Бизнес любит использовать спортивные образы: воля к победе, упорство, слаженные действия команды, взаимовыручка и голевые передачи, общее ликование после выигрыша.
Обязательно нужен выигрыш. Медали, кубки, первые места. Никто не использует в корпоративных буклетах образы проигравших или получивших травмы. Все это довольно однобокий взгляд на спорт, глянцевый и неправдоподобный. Ведь даже чемпионы иногда оступаются, у всех бывают плохие дни, даже сезоны.
Тем не менее в целом спорт действительно отвечает требованиям рекламы: все модели в отличной форме, заряжены на достижения и усиленно работают, команды сформированы.
Более того, профессиональный спорт так много позаимствовал у бизнеса, что во многом превзошел своего учителя. Возможно, пора заняться обратным обменом опыта и поучиться у спортсменов, тренеров, менеджеров команд, спортивных психологов, аналитиков и экономистов?
Выход за рамки
Помните фильм с Бредом Питтом «Человек, который изменил все»? Речь там шла о бейсболе. Несмотря на все усилия Голливуда, этот вид спорта в России так и не прижился. Но важен месседж фильма, он универсален и звучит так:
Перестановкой слагаемых можно добиться изменения суммы
По сюжету у менеджера команды-аутсайдера нет хороших игроков, нет финансов на переманивание «звезд». Наоборот, последних толковых ребят забрали более крутые команды. Битва за кубок обещает быть провальной. Если провести параллель с бизнесом – многие с сожалением узнают свою ситуацию.
Парадоксальный подход героя Бреда Питта заключается в привлечении аналитика. Что выпускник Йеля может смыслить в профессиональном бейсболе? Он даже не играл никогда. Верно, зато может подсчитать реальный вклад каждого игрока лиги по атомарным, частным характеристикам. Не его «пиарный» вес, а фактическую пользу для решения определенных задач. Главный KPI — процент занятия базы.
И это сработало! Вопреки недовольству представителей старой школы, оказалось, что можно выводить на поле более слабых игроков и побеждать.
У красивой истории был документальный прототип – бейсбольная команда «Окленд Атлетикс». Сказка ложь, да в ней намек. Посмотрите этот фильм с точки зрения руководства по менеджменту. Там показано все необходимое:
- Дефицит ресурсов
- Одна «звезда» по цене целой команды
- Оригинальная стратегия
- Саботаж стариков из управления
- Внимание к тактике
- Разруливание конфликтов
- Мотивация игроков
Если получится применить такой прием в своей деятельности, то сорвете джекпот там, где никто этого не ожидал. В том числе и вы сами тоже, потому что индустрия ставок прекрасно работает по отношению к себе. Зачастую мы сами определяем собственные результаты, чисто психологически. Это второе, чему стоит поучиться у спортсменов.
Психология победы
Сейчас даже в детских секциях есть спортивные психологи. Ни одна профессиональная встреча не обходится без их участия. Каждого спортсмена «заряжают» на победу, отдельно решается задача совместимости и слаженности команд.
Можно с заслуженным уважением относиться к личным достоинствам игроков, но по большому счету соперничают тренеры и психологи. Режиссура спортивных состязаний похожа на шахматы. Фигуры сильные, однако результат определяется управлением.
В ход идут самые разные техники:
- Визуализация действий. Прикладное НЛП, с проговариванием и «предварительным просмотром» своих действий во время будущих игр. Спортсменам нужно привыкнуть к роли победителей.
- Обращения к команде. Задачи на тренировку, игру, чемпионат. Важно донести конкретные цели до каждого игрока, напомнить всем о важности происходящего.
- Предиктивная конфликтология. Непрерывно отслеживаются любые напряжения, возникающие между членами команды. Мелочей здесь нет, все становится предметом изучения, обработки, управленческих решений.
- Позитивный настрой. Звучит плоско, но это целый комплекс методик и упражнений, нацеленных на выработку проактивных реакций.
- Управление стрессом. Отдельная задача, особенно важная по мере роста ставок во время продвижения вверх по турнирной таблице.
