайте выкладывать контраргументы, подготовленные «Бабой-ягой». Не выносите решения, не выслушав всех.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Игорь Адеев, Сергей Корчанов
Менеджер, Краснодар

Да так никогда не начать масштабировать бизнес!

 

Консультант, Новосибирск

Указанные аспекты реально важны, список даже можно было бы расширить.

Чтобы масштабировать бизнес, а не неудачу.

Спасибо автору!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.