Все это касается не только команд – в индивидуальных видах спорта психологический тренинг бывает даже жестче. Какой пилот притормозит при входе в вираж, кто из бойцов постучит во время удушающего, теннисист бросится за мячом или проводит его взглядом — все решается именно в такие моменты.
Кстати о теннисе. Посмотрите почти любую подачу Рафаэля Надаля. Он часто выполняет целый набор ритуальных действий: поправляет прическу, проводит пальцами по лицу, разве что тушь на ресницах не обновляет. В этом нет кокетства. Тактильные «якоря» служат для приведения психики в равновесное состояние. Личный код к спокойствию.
Согласитесь, многое из перечисленного пригодится и в деловой жизни. Компании проводят пятиминутки и летучки, пытаются уделять внимание мотивации сотрудников. Но крайне редко психологической накачкой занимаются тщательно и непрерывно.
Причем, когда это все-таки происходит, появляется риск свалиться в другую крайность. Туда, где проводят «стрессовые» интервью, по утрам закатывают оргии, как в заправской секте, культивируют обязательные корпоративы и доносы между коллегами.
В этом смысле спорт определенно лидирует. Он гораздо адекватнее и прагматичнее. А также учитывает индивидуальные особенности каждого игрока, даже в командах. Особенно в командах.
Технические приемы
Профессиональный спорт отличается высокой инновационностью. Первые компьютеры, роботы, датчики, любые новинки — все сразу там.
Для оттачивания спортивной техники игроки пользуются последними достижениями науки. Автоматическая подача (и сбор) мячей, приспособления, тренажеры, GPS-трекинг. А также невероятно скрупулезный подсчет всех данных, какие только можно оцифровать. Вот вы можете назвать по своей компании:
- количество подборов мяча?
- удачных передач?
- вынужденных и невынужденных ошибок?
- десятка других похожих метрик по каждому сотруднику?
- за каждый период времени?
Спортивные менеджеры могут! И не только они, а еще комментаторы, букмекеры и просто внимательные фанаты. В современном спорте очень много цифр.
Казалось бы, математика успеха – чисто бизнесовая отрасль. Однако, если сравнить KPI по спорту и бизнесу, легко заметить, как много мы упускаем при оценке действий — своих и подчиненных.
Многие косвенные параметры непосредственно влияют на результаты. Воронки продаж по клиентам строить научились, воронки для отслеживания «голевых передач» – нет.
Поэтому планирование в спорте точнее. Оно гораздо лучше кастомизировано, учитывает сильные и слабые стороны отдельных игроков. Позволяет комбинировать их качества, повышая шансы на победу.
А чтобы еще сильнее подготовиться, многие используют специальные вещества. Первым вспоминается мельдоний, который стоил нервов и карьеры многим спортсменам. Грань между допингом и эффективным питанием слишком тонка. Поэтому, начиная с определенного уровня, в группу поддержки обязательно входят врачи и даже химики.
Они рассчитывают, как разнообразить рацион сверх обывательских рецептов вроде «пейте больше воды» и «питание должно быть сбалансированным». Например, добавлять:
- Креатин
- Аминокислоты
- Протеин
- Бета-аланин
- Витамины
- Кофеин
Таких списков очень много. Они тоже «затачиваются» под конкретных спортсменов, причем не только с учетом общих параметров, таких как вес или возраст. Многовекторные обследования, непрерывные анализы, мониторинг физического состояния. Корректирующие дозировки, системный подход к диете, режиму.
Представьте, что вы говорите своим продавцам, как им следует питаться. Или указываете разработчикам на необходимость высыпаться. Не в качестве шутки, а серьезно. С контролем каждого глотка, вдоха, часа жизни, в том числе в нерабочее время!
Бизнес отстает и здесь, проигрывает с сухим счетом. Абонемент в спортзал и фрукты на столах не заменят профессионального биохакинга. Даже сравнивать нечего.
Рабочий ритм
С чего начинается каждая игра или тренировка? Переодевание, разминка. Озвучивание плана. Дальше все в таком же духе. Никакой монотонности, продуманные и обязательно сменные блоки:
- Нагрузка на разные группы мышц.
- Ротация партнеров по спаррингу и командным действиям.
- Переключение с «физики» на тактику и обратно.
- Нарабатывание полезных рефлексов.
- Импровизации для решения нестандартных ситуаций.
Возможно, некоторыми из этих приемов пользуется NASA и еще несколько организаций. В обычной компании рабочий день везде состоит из «пришел, сел и занялся тем же, чем вчера или месяц назад».
Выращивание трудового резерва – и вовсе чистая формальность. У многих это строчки в CRM, которые актуализировали неизвестно когда. Сравните с непрерывным тренингом запасных наравне с основным составом, когда многие игроки до последнего даже не знают, кого из них выпустят на поле.
В фильмах показывают приступы восторга и переживание за коллег, но это кинематограф. Настоящие офисы не оглашаются воплями после заключения сделки. Никто не звонит в колокол, чтобы народ сбежался со всех этажей окатить счастливчика шампанским.
Все происходит скучно, серо, буднично. Никаких оваций, толпы не будут скандировать имя героя. Его разве что потом распечатают на бланке «сотрудник месяца».
А в конце рабочего дня никто не идет в душ, похлопывая соратников по накачанным плечам. Редко где образуются стихийные дружеские связи для круглосуточного общения. Как правило, сотрудники не летают всем офисом в длительные командировки, их не связывает бесконечное число личных историй.
Мы в разных лигах.
Что можно сделать
Завидно, конечно. Но чего же, теперь муштровать всех, изображая подготовку к Кубку чемпионов? Не поймут-с. Так не принято, это слишком большой рывок. К тому же сделать его технически сложно или даже нереально. Не хватит технической базы, специальных ролей на подхвате. К каждому продавцу не приставишь массажиста. Даже времени нет на все это, не говоря о финансах.
Тем не менее можно поглядывать на спортивный мир, чтобы брать из него по мелочам, иногда чуть больше. Как получится. Даже небольшой обмен опытом будет полезен. Например:
- Занимайтесь сотрудниками индивидуально.
- Собирайте команду не формально, а системно.
- Учитывайте косвенные показатели эффективности.
- Делайте нестандартные замены.
- Вложитесь в рацион, отдых, энергетическую подпитку своей команды.
- Занимайтесь психологией.
- Тренируйте запасных так, чтобы они всегда были готовы.
- Будьте готовы сами на любые инновации и затраты.
Это единственный способ приблизиться к спортивным образам не только в рекламе, а по-настоящему.
Читайте также:
Интересный взгляд на бизнес. Но если мой работодатель начнет "совать нос в мою тарелку", то вскоре он перестанет быть "моим".
Тема, конечно не новая, но от этого не прерстаёт быть актуальной. Только, первый пример у меня, не из Голливуда, "на реальныйх событиях", а реальный клуб Динамо (Киев) с Великим Валерием Васильевичем Лобановским. Он, на удивление многих, начинал считать ТТХ футболистов - технико-тактические характеристики. И профессиональные клубы это только усовершенствовали. А в НХЛ какая статистика?! Сколько времени на льду, плюс/минус, голы так, голы сяк, передачи, штраф, хиты! Спорт давно уже всё считает. Читал, что,когда к вновь назначенному генеральному менеджеру Филу Эспозито пришёл центральный нападающий и попросил прибавки к зарплате, Фил открыл статистику хоккеиста и выгнал его из команды :). А разве иначе действует генменеджер, к которому приходит за повышением "продажник"??? :)
Насчёт питаний и прочих тем, тут, пожалуй, перебор. Человек вправе выбрать приоритет: Он работает для Жизни или живёт для Работы?
каждый день, работайте чуть лучше чем вчера и будете чемпионами....
Главный ресурс в спорте высоких достижений - люди.
Чтобы подготовить одного олимпийского чемпиона, нужно пропустить через систему подготовки 50 000 претендентов на входе. 49 999 отсеются, некоторые на поздних этапах, когда упущено время на получение образования и подорвано здоровье.
Мне кажется, важно понимать, что добиться сверхрезультатов в бизнесе (как и в любой другой деятельности) получится далеко не у всех.
В успехе в бизнесе играет роль много факторов:
- способности человека (уловить тренды, например) - допустим, Павел Дуров в свое время уловил тренд, понял, что нужно потребителю, и запустил "Вконтакте", которая стала суперпопулярной. Однако, Дуров такой в России один (в данном направлении бизнеса) - больше никто из пользователей соцсетей, программистов, предпринимателей до такого не додумался.
- личные качества человека (трудолюбие, упорство и т.д.);
- время и усилия, которые человек готов потратить на развитие своего бизнеса;
- стартовый капитал (очевидно, что человек, у которого стартовый капитал - 50 тысяч рублей, человек, у которого стартовый капитал - 10 млн рублей, и человек, у которого стартовый капитал - 50 млн рублей, имеют разные шансы );
- везение (например, два человека начинают бизнес по поставке китайских товаров, но один нашел китайские товары, которые дешевле всех, за 5 месяцев, и успешно их перепродал, а другой 1,5 года ищет, но находит исключительно не самые дешевые товары и не может конкурировать с первым.)
Поэтому у любого предпринимателя высоки шансы, что добиться сверхрезультатов не получится.
Отличная статья, кратко и ёмко.
Ещё добавить, что работать в действительно эффектной команде более интересно. Я бы сказал - это удача, создать или попасть в такую команду.
Елена, нормальный человек не будет заниматься делом успех которого зависит от везения. Этим будет заниматься только лузер. Лузер по жизни, по воспитанию, по наследственности..
Рулетка, блэкджек,, скачки, тараканьи бега всё это придумали что бы дать шанс лузеру с его детской, подвижной психикой.
То есть получается, что если Вы правы, то главный фактор в бизнесе - это быть лузером. И это скорее всего очень правильная характеристика любого бизнесмена.
Михаил, а вот тут интересный момент.
Везение - это только один из факторов. Поэтому для того, чтобы "повезло", обычно предприниматели совершают несколько попыток вести бизнес, прежде чем бизнес "пойдет".
Например, типичный случай.
Человек накопил небольшой стартовый капитал, открыл фирму по дистрибьюции детских игрушек.
Какие-то игрушки закупил, какие-то перепродал, денег мало, больше продавать не получается, найти такие игрушки, которые дешевле, чем у других, не получается.
Фирму по дистрибьюции игрушек закрыл.
Открыл фирму по продажам цемента.
То же самое - не получается найти дешевых поставщиков и конкурировать по цене. Работает-работает, а прибыли нет.
Закрыл фирму по продажам цемента.
Открыл фирму, оказывающую услуги отделки квартир.
И вот тут ему повезло больше: дело пошло: звонят по объявлению клиенты, делают заказы, прибыль сначала маленькая, потом больше, потом еще больше.
Вышел на определенный уровень дохода, купил жилье дороже, чем то, в котором раньше жил. Уровень личного дохода человека считается неплохим: в месяц выходит сумма несколько раз выше средней зарплаты по региону.
И все: на этом уровне дохода предприниматель застрял. Он молодец, выстроил бизнес, создал рабочие места, обеспечивает себя. Является ли это "сверхрезультатом"? Не является. А каковы шансы достичь здесь сверхрезультата - какого, например, достигли Татьяна Бакальчук или Павел Дуров?
Хороший фильм (в оригинале - Moneyball). И хорош Бред Питт в роли генерального менеджера, который когда-то играл сам, но без особых успехов. Меня смущает, что в Вашем анализе и выводах отсутствует пара ключевых моментов.
Контрольный вопрос автору: Вы сами этот фильм смотрели?
Статья хорошо написана, но с общим посылом соглашаться не хочется. Очередной заход на тейлоризм, бизнес "высоких достижений" путем выжимания из людей того, что еще можно дожать ("Ну, кисочка, ну, еще капельку! Послушай психолога, скушай мельдония, глядишь - и получится!).
Спорт и армия традиционно выступают эталонными моделями для вертикального бизнеса. Но сколько можно выжимать? Модель надо менять, догонять тех, кто это уже понял и не гонится за лаврами великих тренеров и полководцев.